Экстраверсия интроверсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» прочно вошли в современный лексикон почти каждого человека. В обыденном сознании под экстраверсией понимается общительность, активность и даже веселость, а под интроверсией — замкнутость, застенчивость, неумение общаться.

В настоящее время существует уже множество теорий психологических типов, но среди них имеются только несколько теорий, направленных на изучение таких индивидуально-психологических различий человека, как экстраверсия и интроверсия.

Содержание

Рецензия………………………………………………………………………3 стр.

Введение……………………………………………………………………...4 стр.
Понятие экстраверсии и интроверсии……………………………….5 стр.
Теория К.Г. Юнга……………………………………………………..6 стр.
Модель личности Г. Айзенка…………………………………………9 стр.
Экстраверсия и интроверсия в соционике…………………………11 стр.

Заключение………………………………………………………………….14 стр.

Список литературы…………………………………………………………15 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Экстраверсия интроверсия.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

     
    3. Модель личности Г. Айзенка
     

     Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию, интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

     Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью  выработки условных рефлексов и  их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

     Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям. Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. [7]

     Типичными поведенческими проявлениями экстраверта  являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

     У интроверта преобладают следующие  особенности поведения: он часто  погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и  адаптируясь к реальности. В большинстве  случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен. [4] 
 
 
 
 
 

     4. Экстраверсия и интроверсия в соционике  

     Широкое распространение получает сейчас околопсихологическое учение — соционика, предмет которой так называемый информационный метаболизм. Корни этой науки — в переосмыслении теории К.Г. Юнга.

     В соционике не следует путать понятия  общительности и замкнутости  с понятиями экстраверсии и интроверсии. Введённые Юнгом, эти понятия  прочно вошли в психологический лексикон и впоследствии приобрели значение несколько отклоняющееся от того, которое придавал им Юнг. Общительность и замкнутость в этих понятиях теперь - далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный).

     Упрощённая  модель: объектный взгляд на мир - экстраверсия; субъектный взгляд на мир — интроверсия. Есть ещё метафора «футбольное поле»: внимание игрока на трибуны — экстраверсия; внимание трибун на игрока - интроверсия». [8]

     Экстраверты характеризуются следующими ключевыми признаками:

     1. непосредственная реакция на  окружающую среду, «внешняя» психическая  жизнь; 

     2. интерес к внешним объектам, потребность  во включении и присоединении.

     Экстраверт  полон внимания к окружающему  миру, отзывчив, легко принимает  внешние события, проявляет к  ним непосредственный интерес, готов  на них влиять и подвергаться влиянию. Реагирует быстро, часто сначала  делает, потом думает, склонен рисковать, не подчиняется дурным опасениям или колебаниям. Подвижен, легко приспосабливается к изменениям. Обладает широким кругом общения, непринуждённо налаживает новые связи. Легко привязывается, и теряет свою привязанность.

     Секретов не держит, часто делится ими с друзьями. Терпит любую суматоху и шум, даже находя в этом свою прелесть. Любит проявлять, демонстрировать себя, прекрасный рассказчик. При этом зависим от общественного мнения, а свои взгляды зависят от внешних условий. Для экстраверта важен вопрос: «что думают об этом другие?» Критически оценивать свои мотивы не любит, прячет собственную личность от себя в бессознательном. Даже может игнорировать своё тело, пока с ним не случится что-то серьёзное, элементарные потребности удовлетворяет между делом.

     Интроверты  характеризуются следующими ключевыми признаками:

     1. рефлексия, связь с внутренней  реальностью — впечатлениями,  вызываемыми объектами; 

     2. оборонительная позиция, склонность  отдаляться от объектов.  
Интроверт застенчив, недоверчив, трудно приспособляется к внешнему миру, держится в стороне от событий, пессимистичен. Необщителен, стремится к уединению, ограничивает круг общения наиболее близкими людьми. Испытывает неприязнь к обществу из большого количества людей, не проявляет энтузиазма от людской сплочённости. Проявляет склонность обесценивать людей и предметы, принижать их значение. Прежде, чем совершить действия, тщательно продумывает их, старается доказать, что все его действия основаны на собственных убеждениях. Работу делает посредством собственных ресурсов и по собственной инициативе, по своему. Психологические защитные средства включают в себя добросовестность, щепетильность, педантичность, бережливость, осторожность, недоверчивость, умеренность, совестливость, честность, прямоту, вежливость. [4]

     Экстраверт – тот, для кого в мире важны сами объекты. Он воспринимает окружающую действительность непосредственно. Стремится менять не сами объекты, а отношения между ними – перестраивать структуры, налаживать и рвать отношения с людьми. Точно также не любит менять себя, свои внутренние установки.

     Интроверт – человек, первостепенную важность для которого имеют отношения между объектами и своё отношение к ним. Воспринимает действительность через собственные представления, сравнивая её со своим внутренним миром. Старается поменять объекты, не затронув связей между ними. Подстраивается под других людей или убеждает их измениться, чтобы сохранить отношения. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Экстраверсия и интроверсия – характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

     Понятия экстраверсии-интроверсии были введены К.Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Концепция К.-Г. Юнга носит не столько психологический, сколько психолого-философский характер. Описывая понятия экстраверсии и интроверсии, он говорит о мировоззрении и отношениях с миром. Юнг объясняет экстраверсию/интроверсию как общую установку сознания и бессознательную установку, как базовую мотивацию личности. А также указывает на склонность к психическим отклонениям вследствие особенностей типа и дает небольшую типологию: сочетание экстраверсии/интроверсии с другими свойствами психики.

     Понимание экстраверсии и интроверсии Г.Айзенком близко к понятию темперамента, он описывает типы, свойства, особенности  нервной системы; физи ологические, генетически детерминированные  свойства. Может быть Г.Айзенк описывает физиологическую сторону процессов, названных Юнгом, а может быть просто использует названия для обозначения своих собственных понятий.

     В соционике нет единого понимания  экстраверсии и интроверсии. В половине из них — юнговское понимание этих свойств, их дополнительное описание и снабжение примерами, в другой половине — то самое житейское понимание экстраверсии и интроверсии как общительности или необщительности. 
 
 

      Список  литературы 

      1. Большой психологический словарь  / Ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672с.;

      2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 520с.;

      3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального  и семейного психологического  консультирования: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 352с.;

      4. Основы психологии: Приктикум /Ред.  Л.Д. Столяренко. – Изд-е 6-е,  дополн. и перераб. – Ростов  н/Д: Феникс, 2005. – 704 с.;

      5. Практическая психодиагностика. Методики  и тесты. Учебное пособие /Ред.  Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672с.;

      6. Психология: учебник для студентов  высших педагогических учебных  заведений: в 3 кн. / Ред. Р.С.  Немов. – 4-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687с.;

      7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 592с.;

      8. Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования  и применение. - СПб.: Питер, 2006. –  607с.;

      9. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: АСТ, 1997. 320с.;

      10. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.:АСТ, 2006. – 761с.

Информация о работе Экстраверсия интроверсия