Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:58, контрольная работа
Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие «эксперимент». Сущность метода………………….………………..4
Требование к методу……………………………………………………………7
Виды эксперимента…………………………………………………………….10
Достоинства и недостатки экспериментального метода…………………....15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра педагогической психологии и психодиагностики
Эксперимент, его виды и возможности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Студентки 1 курса 124 группы
Направления (специальности) 050706 «Педагогика и психология
Факультета психолого-педагогического и специального образования
Скоробогатовой Веры Сергеевны
Руководитель
доцент, канд.пед.наук,
доцент ____________ Л.Е. Тарасова
Должность, уч.степень, уч.звание
Саратов 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Введение
Как и наблюдение,
эксперимент считается
Экспериментальный метод занял особое место в выделении психологии в отдельную науку. Если метод интроспекции рассматривался как предполагающий субъективную интерпретацию эмпирических данных о состояниях сознания, то переход к экспериментированию поставил вопрос о возможности и критериях объективного знания в психологическом исследовании.
Эксперимент в системе психологических
методов выступает в качестве идеальной
точки отсчета, по отношению к которой
обсуждаются способы сбора данных и ограничения
обобщений на основании применения других
методов.
Эксперимент [< лат. experimentum – проба, опыт] – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Специфика его заключается в активном вмешательстве в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленные изменения психологических условий. Он предоставляет возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Досконально продуманный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях.
Достоинства эксперимента заключаются в следующем:
Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:
В широком значении понятие
«эксперимент» («экспериментальное исследование»)
противопоставляется понятию «теория»
(«теоретическое исследование»).
В эксперименте все строится
на сравнении и сопоставлении. Здесь может
быть использован комплекс методов: наблюдение,
опросы, изучение продуктов творческой
деятельности, организация определенных
видов групповой и индивидуальной работы
и др. Следовательно, эксперимент имеет
комплексный характер.
Эксперимент служит
для решения ряда задач исследования:
определение зависимости между психологическим
воздействием и полученным результатом;
проверка гипотез; выявление зависимостей
между определенным условием (их системой)
и достигаемым результатом; определение
зависимости между результатом и затратой
времени и усилия; сравнение эффективности
нескольких вариантов психологического
воздействия и условий выбора оптимального
варианта по какому-либо критерию (эффективности,
затрачиваемому времени, усилий, средств);
обнаружение причинных связей.
Иными словами, эксперимент
позволяет целенаправленно изучать психологическое
явление, выявляя причинно-следственные
связи и отношения.
Получение объективных
экспериментальных данных предполагает
соблюдение ряда условий.
Выборка должна составляться
с учетом принципа случайности испытуемых,
исследователей, условий опыта. Это необходимо
для исключения интерсубъективного воздействия
испытуемых и исследователей на результат
эксперимента. При определении размера
выборки в эксперименте важно учитывать,
насколько большие различия должны быть оценены.
Во всяком случае, наилучший выход – брать
по возможности самую большую выборку.
Выбор необходимого числа объектов для
эксперимента обуславливается целью исследования.
Большое значение имеет также то, кому
будут адресованы рекомендации: всем,
для работы с каким-то одним возрастом.
Требование надежности
методики исследования выражается в том,
что при повторении опыта данная методика
должна дать прежний результат. При выборе
конкретных методик учитывается их наибольшая
информативность, при этом желательно
производить описание всех фактов с использованием
языка математики, математического аппарата.
В процессе проведения экспериментальной
работы необходимо создавать повторяющиеся
ситуации для подтверждения (опровержения)
ранее полученных данных.
Необходимость значительности
расхождения с предполагаемой гипотезой
полученных данных достигается с помощью
методов математической статистики, когда
определяется статистическая значимость
различий между до экспериментальным
и после экспериментальным состоянием
объекта. Если вероятность того, что различие
не является случайным, велика, то нулевая
гипотеза отвергается или проводится
дополнительное число опытов до окончательного
выяснения этого вопроса.
Методика эксперимента должна описываться так, чтобы ее можно было повторить. Для этого освещаются следующие аспекты исследования: а) испытуемые – отмечаются существенные для данного эксперимента характеристики (количество, возраст, пол); б) использованное оборудование– описание приборов, существенных для эксперимента; в) процедура – описание последовательных этапов проведения эксперимента, какие инструкции давались испытуемым, как они их выполняли.
Объективные данные можно получить
с помощью эксперимента — метода, основанного
на создании искусственной ситуации, в
которой изучаемое свойство выделяется,
проявляется и оценивается лучше всего.
Главным достоинством эксперимента является
то, что он позволяет надежнее других психологических
методов делать выводы о причинно-следственных
связях исследуемого феномена с другими
феноменами, научно объяснить происхождение
явления и его развитие.
Эксперимент в психологии — это специально
организованная (в естественных или искусственных
условиях) процедура, направленная на
установление причинно-следственных связей
между изучаемыми явлениями, хотя бы одно
из которых относится к категории социально-психологических
(процессов, состояний или свойств).
Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем:
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей.
С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из новейших экспериментов отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.
Краснов А.Н. считает, что «в отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт». Специфика экспериментальных методов, таким образом, состоит в том, что они предполагают:
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.