Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 14:11, реферат
Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.
Характер и стиль жизни могут сильно влиять на стрессорную предрасположенность. Поэтому определим стрессовый стиль жизни. Он таков, если человек:
1. Испытывает хронический неослабевающий стресс.
2. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций.
3. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками).
4. Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе.
5. Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени.
-12-
6. Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий.
7. Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме).
8. Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью).
9. Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой.
10. Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить» и облапошить).
11. Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора.
12. Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей.
13. Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно.
Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма.
-13-
СТРЕСС И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.
Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).
Психологическое здоровье - это важный компонент в развитии личности, именно от него зависит общее психологическое состояние человека, его самочувствие, доброжелательность, умение справляться с жизненными трудностями и много другое.
Психологическое здоровье во многом зависит от умения координировать свое психическое состояние. Важным аспектом в этом вопросе является психическая регуляция личности.
Граве П. С., изучая вопросы психической регуляции, связанные с влиянием стресса на психическое здоровье человека, выделил следующие уровни регуляции:
1) вегетативно-гуморальный, поддерживающий гомеостаз;
2) нервно-соматический или рефлекторный;
3) подсознательный, обеспечивающий экономичность поведения;
4) эмоциональный с аварийными (видовыми) алгоритмами поведения;
5) сознательный, разрабатывающий стратегию и тактику целостного поведения.
В последнее время предлагается попытка разработать теоретическую схему определения функциональных особенностей эмоциональной регуляции деятельности, определив ее место в общей структуре регуляции деятельности.
Ценности личности не только могут осознаваться ею, но и вызывают определенное эмоциональное отношение у нее. Эмоции, переживаемые личностью по отношению к собственным ценностям, являются актуальным регулятором деятельности на этапе ориентировки.
Основной функцией эмоционального отношения на этапе ориентировки является согласование выбираемых личностью способов достижения целей деятельности с содержанием ее основополагающих ценностей.
Известно, что различные эмоциональные состояния по-разному сказываются на эффективной волевой регуляции, ослабляя или усиливая ее.
В случае разнонаправленности мотивационных и эмоциональных процессов волевая регуляция может заключаться в уменьшении нежелательных эмоциональных состояний, т. е. сводиться к произвольной регуляции эмоциональных процессов.
-14-
При этом произвольное усиление мотивации может не выступать особой задачей, если уровень мотивации достаточно высок для инициации деятельности. В некоторых случаях (например, в состоянии страха, неуверенности) требуется как раз создание дополнительного побуждения, вызывающего действие, несмотря на противодействующее этому эмоциональное состояние.
Закономерности произвольной регуляции эмоциональных процессов и мотивации не совпадают между собой, хотя и обладают рядом общих черт и имеют общий «знаменатель» - личность человека.
Однако если в технике саморегуляции эмоциональных состояний в значительной мере можно обучаться, то умение волевой регуляции действия необходимо воспитывать, расширяя содержание ценностно-смысловой сферы сознания, формируя твердые убеждения и прочные жизненные цели.
-15-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вопросы, связанные с эмоциями, стрессовыми ситуациями и их влиянием на общее психологическое здоровье человека всегда будут актуальными в современном обществе.
Несмотря на то, что на сегодняшний день общество обладает разными ресурсами, техническими достижениями, обеспечивающими человека техническими удобствами, скоростью передачи информации, что дает большую экономию времени и временных ресурсов, так необходимых современному человеку.
Однако до сих пор многие из нас не умеют регулировать свое эмоциональное состояние, связанное с внешними факторами и внутренней оценкой личности на определенные условия окружающей действительности.
Таким образом, каждый человек должен в идеале обладать высоким психическим здоровьем, чтобы противостоят стрессовым факторам, окружающих современную личность повсюду.
Социальная нестабильность и высокий динамизм развития жизни в нашей стране требуют от человека определенного уровня внутренней эмоциональной устойчивости.
Знание особенностей эмоциональной неустойчивости личности может помочь в деле профилактики возможных личностных и эмоциональных нарушений, связанных с акцентуацией или негативными тенденциями развития данной черты у личности.
-16-
Литература:
Китаев- Смык Л.А. «Психология стресса». - М, 1983г.;
Коврова М. В. «Психология и психопрофилактика стресса в молодежной среде».- Кострома, 2000г.;
Маклаков А.Г. «Общая психология». - Питер, 2010г.;
-17-
ПЛАН РЕФЕРАТА НА ТЕМУ «ЭМОЦИИ, СТРЕСС и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ».
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ЭМОЦИИ.
3.. ОБЩИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ.
5. СТРЕСС И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Информация о работе Эмоции, стресс и психологическое здоровье