Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:01, реферат
Экспериментальный метод в действительности является лишь одним из способов познания. Его основным признаком является стремление установить связную систему отношений, проверяемых экспериментом. Этот метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требованиях рефлективного мышления, чтобы достичь как можно более стройной системы знаний. Рассуждение в философии подчиняется законам мышления, тогда как в науке этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой. Тем не менее, задачей экспериментатора не является только регистрация фактов или даже отношений. Научная деятельность — это в такой же степени дело мышления, и, как показал Клод Бернар, нужно говорить не столько о методе, сколько об экспериментальном рассуждении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы экспериментальных методов
Фазы экспериментального исследования.
Наблюдение и эксперимент.
Формирование гипотез.
Индуктивные гипотезы.
Дедуктивные гипотезы.
Глава 2. Практические методики.
Основные признаки правильной гипотезы.
Независимая и зависимая переменная.
Эксперимент и лаборатория.
Эксперимент и оборудование.
Заключение.
Эксперимент и лаборатория.
Эксперимент должен доказать какую-либо
гипотезу. Поэтому он сопровождается
стремлением проверить как
На этой стадии научной работы такой аналитический подход не таит в себе никакой опасности. Она, видимо, появляется только тогда, когда экспериментатор неосмотрительно захотел бы перенести свои лабораторные результаты в повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные, влияние которых нейтрализовал эксперимент. Не следует забывать, что эксперимент предназначен для создания науки и что практические выводы не вытекают из него механически.
Однако не всякий эксперимент может быть проведен в лаборатории, в частности в социальной психологии или в прикладной психологии. В этих случаях экспериментатор может изменять какую-либо переменную, но должен сохранять нормальными все остальные условия жизни людей. Так, можно применять в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое-то время определять их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено. Можно также изменять в некоторых конторах отношение руководителей к персоналу и путем сравнения оценивать результаты и т. д.
Но сразу же обнаруживается, что
подобные эксперименты — а они
вполне заслуживают этого названия
— оставляют множество
Эксперимент и оборудование.
Классическим признаком
Оборудование является средством контроля
за изменениями независимых переменных
и определения значений или свойств зависимой
переменной, то есть ответов испытуемого.
Оборудование может быть очень сложным, но может быть и очень простым. Особенно в области речи можно провести много исследований с помощью бумаги, карандашей и хронометра. Напомним, однако, три переменные психологического отношения, чтобы указать кратко природу и роль оборудования при изучении психологии человека.
А) Ситуация. Цель — максимальное уточнение ситуации и ее переменных. Сюда относятся все приборы, предназначенные для измерения или создания контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр, аудиометр, а также ольфактометр, ареометр и т. д.
Исследования по восприятию применяют разные типы аппаратов предъявления. Приведем в качестве примера тахистоскопы, предназначенные для контроля продолжительности времени экспозиции.
Для изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля времени предъявления и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них стимулами, движущимися перед окошком; проекционные аппараты и т. д.
Сенсомоторные исследования и исследования проблем обучения также пользуются оборудованием, которое даже определяет задание.
Мы уже говорили, что при изучении речи и символического мышления оборудование сводится к минимуму. Иногда лаборатория оборудуется таким образом, чтобы создать искусственные условия обитания: «поворачивающиеся комнаты» Уиткина, лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне—помещения, воспроизводящие условия жизни астронавтов, где одновременно с физиологическими исследованиями проводятся некоторые психологические исследования.
Б) Личность. Когда нужно контролировать
переменные личности, самым распространенным
экспериментальным материалом являются
всякого рода тесты
(Пишо, 1949).
Когда изучаются физиологические изменения, лаборатория превращается в клинику, так же как при исследовании фармакодинамики.
В) Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в регистрации ответов.
Когда пользуются физиологическими показателями,
прибегают к существующим регистрирующим
аппаратам ЕЕG, ЕDG, ЕMG. Кино фиксирует
мимику и сложные действия, магнитофон
— вербальные ответы. Целый ряд аппаратов
служит для измерения длительности феноменов:
обычные хронометры, хроноскопы
(Гиппа, Д'Арсонваля), ныне электронные.
Очень часто пользуются полиграфом с синхронным
мотором, позволяющим регистрировать
время стимуляции (или стимуляций) и ответа
(или ответов) и т. д.
Наконец, часто достаточно простого листа записей, сделанных испытуемым или экспериментатором.
Значение эксперимента определяется
не ценностью используемого
Однако часто этот контроль невозможен
без оборудования, и во многих случаях
успехи эксперимента зависят от успехов
техники.
Заключение.
Экспериментальный метод
в действительности является лишь одним
из способов познания. Его основным
признаком является стремление установить
связную систему отношений, про
Библиографический список.