Экспериментальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:58, доклад

Краткое описание

С.Розенцвейг выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента
Ошибки "отношения к наблюдаемому". Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого.
Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспериментальная.pptx

— 180.18 Кб (Скачать файл)

Экспериментальное общение

    • Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики ис­пытуемых.(В.Н.Дружинин, 1997 г.)

 

    • Процессом, организующим и регулирующим
    • совместную деятель­ность, является общение.

 

 

 

 

    • Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте.

 

    • На результаты исследования влияют: особенности личности,проявляющиеся в общении с экспериментатором, а так же ситуация исследования.

Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых

 

Это объясняется особенностями детской психики :

-Дети более эмоциональны  при общении со взрослым.

-Проявление личностных  особенностей у ребенка зависит  от ситуации в большей степени, чем у взрослого.

- Ребенок обладает более живым воображением, чем экспери­ментатор, и поэтому может иначе, "фантастически", интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый.

 

С.Розенцвейг выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента

 

    • Ошибки "отношения к наблюдаемому". Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
    • Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого.
    • Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами ошибок. Среди наиболее известных – "эффект Плацебо", "эффект Хоторна", "эффект аудитории":

Эффект Плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

 

    • Эффект социальной фасилитации (усиления). Присутствие любого внешнего наблюдателя (экспериментатора, ассистента) изменяет поведение человека, выполняющего работу.

 

    • Эффект Розенталя (Пигмалиона) проявляется в том случае, когда мнение какого-либо значимого человека об испытуемом как о способном сделать что-либо, достичь чего-либо, обусловливает успешную деятельность этого испытуемого

 

    • Эффект Барнума заключается в том, что человек склонен в непонятном, абстрактном, неточном высказывании, которое обще для всех, видеть конкретные факты и события, как из его личной жизни, так и ближайшего окружения.

 

С точки зрения Л.Б.Кристиансена, все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива — стремления к позитивной саморепрезентации, т.е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше.

Демонстративные личности склонны превращать эксперимент в театр: они чувствуют себя на сцене, ведут неестественно и нарочито. "Тревожные" личности могут вести себя скованно, напряженно и т.д.

 

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента применяется ряд специальных методических приемов:

Метод "плацебо вслепую" или "двойной слепой опыт". Контролируется эффект Розенталя (Пигмалиона). Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы.

Эксперимент проводит не экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.

Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложные цели и гипотезу исследования, независимые (ортогональные) от основных, которые и сообщаются испытуемым. В данном случае ис­пытуемые будут сами придумывать варианты-и вместо учета влияния ложной гипотезы нам придется разбираться в фантазиях испы­туемого, чтобы устранить влияние этой неконтролируемой перемен­ной. Метод "скрытого" эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого (по сути – модификация метода обмана). Возникает проблема нарушений этики исследований.

Метод" скрытого" эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в иссле­довании в качестве испытуемого.

Этот метод содержит важные этические вопросы, так как испытуемому не сообщается о привлечении его к исследованию, он полностью подконтролен другому лицу и является объектом манипуляций.

 

Контроль восприятия испытуемым cитуации. Обычно для этого применяется схема постэкспериментального интервью. Кроме того, используются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие целей исследования.


Информация о работе Экспериментальное общение