Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:46, лекция

Краткое описание

Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Содержание

Эмоции и чувства как особая сторона психической жизни человека
Функции эмоции
Классификация эмоций по форме протекания
Связь эмоций с потребностями и мотивами
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Вложенные файлы: 1 файл

Тема лекции.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

 

Фрустрация может проявиться в депрессивных состояниях. Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Для депрессии типичны чувство печали, осознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда - полного отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы временного оцепенения.

 

К типичным для фрустрации реакциям можно также отнести регрессию - возвращение к более примитивным, нередко инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

 

Характеризующие фрустрацию психические состояния могут наблюдаться в виде кратких вспышек агрессии или продолжительных настроений, в некоторых случаях оставляющих заметный след в личности человека.

 

Фрустрации могут быть:

 

а) типичными для характера человека (например, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе);

 

б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера (например, агрессия может быть у человека сдержанного, но становящегося несдержанным вследствие воздействия фрустратора);

 

в) эпизодическими, преходящими (действие фрустраторов, которые у самого уравновешенного, спокойного человека могут вызвать агрессию, при этом фрустрация не проникает "вглубь" человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом).

  • Стресс

Стресс (от англ. stress - "давление", "напряжение") понимают как эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это эмоциональное состояние связано с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Данное понятие было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 году для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности, т.е. человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

 

Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек.

На втором этапе - этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

 

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже к смерти. Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности, "провалы памяти, уменьшение объема внимания, сужение, ошибки восприятия, затруднения в осмыслении, понимании ситуации, замедление темпа мыслительной деятельности, нарушение процесса целеполагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способностей, заторможенность при принятии решений. В этот период субъект может испытывать беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие так называемые "болезни стресса". При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватное поведение, сниженный самоконтроль, аутизм ("уход в себя"), утрата связей с реальностью вплоть до полной дезорганизации поведения.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый "стресс льва". Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение ("стресс кролика").

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

 

  1. Связь эмоций с  мотивами

Этимология раньше всех установила связь эмоций с мотивами. Оба термина  происходят от одного глагола movere - двигаться, потрясаю, волную. Кроме того, нервные структуры, расположенные в мозге млекопитающих, ответственные за эмоции и мотивацию, находятся очень близко друг к другу. Такие побуждения как голод, жажда программируются в центрах гипоталамуса, а центры эмоций, н-р, гнева, находятся в определенных участках лимбической системы, тесно связанной с гипоталамусом.

«Мотивация = эмоция + направленность действия» - С.Л.Рубинштейн. Мотивационный  процесс можно рассматривать  как особую форму эмоционального процесса, как более сложный тип  регуляции. Ему присущи все особенности  эмоционального процесса, и кроме  того, способность придавать действиям  определенную направленность.

С.Л.Рубинштейн определяет эмоции как  субъективную форму существования  потребностей (мотивации). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые  сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. Эмоции представляют итоговую форму существования мотивации.

К.Изард. - «Эмоции образуют основную мотивационную систему человека»

Для того чтобы адаптироваться к  задачам среды, необходима достаточная  мотивация. Однако если мотивация очень  сильная, то в деятельности наблюдается  ухудшение. И адаптация становится менее адекватной действительности. 

Понятие оптимум мотивации связано с  понятием адаптации в ситуациях. Это соотношение имеющейся у  субъекта связи между интенсивностью мотивации и возможностями человека, которые, как правило, противостоят ситуации.

Хоудж предлагает следующее соотношение: эмоциональная реакция обратнопропорционалъна способности высшей мозговой системы противостоять данной ситуации (Чем сильнее травмирующая ситуация, тем меньше способность сопротивляться.)

Эти выводы подтверждает и З.Фрейд: «В целом необходимую сильную  эмоциональную реакцию можно  рассматривать как производную  чего-то, что было подавлено. Эмоциональные  вспышки возникают когда обычный контроль «я» становится недостаточным из-за возбуждения, превосходящего обычный уровень из-за блокады предшествующего состояния опасности».

Все, что вызывает сверхсильную мотивацию, является причиной эмотивных реакций (эмотивность характеризует чувствительность к эмоциональным ситуациям). Очень часто сверхмотивация возникает из-за расхождения между состоянием мотивов субъекта и обстоятельствами, которые не позволяют ему действовать.

1 вариант: избыток мотивации перед действием. Страх, который на некоторое время приводит организм в состояние ступора. Страх проходит, когда человек начинает активно достигать поставленной цели. При этом вся скопившаяся энергия ликвидируется в эмоциональный разряд. Н-р, спортсмены, госэкзамен, космонавты.

2 вариант: избыток мотивации после действия. (Альпинист взбирается на вершину и появляется страх). Характер эмоции зависит от результата, но причина в обеих случаях бывает одинаковой. Ожидание развивает энергетическую мобилизацию организма. Они проявляются в эмотивных реакциях, природа которых зависит от ситуации в целом. Н-р, А.Валлон - «У младенца радость порождается с легкостью движению). Легкое щекотание порождает эмоции. Указанный тип эмоций лежит в основе всех игр.

Бергсон - смех возникает из несообразности того, что есть и что обычно ожидают. Необычное, которое не является страшным и которое не вызывает действие трансформируется в смех. Фрейд считал, что смех - механизм защиты.

3 вариант. Избыток мотивации при социальном поведении. Действие легко осуществляется, если человек один, и тормозится, если рядом находится чужой человек. П.Жане — «социальное поведение должно учитывать более сложную ситуацию, оно более трудное». Преобразовать индивидуальное поведение в социальное означает подчинить его мнению других или даже перестроить под влиянием соперничества.

  1. вариант. Избыток мотивации при фрустрации. Фрустрация имеет место всякий раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие тормозит или препятствует действию, которое направлено на достижение какой-либо цели.
  2. вариант. Избыток мотивов при конфликтах. Конфликт возникает у индивида, когда он имеет 2 несовместимых друг с другом побуждения, поставлен перед необходимостью действовать. К. является причиной эмоций. М. прибегнуть к классификации Левина: различают конфликты приближение-приближение, приближение-избегание, избегание-избегание. Первые не будут драматичными, если даже периоду колебаний предшествовал трудный выбор. А приближение-избегание носит более тонкий характер. Некоторые из них разрешимы, другие - нет.

Опыты Скиннера — крыса - звук - еда  — рычаг. Если после звука она  получала электроразряд, возникал конфликт - приближение-избегание. Крыса становилась нервной.

В третьем конфликте нет хороших  решений. Индивид находится между  Сциллой и Харибдой. В этих конфликтах проявляются типы реакций как и при фрустрации: бегство, агрессия, регрессия - эмотивные нарушения.

 

  1. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
    1. основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
    1. каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
    2. фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
    3. эмоциональные процессы взаимодействуют перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
    4. в свою очередь перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

 

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

 

1)  основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;

 

2)  каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

 

3)  фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

 

4)  эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

 

5)  в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

 

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

 

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

 

1)   базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

 

2)  базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

 

3)  базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

 

4)  базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

 

5)  базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

 

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

 

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Информация о работе Эмоции и чувства