Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
Дошкольный и младший школьный возраст занимают довольно большой период времени, от трёх до десяти лет, и именно этот период вносит огромный вклад в психическое развитие ребёнка. На протяжении этого времени, ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним до конца его жизни, определяя его как личность. В младшем возрасте ребёнок начинает осознавать, что он является индивидуальностью, давать оценки себе и окружающим его людям, определять, что является хорошо, а что плохо. Одной из главных задач в развитии ребёнка является формирование самосознания, понимание того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Именно осознание этого является неотъемлемой частью становления индивида по жизни.
Введение……………………………………………………………………... …..2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки………3
1.1Теоретические основы исследования адекватности самооценки дошкольников и младших школьников…………………………………….....3
1.2 Понятие самооценки………………………………………………………...6
1.3Виды самооценки…………………………………………………………….6
1.4 Особенности самооценки в дошкольном возрасте………………………..9
1.5 Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки………………………………………………………………………17
1.6Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника…19
1.7 Пути формирования адекватной самооценки…………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста…………………………………………………………...33
2.1 Организационные основы экспериментального исследования…………..33
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список литературы………………………………………………………………40
Младший школьный возраст в исследованиях Е.Н. Каменской, – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерно формирование и закрепление новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирование характера, воли, расширение круга интересов, развитие способностей. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Таким образом, поступление в школу ведёт не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребёнок начинает занимать новое место внутри социальных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребёнку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Он начинает воспринимать свое «Я» и признаёт за другими это право. Он знает, как нужно действовать, и действует по своей воле.Именно в этот период жизни младшего школьника продолжает формироваться его представление о самом себе, своих возможностях, своих качествах и своём месте среди других людей – его самооценка.
Младший школьный возраст, по утверждению А. К. Зиньковского, – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. Это период, в котором начинает формироваться адекватная самооценка под влиянием многих факторов. Младший школьник всё больше сталкивается с окружающей действительностью, которая даёт ему право сделать выбор в пользу оценки самого себя.
1.6.Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника
Большое значение в становлении
самооценки младшего школьника, по мнению
М. Феннел, имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности. В данном случае
уровень самооценки выступает как показатель
нервно-психического здоровья подрастающего
поколения. Семья, в первую очередь, может
помочь ребёнку преодолеть объективно
возникающие трудности. Самооценка в детстве
– это первоначально присвоение ребёнком
оценки родителей. Позже самооценка начинает
дифференцироваться. Силу набирает стиль
воспитания, принятый в семье. Поощрения
(подарки, слова ободрения), поддерживая
и закрепляя конкретное поведение, работают
на формирование позитивной оценки себя,
а наказания и игнорирование – на попытку
найти поощряемый вариант и негативную
оценку себя в настоящем. Если воспитание
грешит однообразием, не способствуя различению
типов поведения (ребёнок получает только
похвалы или только наказания, что бы ни
сделал), эта неадекватность переходит
в неадекватную самооценку. Помимо действий
важны слова, так как то, что говорят родители,
проецируя свои ожидания или надежды на
ребёнка, также сохраняется в детской
памяти. На этом этапе детская самооценка
зависит от особенностей семейной воспитательной
политики.
Низкая самооценка не дает способностям
школьника полностью раскрыться. А слишком
высокое мнение о себе может быть опасным:
ребёнок будет приписывать себе несуществующие
достоинства и нереальные перспективы,
а затем, в будущем, страдать, когда жизнь
начнёт всё расставлять на свои места.
Часто родители, по утверждению О.Л. Зверевой,
придумывают, каким должен быть ребёнок
в идеале, а когда он не соответствует
их мечтам, упрекают его за это, не замечая
достоинств, которые просто не были включены
в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы
у ребёнка не воспиталось низкой самооценки
и ощущения ущербности, не стоит возлагать
на него каких-то огромных надежд, чтобы
впоследствии не прийти к разочарованию.
И, наоборот, нужно старательно замечать
достоинства, открывать в ребёнке ему
присущие черты.
Некоторые родители, по мнению М. Феннел,
высоко ценят деньги и материальное состояние.
В такой семье ребёнок отождествляет себя
с этими ценностями и попадает в оковы
накопительского стиля жизни, требующего
от него постоянной борьбы и интриг. По
мере того как материализм разрушает в
ребёнке восприятие собственного достоинства,
он втягивается в погоню за богатством,
компенсируя чувство неполноценности.
Чрезмерно властные, заботливые или потакающие,
родители превращают своего ребёнка в
эмоционального калеку. Лишённый побуждения
встречать жизненные ситуации с уверенностью
и достоинством ребёнок медлит и выбирает
путь наименьшего сопротивления. Отсутствие
уверенности в своих силах рождает чувство
неполноценности, а оно, в свою очередь,
формирует основу для низкой самооценки.
Особенно аккуратно нужно вести себя с
детьми, если их двое и больше. Есть родители,
которые откровенно сравнивают детей,
ставят одного другим в пример. Таким образом,
ребёнок сравнивает себя с детьми такого
же возраста, которыми все восхищаются,
и страдает от своих воображаемых изъянов.
Ребёнок верит, что другие наделены большей
силой и уверенностью в себе и пользуются
большей популярностью, в результате чего
его наполняет разрушительное чувство
неполноценности. Это отражается на самооценке
ребёнка, вызывает у него чувство зависти,
сомнение в родительской любви и откровенную
неприязнь к тем, кого постоянно превозносят.
Фактически, самооценка – это разница
между собой реальным и собой идеальным,
а дети любят создавать себе идеалы. Порой
они хотят быть похожими на героев книг
или фильмов, но проблема в том, что это
недостижимо. В результате разрыв между
идеалом и ребёнком настолько велик, что
самооценка падает порой до нуля. И все
же, по мнению А.Н. Ганичевой, родителям
нужно приветствовать стремление ребёнка
к идеалу, иначе он вырастет самодовольной
и не слишком образованной личностью.
Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить
ему, что к идеальному приблизиться можно
только постепенно, путём кропотливого
труда. Объяснить ребёнку, что, если идеалы
кажутся недостижимыми, если не можешь
изменить себя реального, то нужно уметь
менять представления о себе – идеальном.
И, самое главное, нужно полюбить себя,
такого, какой есть.
Для того чтобы помочь детям повысить
самооценку, необходимо оказывать им поддержку,
проявлять искреннюю заботу о них и как
можно чаще давать позитивную оценку их
действиям и поступкам. А.Н. Букин выделяет
три основных стиля воспитания в семье,
которые могут повлиять на становление
самооценки ребенка:
- авторитарный;
- попустительский;
- демократический.
Авторитарному, или диктаторскому, стилю
воспитания недостаёт теплоты. Для него
характерна строгая дисциплина, общение
в режиме «родитель – ребёнок» превалирует
над общением в режиме «ребёнок – родитель».
Ожидания таких родителей в отношении
их детей весьма велики. Авторитарные
родители, как правило, мало демонстрируют
свою любовь к ребёнку, отдают инструкции
и приказы, при этом, не обращая внимания
на мнение детей и не признавая возможности
компромисса. В таких семьях высоко ценятся
послушание, уважение и следование традициям.
Считается, что родители всегда правы,
а непослушание наказывается, иногда физически.
Авторитарные родители также ожидают
большей зрелости от своих детей, чем это
характерно для их возраста. Активность
самих детей очень низкая, так как подход
к воспитанию ориентирован на родителя
и его нужды. Этот стиль воспитания, по
мнению А.Н. Букина, приводит к ряду недостатков
в развитии ребёнка. Такие дети зачастую
попадают под сильное влияние сверстников.
Будучи часто разочарованными в своих
ожиданиях, они отдаляются от родителей
и нередко протестуют против их ценностей
и принципов. Дети, у которых занижена
самооценка, недовольны собой. Это происходит
в семье, где родители постоянно порицают
ребёнка, или ставят перед ним завышенные
задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует
требованиям родителей. Для попустительского,
или либерального, стиля характерны теплые
отношения между родителями и детьми,
низкая дисциплина, общение «ребёнок –
родитель» превалирует над отношениями
«родитель – ребёнок», а также либеральные
родители не возлагают на своих детей
больших ожиданий. Либеральные родители
заботливы, внимательны, у них очень тесные
отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся
о том, чтобы дать детям возможность выразить
себя, творческие стороны своей личности
и индивидуальность, и сделать их счастливыми.
Они верят, что именно это научит их отличать
хорошее от плохого. Либеральным родителям
сложно установить чёткие границы допустимого
поведения для своих детей. Они непоследовательны
и часто поощряют раскованное поведение.
Если определённые правила или стандарты
и существуют в семье, то детей не заставляют
следовать им в полной мере. Такие родители
не возлагают на своих детей больших надежд,
дисциплина в их семьях минимальна, и они
не чувствуют большой ответственности
за судьбу детей. Для демократического,
или авторитетного, стиля воспитания характерны
теплые отношения между родителями и детьми,
умеренные дисциплинарные требования
и надежды на будущее детей, а также частое
общение. В отличие от либеральных родителей,
они тверды, последовательны в своих требованиях
и справедливы.
Авторитетные родители создают дисциплину,
используя рациональные и проблемно-ориентированные
стратегии, для того чтобы обеспечить
независимость детей при необходимости
подчиняться правилам определенной группы.
Они требуют от детей подчинения некоторым
установившимся стандартам в поведении
и контролируют их выполнение. Родители
для достижения взаимопонимания с детьми
используют разумные доводы, обсуждение
и убеждение, а не силу. Они в равной степени
выслушивают своих детей и высказывают
им свои требования. У детей есть альтернатива,
их поощряют, дают им возможность предлагать
свои решения и принимать на себя ответственность
за свои поступки. В результате такие дети
верят в себя и в возможность выполнения
взятых ими обязательств. Когда родители
ценят и уважают мнение своих детей, это
приносит пользу обеим сторонам. Авторитетные
родители устанавливают приемлемые границы
и стандарты поведения для своих детей.
Они дают им понять, что всегда помогут,
когда это будет необходимо. Если их требования
не выполняются, то они относятся к этому
с пониманием и скорее готовы простить
своих детей, чем наказать их.
В результате, как утверждает А.Н. Букин,
выигрывают обе стороны. Благодаря успешному
взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям,
возлагаемым на детей, они получают хорошие
возможности для развития. Кроме того,
такие родители поощряют успехи детей
в учебе, что имеет положительное влияние
на их успеваемость в школе.
В семьях, где применяется демократический
стиль, дети растут с высокой, но не с завышенной
самооценкой, внимание к личности ребёнка
(его интересам, вкусам, отношениям с друзьями)
сочетается с достаточной требовательностью.
Здесь не прибегают к унизительным наказаниям
и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает.
Дети с пониженной самооценкой (не обязательно
очень низкой) пользуются дома большей
свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность,
следствие равнодушия родителей к детям
и друг к другу.
По мнению Т.В. Костяк, родители задают
и исходный уровень притязаний ребёнка
– то, на что он претендует в учебной деятельности
и в отношениях. Дети с высоким уровнем
притязаний, завышенной самооценкой и
престижной мотивацией рассчитывают только
на успех. Их представления о будущем так
же оптимистичны. Дети с низким уровнем
притязаний и низкой самооценкой не претендуют
на многое ни в будущем, ни в настоящем.
Они не ставят перед собой высоких целей
и постоянно сомневаются в своих возможностях,
быстро смиряются с тем уровнем успеваемости,
который складывается в начале обучения.
Таким образом, по утверждению К. Аспер, школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка как личности со стороны родителей. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа. В самосознании младшего школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.
Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чём дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения растущих детей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности и самооценки ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему развитию.
Таким образом, влияние семьи
на самооценку младшего школьника трудно
переоценить, так как то, что человек приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей своей
будущей жизни. Поэтому родители должны
понимать, как велико значение правильного
семейного воспитания в развитии адекватной
самооценки ребёнка.
Кроме семьи, большое влияние на формирование
самооценки младшего школьника оказывает
учитель. Ребёнок младшего школьного возраста
большую часть времени проводит в школе.
И основной его деятельностью является
-учебная. В этой связи, считается, что
мощным фактором воздействия на самооценку
младшего школьника выступает оценка
учителя. Оценивая знания, учитель одновременно
оценивает личность, её возможности и
место среди других. Именно так воспринимаются
оценки детьми.
Ориентируясь на оценки учителя, дети
сами ранжируют себя и своих товарищей
как отличников, средних, слабых, старательных
или нестарательных, ответственных или
безответственных, дисциплинированных
или недисциплинированных. Оценочные баллы, которые выставляет
учитель, должны, безусловно, соответствовать
действительным знаниям детей. Однако
педагогический опыт показывает, что в
оценке знаний учащихся требуется большой
такт. Важно не только, какую оценку поставил
учитель ученику, но и то, что он при этом
сказал. Ребёнок должен знать, чего ждёт
от него учитель в следующий раз. Главное,
что должно определять отношение каждого
учителя к каждому учащемуся, по утверждению
Н.В. Касициной, независимо от уровня его
знаний и индивидуальных психологических
особенностей, – это глубокая вера в растущего
человека, в его возможности.
Эффективность учебной деятельности школьника
зависит не только от системы хорошо усвоенных
знаний и владения приемами умственной
деятельности, но и от уровня самооценки.
Влияние успеваемости школьников на их
самооценку- несомненно. Дети, которые
испытывают значительные затруднения
в усвоении программного материала, получают
чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим
школьник становится на каком-то этапе
учения, когда обнаруживается определённое
расхождение между тем, что от него требуют,
и тем, что он в состоянии выполнить. Тот,
который часто терпит неудачу, ожидает
и дальше неудачу, и наоборот, успех. Организуя
учебную работу, учитель должен сознательно
и целенаправленно формировать самооценку
школьников, тем самым помня, что в дальнейшем
от самооценки зависит многое в жизни
индивида.
1.7 Пути формирования адекватной самооценки
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Как отмечает Б.Г. Ананьев, самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребёнка. Первоначально оценка себя и своих поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием: родителей, знакомых, педагогов. По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:
- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);
-
осознание самим ребёнком
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В дошкольном возрасте - это развитие навыков, первое попадание в социум, детский сад, в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.
Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может задействовать различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, в виде ласкового касания или лёгкого удара. Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает эти обратные связи. Используя их, он строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой. Также не стоит забывать о роли социального психолога в дошкольных заведениях и школе. Если преподаватель или родители не могут самостоятельно справиться с ребёнком, рекомендуется обратиться к специалисту. Психолог может с помощью практического метода определить уровень самооценки ребёнка, и прибегнув к определённым приёмам направить её в нужное русло.
Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.
Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.
Формирование в человеке адекватной самооценки требует от общества постоянного и сознательно организованного совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребёнка в процессе онтогенеза, так как без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы учитель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.
Целенаправленное формирование личности человека, как утверждает К.О. Казанская, предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.
При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребёнка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей со сверстниками и с взрослыми.
По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки – это один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.
Для поддержания планки на состоянии адекватности следует методически заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащихся своих действий. Однако роль родителей в формировании адекватной самооценки ребёнка младшего школьного возраста не менее важна, чем роль педагога, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В сущности, самооценка – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже силу набирает стиль семейного воспитания, и самооценка начинает дифференцироваться. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.
Информация о работе Экспериментальное исследование развития самооценки детей дошкольного возраста