Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:58, доклад
С.Розенцвейг выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента
Ошибки "отношения к наблюдаемому". Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого.
Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.
Экспериментальное общение
Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых
Это объясняется особенностями детской психики :
-Дети более эмоциональны при общении со взрослым.
-Проявление личностных
особенностей у ребенка
- Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе, "фантастически", интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый.
С.Розенцвейг выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента
Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами ошибок. Среди наиболее известных – "эффект Плацебо", "эффект Хоторна", "эффект аудитории":
Эффект Плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.
Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.
С точки зрения Л.Б.Кристиансена, все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива — стремления к позитивной саморепрезентации, т.е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше.
Демонстративные личности склонны превращать эксперимент в театр: они чувствуют себя на сцене, ведут неестественно и нарочито. "Тревожные" личности могут вести себя скованно, напряженно и т.д.
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента применяется ряд специальных методических приемов:
Метод "плацебо вслепую" или "двойной слепой опыт". Контролируется эффект Розенталя (Пигмалиона). Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы.
Эксперимент проводит не экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.
Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложные цели и гипотезу исследования, независимые (ортогональные) от основных, которые и сообщаются испытуемым. В данном случае испытуемые будут сами придумывать варианты-и вместо учета влияния ложной гипотезы нам придется разбираться в фантазиях испытуемого, чтобы устранить влияние этой неконтролируемой переменной. Метод "скрытого" эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого (по сути – модификация метода обмана). Возникает проблема нарушений этики исследований.
Метод" скрытого" эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого.
Этот метод содержит важные этические вопросы, так как испытуемому не сообщается о привлечении его к исследованию, он полностью подконтролен другому лицу и является объектом манипуляций.
Контроль восприятия испытуемым cитуации. Обычно для этого применяется схема постэкспериментального интервью. Кроме того, используются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие целей исследования.