Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 19:44, реферат
Краткое описание
Задача всех методов научной психологии как раз и заключается, прежде всего, в том, чтобы создавать условия, при которых связь между наблюдаемым поведением и обуславливающими его психическими причинами становилась бы по возможности наиболее однозначной. Рассмотрим один из методов научной психологии – эксперимент.
Содержание
Введение 3 Общее понятие 3 Структура психологического эксперимента 4 Эксперимент как метод психологических исследований 5 Виды экспериментов 6 О 7 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОМ И ИСПЫТУЕМЫМ 11 Ошибки возникающее в процессе эксперимента 12 Специфика организации экспериментального общения 14 Несколько примеров прикладных экспериментальных психолого-педагогических исследований 16 Заключение 16 Список литературы 19
Каждый экспериментатор, обследовав
ряд лиц, в процессе накопления опыта должен
научиться подбирать необходимые методы,
анализировать и сопоставлять как наблюдения
в ходе эксперимента, так и количественные
показатели каждого метода, и главное
-- устанавливать их взаимосвязи друг с
другом и с данными других наблюдений
Проведение экспериментальных психологических
исследований по выявлению особенностей
возрастной динамики требует от психолога
хорошего знания особенностей и закономерностей
развития психики испытуемых данного
возраста.
Экспериментальные психологические
исследования (эксперименты, психодиагностические
обследования) необходимо проводить в
благоприятных условиях. Испытуемые должны
быть в бодром состоянии, выспавшимися,
отдохнувшими. Наиболее благоприятное
время исследования -- утро, часа через
два после подъема, но до каких-либо тяжелых
нагрузок; если выяснится, что испытуемый
плохо спал, то эксперимент лучше отложить.
Внимание испытуемого должно быть полностью
поглощено выполнением задания; если,
например, оказалось, что он в момент исследования
интенсивно переживает из-за своих учебных,
личных неудач или неприятностей, то эксперимент
также следует перенести на другое время.
Очень важно создать у испытуемого серьезное,
но достаточно спокойное отношение к эксперименту.
Надо избегать всего того, что могло бы
волновать испытуемого, вызвать у него
излишнее эмоциональное возбуждение,
отрицательно влияющее на ход эксперимента.
Конечно, это условие может быть планомерно
нарушено, если предметом изучения являются
степень эмоциональной возбудимости,
умение владеть собой и другие особенности
эмоционально-волевой сферы.
У испытуемого (даже с целью профориентации
или отбора) не должно создаваться мнение,
что от результатов эксперимента «зависит
его судьба». В то же время необходимо,
чтобы он понимал, что должен работать
с полным вниманием, что проводимые эксперименты
помогают оценить особенности его способностей.
Чем больше различаются условия проведения
эксперимента (обследования), тем труднее
судить, в какой мере результаты испытуемого
зависят от его изучаемых особенностей,
а в какой -- от влияния условий и побочных
факторов.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая
психология./ Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение.
- 1984. С. 232
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений.
В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - С. - 40, 56, 59.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию.
- М.: Книжный дом «Университет», 1999.
С. 33, 34, 45, 56.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического
эксперимента. - М., 1982. - С.16-34