Эмоции в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования- изучение эмоций, их проявлений в учебной деятельности школьника.
Задачи исследования:
1. Обзор психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Анализ авторских определений понятия « эмоции».
3. Установить различия в проявлении эмоций в среднем школьном и старшем школьном возрасте.

Содержание

Введение…… …………………………………………………………......2
Глава 1. Понятие эмоций…………………………………………………3
1.1.Значение эмоций в жизни человека……………………………….....3
1.2.Физиология эмоций…………………………………………………..10
1.3.Общие закономерности эмоций и чувств…………………………...15
Глава 2.Эмоции в учебной деятельности школьника……… ………….18
2.1.Развитие эмоций у детей……………………………………………...18
2.2.Развитие эмоций в школьном возрасте………………………………20
Заключение…………………………………………………… …………..36
Список используемой литературы…………………………… …………38

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоции в учебной деятельности школьник1.docx

— 92.66 Кб (Скачать файл)

     Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно позже, когда миновавшая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался.

      Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с отсрочкой наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном событии, которое произошло в прошлом.

      Ощущение – самое элементарное явление. Ощущения переходят одно в другое непрерывно, но для сообщений о них другим людям их расчленяют на ступени. Тепловые ощущения передают словами "горячо", "тепло", "прохладно", "холодно". Можно добавить еще"очень холодно"и "обжигающе горячо". Но это требуется реже, и не нужны особые слова, чтобы отразить эти оттенки. Обычно достаточно трех – четырех ступеней.

      О влажности говорят – мокрый, влажный, сухой; о силе давления на кожу – прикасается, лежит, давит.

Ступеней не должно быть много, чтобы не слишком сказывались индивидуальные различия людей, и не утрачивалась объективность в передаче информации. Каждая ступень охватывает большой диапазон интенсивностей, точки раздела в какой – то мере произвольны, и значения соответствующих слов в разных языках совпадают лишь частично.

     Классифицируя чувства, можно их разбить на три "этажа"; начнем с высших социальных чувств, отражающих высшие социальные потребности.

     К высшим социальным чувствам относятся: чувство справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности.

     Под эстетическим чувством в первую очередь принято понимать: чувство прекрасного, возвышенного, трагического, комического.

     К высшим социальным чувствам относится чувство солидарности, в разных условиях приобретающее разные оттенки и формы проявления. Классовая солидарность– слагаемое такого важного социально –психологического явления, как пролетарский интернациолизм.

     Существуют" низшие эмоции"- отчетливая локализация, или "анатомическая привязка". К таким эмоциям относятся голод, жажда, усталость, боль.

    Когда человек носит тяжелую сумку и вынужден время от времени менять руку,это значит, что усталость ощущается не вообще, а связывается с определенной частью тела.

     К "средним эмоциям" относятся :удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, гордость, уверенность, доверие, уважение(положительные чувства); неудовольствие , горе, отчаяние, тоска, печаль, уныние, скука, огорчение, тревога, боязнь ,испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение, зависть, злоба, ненависть, ревность,недоверие,смущение,стыд,раскаяние,нетерпение,отвращение,омерзение(отрицательные чувства);безразличие, созерцание, любопытство, удивление, изумление(чувственно– нейтральные чувства).

     Специалисты проводят различие между понятием "эмоция" и понятиями "чувство", "аффект", "настроение" и "переживание".

     В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. "Мне страшно"— это эмоция, а "Я боюсь этого человека"— это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим,это что-то можно назвать объектом,а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

     В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его "я", а эмоции — как состояния, происходящие" в нём". Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например, когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).

     В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

     Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

     Таким образом, особенностью эмоций -  является способность к обобщению и коммуникации(эмоции могут передаваться между людьми или животными),из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     1.2 Физиология эмоций

 

     Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к "поведению избегания":активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов(в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней, секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

     Еще Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным —приматам, собакам и другим.

     По мнению Додонова Б. И., для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность. Для разных людей существуют разные категории наиболее желанных переживаний. Спектр чувств, к которым стремиться тот или иной человек, характеризует его индивидуальность. Установки на определенные комплексы"предпочитаемых переживаний"служат важной составляющей направленности личности Додонов. Б. И. выделил десять таких комплексов.

     Альтруистические чувства, связанные с потребностью в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

     Коммуникативные чувства, возникающие на основе потребности в общении.

     Глорические чувства связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в "пожинании лавров".

      Праксические чувства – это переживания, вызываемые деятельностью, успешностью ее или неспешностью, трудностями в ее осуществлении и завершения.

      Пугнические чувства. Эти переживания происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес и склонность к суровым испытаниям и к борьбе. Стремление пережить такого рода чувства заставляет людей переплывать океаны в лодках и взбираться на Джомолунгму.

      Романтические чувства связаны со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием каких – то необыкновенных событий, которые окажут влияние на судьбу.

      Гностические чувства. Их чаще называют интеллектуальными чувствами. Связаны они не просто с потребностью в получении новой информации, но и со стремлением упорядочить эту информацию, добиться "познавательной гармонии".

      Эстетические чувства, то есть чувства, отражающие человека в гармонии мира, а также в гармонии с ее окружением.

      Гедонистические чувства, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

     Акизитивные чувства. Эти чувства связаны с интересом к накоплению и коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Человеку приятно не только обладание предметами, но радостен и сам процесс приобретения, обмена, собирания.

     Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что – то его сердит, кое –чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь, аффекты, страсти, стрессы, тоска, надежда, грусть, отвращение, гордость – все это формы переживаний человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

     Конфликтные эмоциональные состояния(стресс, аффект, фрустрация)

     Стресс (от англ. sress - напряжение)- нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс- тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям [9, c 1].

      Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию.- таковы типичные картины стрессовой ситуации.

     Сверхсильные раздражители- стрессоры вызывают вегетативные изменения(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) - организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

     Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке.

     Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

     Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

     В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога;2) сопротивление;3) истощение.

     Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы)и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

     Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

      В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального)стресса. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций(очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия),то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т.п.

     Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты.

      Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств - силы нервной системы.

      В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности-интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстернаты, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы"и тип "достойного поведения".

     Остро негативная форма стресса-дистресс опасен для жизни, но при австрессе("хорошем"стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

     Особую разновидность стресса составляет"стресс жизни"- острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами- крах престижа,угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

     При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении(социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры).

     Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень.

      Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия - жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

       Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция- возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.

Информация о работе Эмоции в учебной деятельности школьника