Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:39, контрольная работа
Жесткие политические, экономические и социальные условия жизни в современной России являются причиной возрастающего насилия во всех сферах человеческой деятельности. Насилием разрешаются расовые и национальные конфликты. Уголовная преступность, наркотики, болезни, самоубийства, войны, терроризм уносят жизни тысяч людей. Насилие существует над природой, в сфере производства, образования, медицины, культуры, политики. Оно неизбежно накладывает свой отпечаток на отношения между людьми, делая их нетерпимыми и жестокими. Особенно сильно страдают дети, будучи наиболее беззащитными и восприимчивыми к общественному влиянию.
Введение
1.Ненасильственное воспитание подростков в современных условиях
2.Эксперимент свободного воспитания К.Н.Вентцеля
Заключение
Список литературы
Введение
1.Ненасильственное воспитание
подростков в современных
2.Эксперимент свободного воспитания К.Н.Вентцеля
Заключение
Список литературы
Введение
Жесткие политические, экономические
и социальные условия жизни в
современной России являются причиной
возрастающего насилия во всех сферах
человеческой деятельности. Насилием
разрешаются расовые и
Решение задачи гуманизации
воспитания может быть обеспечено системными
научными исследованиями проблем ненасильственного
воспитания, отрицающего насилие в воспитательном
взаимодействии взрослого и ребёнка, недостаточность
которых подчёркивают исследователи педагогики
ненасилия возникает ряд противоречий: между
необходимостью гуманизации воспитательного
процесса в современных общеобразовательных
учреждениях и преобладанием авторитарных
насильственных явлений в реальной педагогической
воспитательной практике; между потребностью
в разработке системных научных исследований
по проблемам ненасильственного воспитания
и недостаточностью таковых; между важностью
выявления психолого-педагогических условий
ненасильственного воспитания младших
подростков в системе деятельности классного
руководителя и отсутствием их детальной
разработанности и систематизации. Выявленные
противоречия позволяют обозначить проблему организаци
1.Ненасильственное воспитание
подростков в современных
Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность на данном этапе развития общества, для которого характерна низкая материальная обеспеченность основной массы людей, межнациональные конфликты, международный терроризм, растущие показатели преступности, беспризорности, наркомании, проституции; широкая пропаганда средствами масс-медиа (наряду с положительными идеалами) приоритета денег, власти и силы. Насилие используется во всех сферах современной жизни российского социума, что держит людей в постоянном напряжении, сказываясь на их взаимоотношениях и приводя к отрицательным для участников взаимодействия последствиям, как в личностном, так и в социальном плане.[4]
Самым опасным последствием негативных изменений в обществе является их влияние на подрастающее поколение. Как заметил в 1993 году генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор в своём Обращении «Призыв к ненасилию», дети, особенно подростки, менее всего защищены перед давлением со стороны общества в целом и значимых для них взрослых, в частности находясь в состоянии постоянного стресса, взрослые часто выбирают самые лёгкие и, на первый взгляд, эффективные методы воспитания детей - насильственные. [3]
Проблема личностного
насилия в воспитании, суть которого
состоит в подавлении свободы
и достоинства детей, всё" чаще
дискутируется на страницах педагогических
изданий, что пока не оказывает должного
влияния на сложившуюся практику
семейного и общественного
В связи с этим, нельзя не признать важность обновления современной общеобразовательной школы, базовой основой которого является гуманизация учебно-воспитательного процесса. Термин "гуманизация" происходит от широкого понятия "гуманизм", которое в разные исторические эпохи и в различных культурах наполнялось конкретным содержанием, в зависимости от понимания сущности человека (песчинка, центр всего сущего или зависящее от Бога существо). При всём разнообразии определений гуманизма (Ф.А. Брокгауз, О.А. Миронов и др.), существующих в философско-религиозной и просветительской литературе, целесообразнее остановиться на высказывании В.Ж. Келле, определяющего его как исторически изменяющуюся систему воззрений, отвергающую насилие, признающую ценность личности человека, его право на свободу, счастье и развитие способностей в условиях справедливости и равенства. [2, 7]
Гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья и свободного развития личности является одним из принципов государственной политики в области образования, что подтверждается Законом «Об образовании» Российской Федерации.[1]
Гуманистическая концепция образования, исключающая насилие, не нова. Требование гуманных взаимоотношений взрослых и детей мы находим уже в древнекитайской философской школе, основанной Конфуцием, а также японских системах образования и воспитания. В более поздний период идеи гуманистической философии, педагогики, психологии и социологии образования отстаивали К.Н.Вентцель и др.
2.Эксперимент свободного воспитания К.Н.Вентцеля
В начале XX в. идеи свободного воспитания увлекли прогрессивных педагогов России. С.Т.Шацкий, И.И.Горбунов-Посадов, А.У.Зеленко, Н.В.Чехов, К.Н.Вентцель были сторонниками свободного воспитания. Все их устремления были попыткой решить обострившиеся социальные проблемы общества «по-новому» организованного образования и воспитания, попыткой изменить общество путем нового воспитания.
Экспериментом стало создание небольшого семейного детского сада, который со временем должен был преобразоваться в семейную школу.
В 1905 г. Педагогическое общество
и его комиссия по организации
семейных школ прекратили свою деятельность,
но сад работал, а группа педагогов
разрабатывала теоретические
1 октября 1906 г. «Дом... »
был открыт, но с закрытием
Лиги образования (1907 г.), куда
он входил, он стал членом нового
общества «Кружок совместного
воспитания и образования
Воспитательная работа строилась
вокруг одной темы, и ребята на занятиях
выражали ее понимание рисованием,
лепкой, рукоделием, различными видами
ручного труда. Экскурсии, игры и
беседы развивали детскую
Через год «Дом...» был вновь открыт. Руководили «Домом» поочередно родители детей. Созданное для педагогического руководства педагогическое бюро контролировалось собранием родителей, а в 1907 г. был создан единый орган — Комиссия.
Это был единый орган управления школой. Родители вели занятия, дежурили, оплачивался труд только преподавателя естествознания и столяра. Родители и дети работали вместе на уборке, вместе оборудовали кухню, библиотеку, двор и сад. Так как дети были маленькие, вынуждены были привлекать прислугу, хотя на первых порах все осуществлялось самообслуживанием.[8]
Учение по программам и планам отменялось, но счету и письму учились по мере надобности возникающих потребностей. Но результаты первого года показали, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Чтобы сломить «свободу безделья», было принято решение, чтобы во время занятий никто не бегал, начатая работа доводилась до конца. Было создано единое расписание, первоначально оно создавалось только для воспитателей.
Постепенно отступали от принципа «интересность» к принципу «полезность». В мастерских ребята занимались столярным делом, лепкой, рисованием, картонажными работами.
Там же на третий год работы проанализировали методы обучения и воспитания, решив изменить распределение детей по группам, больше стали привлекать к работе «Дома» родителей. Главным в воспитательном процессе стал труд. Вместе со взрослыми ребята изготовляли вешалки, ткацкие станки для нужд «Дома».
Было решено соединить труд производительный и труд умственный, связать его с ремеслом и искусством.
Но развернуть дальше эксперимент свободного воспитания не удалось, «Дом» был закрыт.[7]
Школа просуществовала три года и показала недостатки свободного воспитания. В то же время была обоснована важность в воспитании свободного творческого, производительного труда, детского самоуправления, изучения детских задатков и способностей, развития детских талантов.
В 1905 г. Вентцель поднимает вопрос о создании в России для защиты детей Великой Хартии Свободы. В 1918 г. он пишет статью «Задача молодого человека», в которой говорит о борьбе детей против взрослых, о их защите. В период гражданской войны он выдвигает лозунг: «Учащиеся всех возрастов и всех стран, соединяйтесь между собою, образуйте одно международное братство учащихся, образуйте Интернационал учащихся».
Выход из катаклизма гражданской войны он видит в том, чтобы вместо культа взрослых был объявлен культ детей. В этом же году (1918) Вентцель формулирует права ребенка в России. Вот часть из них:
Вентцель надеялся, что Учредительное собрание примет его Декларацию прав ребенка, но Собрание было разогнано большевиками, и Декларация осталась на бумаге.
И еще одна проблема детства,
которая волновала К.Н.Вентце-
Участвуя в работе Педагогического общества при Московском университете, он возглавил комиссию по организации семейных школ. Впоследствии он высказал мысль, что воспитание достигнет успеха, когда будет сформирована свободная семья. Такая семья, писал он, возможна, если родители откажутся от власти над детьми. В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», формулируя теорию свободного воспитания, Вентцель выделяет главное: ребенок должен рассматриваться как творческая индивидуальность, которая собственными усилиями, при активной помощи взрослых становится личностью.
В 1913 г. на Всероссийском съезде по семейному воспитанию в докладе «Семейное воспитание и семья» Вентцель выдвигает идею реорганизации семьи, в которой дети и родители были бы равноправны в решении всех семейных проблем.
Еще в 1908 г. при Кружке совместного воспитания и образования детей был создан Родительский клуб, цель которого — «содействовать перевоспитанию современных родителей, поднять их до более высокого педагогического уровня».[2]
В работе «Свободный родительский авторитет» (1917) ученый говорит о знаниях, которые необходимы родителям для воспитания детей.
После 1917 г. идеи талантливого педагога не были востребованы. Да и как могла правящая партия с ее революционными принципами принимать объяснения Вентцеля происходящих событий в России: жестокость классовой борьбы и бескомпромиссность политических вождей вытекает из нравственного и интеллектуального состояния русского, а потом и советского общества.[8]
Заключение
Итак, педагогикой ненасилия изучаются: её психологические основы, суть ненасилия как общечеловеческой ценности, принципы ненасильственного взаимодействия педагога с учащимися.
К.Н. Вентцель важнейшим принципом воспитания и обучения считал свободу. Всю свою творческую жизнь К.Н. Вентцель посвятил освобождению детей от тоталитарных форм воспитания и образования, созданию такой благоприятной атмосферы в школе и в семье, где не процветало бы насилие над учащимися, и где были бы созданы условия для формирования действительно творческой личности.
Взгляды К.Н. Вентцеля на космическое воспитание, космическая педагогика, которую он создал, представляют собой теоретическую систему, ориентирующуюся на достижение в педагогической практике каждым конкретным человеком единства и гармонии с окружающим его миром – человечеством и космосом. К.Н. Вентцель считал, что основными задачами образования и воспитания являются: цельное, гармоничное и творческое развитие личности ребенка, уважение его прав и личного достоинства, учет его индивидуальных особенностей, полный отказ от насильственного подавления его личности; любовь к детям, вера в их возможности.