Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:46, лекция
Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
Эмоции и чувства как особая сторона психической жизни человека
Функции эмоции
Классификация эмоций по форме протекания
Связь эмоций с потребностями и мотивами
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
Фрустрация может проявиться в депрессивных состояниях. Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Для депрессии типичны чувство печали, осознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда - полного отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы временного оцепенения.
К типичным для фрустрации реакциям можно также отнести регрессию - возвращение к более примитивным, нередко инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.
Характеризующие фрустрацию психические состояния могут наблюдаться в виде кратких вспышек агрессии или продолжительных настроений, в некоторых случаях оставляющих заметный след в личности человека.
Фрустрации могут быть:
а) типичными для характера человека (например, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе);
б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера (например, агрессия может быть у человека сдержанного, но становящегося несдержанным вследствие воздействия фрустратора);
в) эпизодическими, преходящими (действие фрустраторов, которые у самого уравновешенного, спокойного человека могут вызвать агрессию, при этом фрустрация не проникает "вглубь" человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом).
Стресс (от англ. stress - "давление", "напряжение") понимают как эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это эмоциональное состояние связано с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Данное понятие было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 году для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности, т.е. человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.
Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек.
На втором этапе - этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.
Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже к смерти. Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности, "провалы памяти, уменьшение объема внимания, сужение, ошибки восприятия, затруднения в осмыслении, понимании ситуации, замедление темпа мыслительной деятельности, нарушение процесса целеполагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способностей, заторможенность при принятии решений. В этот период субъект может испытывать беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие так называемые "болезни стресса". При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватное поведение, сниженный самоконтроль, аутизм ("уход в себя"), утрата связей с реальностью вплоть до полной дезорганизации поведения.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый "стресс льва". Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение ("стресс кролика").
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
Этимология раньше всех установила связь эмоций с мотивами. Оба термина происходят от одного глагола movere - двигаться, потрясаю, волную. Кроме того, нервные структуры, расположенные в мозге млекопитающих, ответственные за эмоции и мотивацию, находятся очень близко друг к другу. Такие побуждения как голод, жажда программируются в центрах гипоталамуса, а центры эмоций, н-р, гнева, находятся в определенных участках лимбической системы, тесно связанной с гипоталамусом.
«Мотивация = эмоция + направленность
действия» - С.Л.Рубинштейн. Мотивационный
процесс можно рассматривать
как особую форму эмоционального
процесса, как более сложный тип
регуляции. Ему присущи все особенности
эмоционального процесса, и кроме
того, способность придавать
С.Л.Рубинштейн определяет эмоции как
субъективную форму существования
потребностей (мотивации). Это значит,
что мотивация открывается
К.Изард. - «Эмоции образуют основную мотивационную систему человека»
Для того чтобы адаптироваться к
задачам среды, необходима достаточная
мотивация. Однако если мотивация очень
сильная, то в деятельности наблюдается
ухудшение. И адаптация становится
менее адекватной действительности.
Понятие
оптимум мотивации связано с
понятием адаптации в ситуациях.
Это соотношение имеющейся у
субъекта связи между интенсивностью
мотивации и возможностями
Хоудж предлагает следующее соотношение: эмоциональная реакция обратнопропорционалъна способности высшей мозговой системы противостоять данной ситуации (Чем сильнее травмирующая ситуация, тем меньше способность сопротивляться.)
Эти выводы подтверждает и З.Фрейд: «В целом необходимую сильную эмоциональную реакцию можно рассматривать как производную чего-то, что было подавлено. Эмоциональные вспышки возникают когда обычный контроль «я» становится недостаточным из-за возбуждения, превосходящего обычный уровень из-за блокады предшествующего состояния опасности».
Все, что вызывает сверхсильную мотивацию, является причиной эмотивных реакций (эмотивность характеризует чувствительность к эмоциональным ситуациям). Очень часто сверхмотивация возникает из-за расхождения между состоянием мотивов субъекта и обстоятельствами, которые не позволяют ему действовать.
1 вариант: избыток мотивации перед действием. Страх, который на некоторое время приводит организм в состояние ступора. Страх проходит, когда человек начинает активно достигать поставленной цели. При этом вся скопившаяся энергия ликвидируется в эмоциональный разряд. Н-р, спортсмены, госэкзамен, космонавты.
2 вариант: избыток мотивации после действия. (Альпинист взбирается на вершину и появляется страх). Характер эмоции зависит от результата, но причина в обеих случаях бывает одинаковой. Ожидание развивает энергетическую мобилизацию организма. Они проявляются в эмотивных реакциях, природа которых зависит от ситуации в целом. Н-р, А.Валлон - «У младенца радость порождается с легкостью движению). Легкое щекотание порождает эмоции. Указанный тип эмоций лежит в основе всех игр.
Бергсон - смех возникает из несообразности того, что есть и что обычно ожидают. Необычное, которое не является страшным и которое не вызывает действие трансформируется в смех. Фрейд считал, что смех - механизм защиты.
3 вариант. Избыток мотивации при социальном поведении. Действие легко осуществляется, если человек один, и тормозится, если рядом находится чужой человек. П.Жане — «социальное поведение должно учитывать более сложную ситуацию, оно более трудное». Преобразовать индивидуальное поведение в социальное означает подчинить его мнению других или даже перестроить под влиянием соперничества.
Опыты Скиннера — крыса - звук - еда — рычаг. Если после звука она получала электроразряд, возникал конфликт - приближение-избегание. Крыса становилась нервной.
В третьем конфликте нет хороших решений. Индивид находится между Сциллой и Харибдой. В этих конфликтах проявляются типы реакций как и при фрустрации: бегство, агрессия, регрессия - эмотивные нарушения.
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.