Экспериментальные методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

Экспериментальный метод в действительности является лишь одним из способов познания. Его основным признаком является стремление установить связную систему отношений, проверяемых экспериментом. Этот метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требованиях рефлективного мышления, чтобы достичь как можно более стройной системы знаний. Рассуждение в философии подчиняется законам мышления, тогда как в науке этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой. Тем не менее, задачей экспериментатора не является только регистрация фактов или даже отношений. Научная деятельность — это в такой же степени дело мышления, и, как показал Клод Бернар, нужно говорить не столько о методе, сколько об экспериментальном рассуждении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы экспериментальных методов
Фазы экспериментального исследования.
Наблюдение и эксперимент.
Формирование гипотез.
Индуктивные гипотезы.
Дедуктивные гипотезы.
Глава 2. Практические методики.
Основные признаки правильной гипотезы.
Независимая и зависимая переменная.
Эксперимент и лаборатория.
Эксперимент и оборудование.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспериментальный метод в психологии.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

Эксперимент и лаборатория.

Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он сопровождается стремлением проверить как можно  большее число переменных и как  можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне очевидно, что этот идеал легче достигается в  лаборатории, где оборудование и  помещение специально приспособлены  для этой цели. Лаборатория не предполагает, однако, сложного оборудования, помещающегося  в особых зданиях. Роль лаборатории  часто может выполнить спокойная  комната в школе, госпитале или  казарме. Существуют даже грузовики-лаборатории. Лаборатория разными способами  создает искусственную среду. Ее целью не является, впрочем,— за исключением особых случаев —  создание или воссоздание естественных условий и миниатюрных жизненных  ситуаций. Подход экспериментатора —  аналитический, он старается создать  ситуации, как можно больше выявляющие влияние изучаемой им переменной. Он действует так же, как физик  или биолог. Если на стадии наблюдения он часто должен прибегать к естественному  наблюдению, чтобы доискаться до первопричины, то, напротив, в эксперименте он должен установить какую-либо зависимость, стараясь устранить все влияния, ее маскирующие. Лаборатория полезна только тогда, когда удается привести в действие средства, изолирующие какое-либо явление.

На этой стадии научной работы такой  аналитический подход не таит в себе никакой опасности. Она, видимо, появляется только тогда, когда экспериментатор  неосмотрительно захотел бы перенести  свои лабораторные результаты в повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные, влияние которых  нейтрализовал эксперимент. Не следует  забывать, что эксперимент предназначен для создания науки и что практические выводы не вытекают из него механически.

Однако не всякий эксперимент может  быть проведен в лаборатории, в частности  в социальной психологии или в  прикладной психологии. В этих случаях  экспериментатор может изменять какую-либо переменную, но должен сохранять  нормальными все остальные условия жизни людей. Так, можно применять в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое-то время определять их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено. Можно также изменять в некоторых конторах отношение руководителей к персоналу и путем сравнения оценивать результаты и т. д.

Но сразу же обнаруживается, что  подобные эксперименты — а они  вполне заслуживают этого названия — оставляют множество неконтролируемых переменных. Так, в наших примерах не контролируется та или иная переменная: личность учителей или руководителей, характер классов или групп, установки, которые продолжительные эксперименты создают в изучаемых группах. Напомним о превратностях и злоключениях экспериментов на заводе Хаузорн. Однако увеличение числа экспериментов, проведенных на основе одной и той же гипотезы, может повысить ценность реализуемых проверок.

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент и оборудование.

Классическим признаком психологической  лаборатории является оснащенность ее оборудованием. Какую же роль играет оно в лаборатории? 
Оборудование является средством контроля за изменениями независимых переменных и определения значений или свойств зависимой переменной, то есть ответов испытуемого.

Оборудование может быть очень  сложным, но может быть и очень  простым. Особенно в области речи можно провести много исследований с помощью бумаги, карандашей и  хронометра. Напомним, однако, три переменные психологического отношения, чтобы  указать кратко природу и роль оборудования при изучении психологии человека.

А) Ситуация. Цель — максимальное уточнение  ситуации и ее переменных. Сюда относятся все приборы, предназначенные для измерения или создания контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр, аудиометр, а также ольфактометр, ареометр и т. д.

Исследования по восприятию применяют  разные типы аппаратов предъявления. Приведем в качестве примера тахистоскопы, предназначенные для контроля продолжительности времени экспозиции.

Для изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля времени  предъявления и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них  стимулами, движущимися перед окошком; проекционные аппараты и т. д.

Сенсомоторные исследования и исследования проблем обучения также пользуются оборудованием, которое даже определяет задание.

Мы уже говорили, что при изучении речи и символического мышления оборудование сводится к минимуму. Иногда лаборатория  оборудуется таким образом, чтобы  создать искусственные условия  обитания: «поворачивающиеся комнаты» Уиткина, лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне—помещения, воспроизводящие условия жизни астронавтов, где одновременно с физиологическими исследованиями проводятся некоторые психологические исследования.

Б) Личность. Когда нужно контролировать переменные личности, самым распространенным экспериментальным материалом являются всякого рода тесты 
(Пишо, 1949).

Когда изучаются физиологические  изменения, лаборатория превращается в клинику, так же как при исследовании фармакодинамики.

В) Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в регистрации  ответов.

Когда пользуются физиологическими показателями, прибегают к существующим регистрирующим аппаратам ЕЕG, ЕDG, ЕMG. Кино фиксирует мимику и сложные действия, магнитофон — вербальные ответы. Целый ряд аппаратов служит для измерения длительности феноменов: обычные хронометры, хроноскопы 
(Гиппа, Д'Арсонваля), ныне электронные. Очень часто пользуются полиграфом с синхронным мотором, позволяющим регистрировать время стимуляции (или стимуляций) и ответа (или ответов) и т. д.

Наконец, часто достаточно простого листа записей, сделанных испытуемым или экспериментатором.

Значение эксперимента определяется не ценностью используемого оборудования, а богатством гипотез и точностью  необходимого контроля. 
Однако часто этот контроль невозможен без оборудования, и во многих случаях успехи эксперимента зависят от успехов техники.

Заключение.

Экспериментальный метод  в действительности является лишь одним  из способов познания. Его основным признаком является стремление установить связную систему отношений, проверяемых экспериментом. Этот метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требованиях рефлективного мышления, чтобы достичь как можно более стройной системы знаний. Экспериментальный метод — это форма подхода разума, рассуждение, которое имеет свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но окончательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. М.В. Гамезо/«Атлас по психологии»/ И.А.Домашенко. М.: «Просвещение»,1986.
  2. В.В.Дюрягин /"Методы сбора информации в социологических исследованиях" /1, 2 т. Ред., Москва, "Наука", 1990.
  3. Р.С.Немов /“Психология”/ М.: “Просвещение”, 1990.
  4. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 54-75.
  5. Т.В. Корнилова. Экспериментальный метод в психологии и нормативы научного мышления  / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1150.html/

Информация о работе Экспериментальные методы психологии