Экзистенциональное направление в психокоррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 18:40, доклад

Краткое описание

К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.
Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин «existentia» переводится с позднелатинского как «существование». В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekzistentsia.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

Экзистенциальное направление в психокоррекции.

К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.

Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин «existentia» переводится с позднелатинского как «существование». В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования.

Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

    • человек есть целое, несводимое к сумме его частей;
    • человек существует в контексте собственных человеческих проблем;
    • человек способен к осознанию и способен действовать рационально;
    • человек всегда имеет выбор;
    • поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.

Основные понятия и положения экзистенциального подхода.

 «Диалог» - понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: «Я- ты», «Я-оно». По Буберу, основное слово «Я-ты» порождает и утверждает мир отношений в отличие от «Я-оно», которое порождает опыт.

«Опыт» - понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Данная категория соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.

Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».

«Переживание» - понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание - это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание - максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

«Аутентичность» (подлинность) - понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно - проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, - бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

«Самоактуализация». По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост». Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра («самости»), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.

«Ценность» - понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные «Я». А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:

1. В-ценности - бытовые ценности, ценности полноты бытия.

2. D-ценности - депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.

Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие.

«Бытие в мире». Обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного «Я» как пребывающего в мире:

    • чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;
    • подлинное существование «самости»;
    • бытие есть трансцедентирование человека в иное;
    • определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей.

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир».

«Жизненный мир» - понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Понятие «жизненный мир» не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

«Событие» - скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

Позиция психолога. Основная предпосылка психологической позиции - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его "сейчастным" переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога "быть в мире" - самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.

Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:

    • Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.
    • Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.
    • Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.
    • Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.
    • Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.

Требования и ожидания от клиента. Позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций, поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности.

Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях. Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоции, мыслей и ожидание открытия.

Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир»

В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач:

  • упор на развитие самосознания - осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла.
  • культивирование свободы ответственности - психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам.
  • помощь в открытии или создании смысла - в реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов.
  • уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки - открытие собственного аутентичного "Я" и "Я" неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где "Я", "Мое", а где "Не я", "Не мое", и переживание своей идентичности, своего "Я" как уникального неповторимого жизненного мира - таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.
  • работа с тревогой - не существует обязательного правила снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой.

Главными результатами успешной экзистенциальной психокоррекции являются расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности (жизненных сил).

Техники:

Работа с осознанием смерти:

Ялом рекомендует исходить из следующего положения — тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью. Углубление осознания неизбежности смерти может усиливать беспокойство, но психотерапевт должен стремиться не анестезировать тревогу пациентов, а помогать им примиряться с ней и использовать ее конструктивно.

Техника работы со сновидениями заключается в том, что экзистенциальные психотерапевты побуждают пациентов рассказывать о своих сновидениях. Так как в сновидениях (особенно в кошмарах) могут в неподавленном и неотредактированном виде проявляться подсознательные темы, в них часто присутствуют и темы смерти. Поэтому обсуждение и анализ сновидений проводятся с учетом экзистенциальных конфликтов, имеющих место у пациентов в данный момент. Однако пациенты не всегда готовы иметь дело с материалом, представленным в их сновидениях.

Ялом (Ялом, 1997, с. 240-280) приводит случай Марвина, пожилого мужчины 64 лет. Один из его ночных кошмаров состоял в следующем: «Двое мужчин, очень высоких, бледных и худых. В полном молчании они скользят по темному полю. Они одеты во все черное. В высоких черных шляпах трубочистов, длинных черных пальто, черных гетрах и ботинках, они напоминают викторианских гробовщиков или лакеев. Внезапно они подходят к коляске, где лежит маленькая девочка, завернутая в черные пеленки. Ни произнося ни слова, один из мужчин начинает толкать коляску. Проехав короткое расстояние, он останавливается, обходит коляску вокруг и своей черной тростью, у которой теперь добела раскаленный наконечник, разворачивает пеленки и медленно вводит белый наконечник в вагину младенца».

Ялом дал следующую интерпретацию этого сна: «Я стар. Я в конце своего жизненного пути. У меня нет детей, и я встречаю смерть, полный страха. Я задыхаюсь в темноте. Я задыхаюсь от этого молчания смерти. Мне кажется, что я знаю способ. Я пытаюсь проткнуть эту черноту своим сексуальным талисманом. Но этого недостаточно».

Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина рассказать, какие ассоциации возникли у него в связи с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, как он переработал все возникавшие у него в воображении образы смерти, Марвин предпочитал рассматривать свой ночной кошмар с точки зрения скорее секса, чем смерти.

Техника использования вспомогательных средств (проводим в группе) для углубления осознания смерти состоит в том, что пациента просят написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами, которые касаются тревоги, связанной со смертью. Кроме того, психотерапевты могут предложить пациентам пофантазировать на тему своей смерти, воображая «где», «когда» и «как» они ее встретят и как пройдут их похороны. Ялом описывает два способа заставить пациентов взаимодействовать со смертью: наблюдение за неизлечимо больными людьми и включение в группу пациентов неизлечимого онкологического больного.

Информация о работе Экзистенциональное направление в психокоррекции