Элементарная сенсорная психика: нижний уровень; высший уровень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Предмет зоопсихологии - психика животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.

Содержание

Введение 3
1. Концепция Леонтьева – Фабри 5
2. Элементарная сенсорная психика 8
2.1 Низший уровень сенсорной психики 8
2.1.1 Простейшие 8
2.1.2 Кишечнополостные 14
2.1.3 Плоские черви 16
2.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики 17
2.2.1. Кольчатые черви 19
2.2.2 Моллюски 20
Заключение 22
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Зоопсихология к.р..docx

— 98.09 Кб (Скачать файл)
  1. Признаком какого феноменом является реакция следования у детенышей?

Ранний опыт слагается прежде всего из облигатного научения. Факультативное научение, если оно вообще происходит, здесь только дополняет, уточняет и конкретизирует процесс облигатного научения. Преобладание последнего в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем, что в этот период происходит достройка врожденных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действии путем включения в них индивидуально приобретаемых компонентов. Именно в этом состоит сущность процесса, получившего название запечатления.

 Особенно четко запечатление проявляется в реакции следования. Феномен этой реакции состоит в том, что зрелорождающиеся детеныши уже вскоре после появления на свет неотступно двигаются вслед за родителями (и одновременно друг за другом). Этот феномен общеизвестен по поведению детенышей домашних животных.

Реакция следования ориентирована  на родительскую особь (а также на других детенышей того же выводка). Она обеспечивает выживание детенышей, сплоченность животной семьи, возможность  ее охраны со стороны взрослых особей и осуществления ухода за потомством. Без реакции следования родительская особь не могла бы осуществить  заботу о потомстве, ибо для ее осуществления необходимо, чтобы  детеныши в самые сжатые сроки  научились отличать индивидуальные признаки своей матери, от которой  нельзя отстать, что и достигается  путем запечатления. Таким образом, быстрая конкретизация инстинктивного поведения детенышей на индивидуально  опознаваемых объектах (родителях, собратьях) обеспечивает здесь формирование жизненно важных приспособительных реакций  в максимально сжатые сроки.

  1. Какие вам известны теории игровой деятельности в ювенильном периоде, перечислите и кратко изложите суть каждой.

Для объяснения природы игр  и их значение в онтогенезе поведенческих  реакций существует две основные концепсии. Первая концепция принадлежит Г.Спенсеру.

Здесь  игровая активность животного рассматривается как  расход некоей «избыточной энергии», как своего рода суррогат «естественного приложения энергии» в «настоящих действиях». Этот взгляд, акцентирующий эмоциональные  аспекты игры, получил новое воплощение в современных представлениях о  «вакуумной активности», наглядным  примером которой являются описанные  Лоренцем «действия вхолостую», т.е. инстинктивные движения, выполняемые  при отсутствии соответствующих  ключевых раздражителей. Правда, Лоренц указал и на существенные различия между игрой и «вакуумной активностью».

Основной недостаток трактовки  игры у животных как реализации «избыточной  энергии» заключается, как отмечал  С.Л. Рубинштейн, в отрыве этой формы  активности от ее содержания, в ее неспособности  объяснить конкретные функции игры в жизни животных. Вместе с тем  этологическая концепция о «действиях вхолостую» проливает некоторый  свет на возможные элементы эндогенной мотивации игрового поведения животных.

Вторая концепция принадлежит  К.Гроосу. Здесь, мы имеем дело с «чисто функциональной» трактовкой игровой деятельности как упражнения в особо важных сферах жизнедеятельности. Вслед за Гроосом игру рассматривал как «практику для взрослого поведения» и К.Ллойд-Морган. Он подчеркивал, что игра позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще до того как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора».

  1. Перечислите виды игровой активности животных.

Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности, в которой  смешаны стереотипы пищевого, полового или оборонительного поведения, до сложных, иногда неповторимых сценариев, изобретенных и спланированных применительно  к обстоятельствам.

Распространено мнение, что  игра позволяет детенышам практиковаться и совершенствоваться в выполнении двигательных актов и в общественных взаимодействиях, которые будут  необходимы им во взрослой жизни. Кроме  того, игра, по-видимому, обогащает животное информацией об окружающей среде.

Многие формы игры сходны с исследовательским поведением, другие – с социальным, охотничьим, половым и репродуктивным. При  всем многообразии проявлений игры у  животных большинство исследователей выделяют следующие ее формы.

Подвижные игры есть практически у всех видов. Как правило, они включают погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важным компонентом подвижных игр являются игровые схватки, игра-борьба.

Манипуляционные игры характерны не только для млекопитающих, но и для некоторых видов птиц. Показано, что и в природе, и в условиях неволи молодые врановые птицы активно манипулируют разнообразными непищевыми объектами.

Особый вариант таких  игр – манипуляции с добычей, они составляют важнейший компонент  становления охотничьего поведения  молодых хищных млекопитающих. Детеныши разных видов кошачьих играют и с  живой, и с мертвой, и с искусственной  жертвой.

Животные могут играть в одиночку, но, пожалуй, более распространены коллективные, или социальные, игры с разным составом участников (сверстники, родители). В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия. Совместные игры, которые требуют согласованных действий партнеров, встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В ходе социальных игр используются элементы агонистического поведения и закладываются основы иерархических отношений между участниками.

Высшая форма игры –  длительные манипуляции с биологически нейтральными объектами, познавательная функция при этом приобретает ведущую роль.

Еще один, наиболее сложный  вид игр – «образное фантазирование» – игры с воображаемыми предметами или в воображаемых обстоятельствах.

Важную часть игрового поведения животных составляет специальная сигнализация. По мнению ряда авторов, в большинстве случаев животные не нуждаются в преднамеренном предупреждении о намерении поиграть – о нем свидетельствует контекст или общий стиль поведения. У ряда видов млекопитающих игру молодых часто инициирует взрослое животное. Так, львица, помахивая хвостом, побуждает львят начать играть с ней, самки шимпанзе щекочут детенышей, переворачивают их, кусают «понарошку». Но у животных с наиболее развитым игровым поведением существуют и особые, обеспечивающие это поведение сигналы-«пеpеключатели». Они извещают партнера о том, что с ним намерены играть и все действия, которые за этим последуют, – это игра.

  1. Согласованность действий игровых партнеров и способность отличать игру от не игры возможно благодаря сигналам, предотвращающим “серьезный” исход игровой борьбы. Без подобного предупреждения о том, что агрессия “ненастоящая”, игровая борьба может легко перейти в подлинную. Эти сигналы явно родственны позам и движениям “умиротворения” при подлинных стычках взрослых животных, они главным образом и создают общую “игровую ситуацию”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «В ходе развития и строение нервной системы животных, и ее психофизические функции выступают и как предпосылка, и как результат изменяющегося в ходе развития образа жизни”. (Рубинштейн, Основы общей психологии).

2 ЭФФЕКТОРЫ (от лат. effectus — действие) — органы, обеспечивающие своей деятельностью реакции организма на раздражения внешней и внутренней среды, опосредствованные нервной системой.

3 Алексе́й Никола́евич Се́верцов (11 (23) сентября 1866, Москва — 19 декабря 1936, Москва) — русский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик Российской академии наук (1920), АН СССР (1925), АН УССР (1925), создатель русской школы морфологов-эволюционистов. Его именем назван Институт эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР.

4 В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени. Биологическая классификация основана на филогенезе, но методологически может отличаться от филогенетического представления организмов.

5 Владимир Александрович Вагнер (1849—1934) — известный российский зоолог и зоопсихолог, психолог, доктор зоологии, профессор, основатель отечественной сравнительной психологии.

6 Локомо́ция (фр. locomotion «передвижение» от лат. locō mōtiō «движение с места») — перемещение животных (в том числе человека) в пространстве (в и на водной среде, воздушной среде, по твердой поверхности, в плотной среде), обусловленное их активными действиями.

7 Таксисы – это врожденные, генетически фиксированные реакции животных на определенные агенты среды, которые играют роль направляющих ключевых раздражителей.

8 Аутотрофный (Автотрофный) - (Autotrophic), Литотрофный (Lithotrophic) - применяется для описания организмов (называемых автотрофами (autotrophs)), которые синтезируют органические вещества из углекислого газа и нитратов (или аммониевых соединений), используя для этого внешний источник энергии.

9 Цефализация - (от греч. kephale - голова) – процесс обособления головы и включения одного или более туловищных сегментов в головной отдел у животных в процессе их исторического развития.

10 Кинез - (от греч. kinesis - движение) - ненаправленная двигательная реакция (локомоторного или частного типа), при которой скорость движения зависит от интенсивности стимула, а не от направления его действия.

11 Таксис - (от греч. Taxis - расположение) двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам.

 


Информация о работе Элементарная сенсорная психика: нижний уровень; высший уровень