Эмоции и культра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы: подробно и детально изучить взаимосвязь эмоций с культурой.

Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

1. Вынести понятие эмоции;

2. Классифицировать эмоции;

3.Раскрыть понятие эмоциональной культуры;

4. Уяснить составляющие эмоциональной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ………………………….7

1.1.Понятие эмоций………………………………………………………….7

1.2 Формирование общей эмоциональной направленности……………..10

1.3 Классификация эмоций………………………………………………...16

ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И КУЛЬТУРА…………………………………………...22

2.1. Эмоциональная культура……………………………………………...22

2.2 Составляющие эмоциональной культуры…………………………….24

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЭМОЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………29

3.1 Культурные сходства и различия в концепции эмоций……………...29

3.1.1 Концепция и определение эмоции……………………………….29

3.1.2 Локализация эмоции………………………………………………32

3.1.3 Значение эмоций для людей и их поведения……………………34

3.2 Основные последствия элиминирования эмоций в современной культуре……………………………………………………………………..35

3.3 Межкультурные различия и депрессия……………………………….36

3.4 Многофакторная модель эмоциональных расстройств……………...37

3.5 Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека……………………………………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Эмоции и культура.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)


3

 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ………………………….7

1.1.Понятие эмоций………………………………………………………….7

1.2 Формирование общей эмоциональной направленности……………..10

1.3 Классификация эмоций………………………………………………...16

ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И КУЛЬТУРА…………………………………………...22

2.1. Эмоциональная культура……………………………………………...22

2.2 Составляющие эмоциональной культуры…………………………….24

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЭМОЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………29

3.1 Культурные сходства и различия в концепции эмоций……………...29

3.1.1 Концепция и определение эмоции……………………………….29

3.1.2 Локализация эмоции………………………………………………32

3.1.3 Значение эмоций для людей и их поведения……………………34

3.2 Основные последствия элиминирования эмоций в современной культуре……………………………………………………………………..35

3.3 Межкультурные различия и депрессия……………………………….36

3.4 Многофакторная модель эмоциональных расстройств……………...37

3.5 Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека……………………………………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 

Выбор темы. Для своей курсовой работы мною была выбрана значимая на  сегодняшний день тема – «Эмоции и культура». Важность данной выбранной темы в том, что эмоции - это часть нашей жизни. Мы в эмоциях проявляем своё отношение к содержанию познаваемого, видимого и слышимого. Радость, печаль, грусть, страх, гнев вырываются из сердца человека, поэтому так необходимо нам понять составляющие этого состояния любого человека, и научиться культуре выражения эмоций.

Актуальность выбранной темы. Вряд ли у кого-то вызовет сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека и культуры их проявления. Большинство людей объяснение своего поведения ищет,  чаще всего,  именно в своих переживаниях. При этом порой какие бы финансовые или другие «объективные» причины не находили люди, причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чаще обычно считаются именно эмоциональные явления. Человек обращает внимание, прежде всего, на проявление им симпатий или антипатий, радости или раздражения, надежды или смущения. С эмоциями каждый индивидуум сталкивается постоянно.

Когда мы наблюдаем закат солнца, читаем интересную книгу, слушаем завораживающую музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем при этом обязательно своё отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или же разочаровывать. Радость, печаль, сомнение, страх, восторг, удивление, досада - это наши разнообразные эмоции. Мы ясно осознаём, что значение проблемы эмоций не нуждаются в обосновании в виду её актуальности. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в самых разных областях жизни человека: на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах. И, конечно, всё это важно понять и осознать, поэтому, учитывая актуальность данной темы, я и выбрала её для исследования.

Объект и предмет исследования.

Объектом курсовой работы является: культура эмоций.

Предмет: теория культуры, освещающая проявление культуры эмоций.

Цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы: подробно и детально изучить взаимосвязь эмоций с культурой.

Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

1. Вынести понятие эмоции;

2. Классифицировать эмоции;

3.Раскрыть понятие эмоциональной культуры;

4. Уяснить составляющие эмоциональной культуры.

Степень разработанности темы. Данная тема, на мой взгляд, достаточно широко представлена научными работами. Эмоции как одна из самых важнейших составляющих нашей жизни непременно привлекает к себе внимание многих исследователей. Эмоции разносторонне исследовали такие известные учёные, как: Анохин П.К., Вилюнас В.К., Вилюнас В.К. , Вундт В.,Додонов Б.И., Изард К.Е. и др. Функции эмоций рассматривали Крюгер, Даффи, Бартлетт,  Янг и Липер. Базовые эмоции выявляли Мак-Дугалл, Вудвортс, Шлоссберг.

Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмоций: 1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении); 2) принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию); 3) принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).

Основное внимание Дарвина было направлено на изменение эмоций в процессе филогенеза (в основном при переходе от высших животных к человеку), который понимался им как процесс эволюции в результате естественного отбора. Он пытался объяснить биологическое происхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, что ему не очень хорошо удавалось, особенно для выражения печали, тревоги, смущения, стыда, возмущения и т.д.

На начальном этапе становления психологии эмоций представления об эмоциональных явлениях даже не претендуют на объяснение природы эмоций, они лишь пытаются описать специфику этих явлений: работы Теодюля Рибо, Вильгельма Вундта и Теодора Липпса не создали общих теорий, но внесли свой вклад в развитие понимания отдельных явлений или аспектов эмоциональной сферы. Рибо вводит понятие «эмоциональная память» и рассматривает эмоции сквозь призму патологии, что приводит его выделению двигательного состояния или стремления как первичного эмоционального элемента. Вундт описывает трехмерную, или трехкомпонентную, модель эмоционального процесса (возбуждение -успокоение, удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрешение) и предлагает конкретный путь эмпирического изучения, ставший на многие годы образцом для подражания. В дальнейшем создаются более общие теории, которые можно весьма условно классифицировать в зависимости от им о главного вопроса, на который данная теория стремиться дать ответ.

В 1884 году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга были опубликованы две работы об эмоциях: статья философа и психолога Уильяма Джемса (1884-1984) и книга невропатолога-физиолога Карла Ланге, которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций. Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологически целительны.

Парадоксальность и простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление не только на их современников, но и на все последующие поколения исследователей эмоций. Принципиальным сторонником этой теории был и основатель научной психологии В. Вундт, хотя в его работе встречаются и понятия (например, «чувственный тон»), скорее относимые к функциональному подходу. Неслучайно создателем первого собственно функционального подхода к исследованию эмоций стал его преемник на посту директора Института экспериментальной психологии в Лейпциге - Феликс Крюгер.

На начальных этапах развития психологии использовались идеи немецкого философа и педагога Гербарта, который еще в 20-е годы XIX века рассматривал любую эмоцию как переживание соотношения представлений и их динамического состояния (задержка и ускорение). Это переживание, являясь результатом сравнения, может носить конфликтный характер: например, образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, хранящимся в воспоминаниях, порождает печаль. В свою очередь, это эмоциональное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывало слезы и другие органические изменения, характеризующие печаль и скорбь.

Опираясь на эти идеи, советский физиолог П.В. Симонов распространил принцип рассогласования с двигательной сферы на все остальные сферы активности. Он рассматривает эмоцию в своей «информационной теории» как сигнал рассогласования, функцию актуальной потребности и разности между информацией необходимой и наличной.

Большую роль в создании современной когнитивной теории эмоций сыграли работы Стэнли Шехтера и Ричарда Лазаруса, которые строили свои представления на основе эмпирически проверяемых гипотез. В одном из наиболее известных экспериментов Шехтер пытается ни много ни мало эмпирически проверить теорию Джемса - Ланге, причем начинает с утверждения о том, что пора отказаться от модели появления эмоций у пассивного участника.

Научная новизна……………………………………………….

Методы исследования. Для решения указанных задач, в работе использовались функциональный, сравнительный, системный методы.

      Структура курсовой работы. Структура работы предопределяется целями и задачами исследо­вания и включает: введение с раскрытием актуальности выбранной мною темы, постановкой цели и задач, обозначением предмета и объекта исследования; три главы,  каждая из которых включает несколько параграфов; за­ключение с выводами и список использованной литературы.

Теоретика практическая значимость ……………………….(может быть полезна  для дальнейшего иследов. подрастающего поколения-например)

Положения, выносимые на защиту:

- понятие эмоций,………………10-15 строчек

- классификация эмоций,……………10-15 строчек

- связь эмоций и культуры…………… 10-15 строчек

 


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ

1.1.Понятие эмоций

 

Сначала выяcним понятие эмоций. Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Например, внезапно обнаружив себя стоящим вблизи пропасти, человек испытывает эмоцию страха. Под влиянием обнаруженной опасности люди тотчас отходят в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация, конечно, ещё не причинила  вреда никому, но  она отразилась как угрожающая самосохранению человеческого существования. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия[1]. То есть иными словами, эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

Эмоции - это латинское слово, что в переводе звучит как «возбуждаю, волную».

Эмоции как особая форма проявления отражательной функции мозга родились в процессе эволюции животного мира. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, выявляя, что его волнует, выражаясь в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней подразумевают целостную эмоциональную реакцию личности, что включает не только психологический компонент в виде переживания, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие данному переживанию.

Подробно сформулировать понятие эмоции можно следующим образом: эмоции – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений[2].

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений, что сигнализирует о встрече организма с искомым или же опасным свойством предметов. Эмоции представляют субъективное отношение к предметам и явлениям, которые возникают в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны, являясь или положительными, или отрицательными. Соответствующие эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Но особенности человеческих эмоций опираются на общие законы психического развития человека. Понятийно-оценочная сфера человека сама оказывает влияние на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, вызывается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Обычно все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям[3]. Человек начинает действовать, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения. Но чем ниже уровень сознательной регуляции, тем больше свободы приобретают эмоционально-импульсивные действия,  не имеющие сознательной мотивации.

Эмоции главенствуют, прежде всего, там, где мы наблюдаем недостаточно сознательную регуляцию поведения. Но это совсем не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека[4].

Информация о работе Эмоции и культра