Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 15:22, курсовая работа
Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков у младших школьников.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников
Значение универсальных учебных действий в системе начального образования………………………………………………..………………..5
Виды универсальных учебных действий в педагогике…………………8
Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников……………..9
Выводы к главе I……………………………………………………………….13
Глава II. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………14
Выводы к главе II…………………………….………………………………….19
Глава III. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира……………………………………………….…………….20
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.
Итак, младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. В целях реализации этого положения современная концепция учебного сотрудничества предполагает, что основная часть обучения строится как групповое. Это позволит создать в начальной школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной младшим школьникам.
Выводы к главе II
Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.
Глава III. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов
Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательных учреждений.
Экспериментальная база и этапы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Исследование на различных этапах осуществлялось на базе «Начальной общеобразовательной школы №1» города Богучара. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе
осуществлялось изучение, обобщение, критический
анализ информации по проблеме исследования
в психологической, педагогической литературе,
обобщался педагогический опыт по рассматриваемой
проблеме. На этой основе были определены
исходные позиции и направления исследовательского
поиска, уточнена проблема, определена
цель, сформулирована гипотеза исследования.
На данном этапе были уточнены признаки
ключевых понятий исследования, проведен
констатирующий эксперимент. Основными
методами исследования на данном этапе
выступали: эмпирические: изучение и обобщение
педагогического опыта, наблюдение (прямое,
косвенное); опрос (устный — беседа, письменный
- анкетирование, тестирование), организация
констатирующего этапа эксперимента и
статистическая обработка его результатов;
теоретические: выдвижение гипотез и моделирование.
На третьем этапе осуществлялась обработка, анализ и систематизация материала теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий школьников в оценочной деятельности. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация); методы математической статистики, анализ результатов исследования и их наглядное представление.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1)на основе личностно - деятельностного, системного, компетентностного, понятийно - синергетического подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана модель формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности, включающая в себя следующие компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и результативный;
2) выявлен, теоретически
обоснован и экспериментально
апробирован в рамках
3) разработана и
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа понятийного аппарата мы уточнили содержание понятия «оценочная деятельность младших школьников». Оценочная деятельность младших школьников рассматривается нами как деятельность, сознательно направленная на постановку цели своих действий и их самостоятельное выполнение; на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов; и сопровождающая весь ход учебно-познавательной деятельности.
В исследовании определена сущностно - содержательная характеристика и специфика оценочной деятельности младших школьников как механизма формирования их универсальных учебных действий. Механизм, заложенный в деятельности оценивания учащихся, находит свое отражение в этапах и педагогических условиях формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности. Умение младших школьников оценивать свои действия и результаты своего продвижения вперед выступает в качестве пускового механизма формирования их универсальных учебных действий благодаря тому, что рождает у обучающихся новый учебно-познавательный мотив, побуждающий их к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений; к сознательному и активному присвоению нового социального опыта; к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; к саморазвитию и самосовершенствованию.
Теоретическое обоснование взаимосвязи оценочной деятельности учащихся и их универсальных учебных действий в данной работе представлено в модели формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности.
Практическая значимость
1) оригинальное и многостороннее содержательно - методическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности;
2) диагностическая программа,
осуществляемая по бинарной
Выводы к главе III
Экспериментальную работу по
реализации разработанной
Подготовительный этап был
Критериальный аппарат, позволяющий оценить эффективность рассматриваемого процесса, разработан нами на основе анализа ключевых понятий. Это позволило отнести к критериям уровня сформированности оценочной деятельности младших школьников:
Основной этап направлен на реализацию разработанной модели.
Методика реализации модели формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности, предполагает поэтапное формирование общеучебных умений с включением ориентировочного, формирующего, рефлексивного этапов.
Заключительный этап был посвящен оценке достигнутого уровня сформированности оценочной деятельности и общепознавательных действий учащихся. Результатом формирования надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности выступает их готовность к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, сознательному и активному присвоению нового социального опыта; способность учеников к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Полученные результаты математической статистики подтвердили наше предположение, что внедрение в практику современной начальной школы модели, в том числе и комплекса педагогических условий, входящих в ее состав и обеспечивающих эффективность ее функционирования, способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности.
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения учащихся начальной школы учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Многие дети приходят в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем эти конфликты, они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.