Эмоциональная культура личности
Понятие «культура»
легло в основу некоторых научных
концепций, различных трактовок
того или иного явления. Так,
например, созданиесоциокультурной концепции
диалогических отношений (Бахтин М.М.);
культура помощи ребенку через организацию
процесса его сопровождения в системе
образования» (Лазарев В.А.) и т.д. Казанский
ученый – педагог В.И.Андреев выявил универсальный
закон – закон творческого саморазвития
личности как человека культуры.
Одним
из первых дал определение
эмоциональной культуры Якобсон
П.М. По его мнению, эмоциональная культура
есть комплекс явлений, представляющих
собой в значительно мере развитие и совершенствование
тех качеств эмоциональной жизни, которые
в ограниченном виде проявлялись на более
ранней возрастной ступени.
Не
претендуя на всесторонний анализ
понятия «культура», мы предлагаем
определение эмоциональной культуры,
сформулированное с учетом имеющихся
точек зрения точек зрения.
Эмоциональная
культура понимается нами как
целостное динамическое личностное
образование, имеющее собственную
структуру, представленное системой
знаний о развитии эмоций, умений
и способов анализа эмоций, управления
ими, направленных на адекватность
реагирования, что способствует
вербализации эмоций человека, его
эмоциональной открытости, эмоциональной
эмпатии и оказания эмоциональной поддержки
окружающим.
Таким
образом, эмоциональная культура
– область деятельности, регулируемая
общепринятыми нормами выражения
эмоций, которая оказывает влияние
на развитие личности.
Высокий
уровень эмоциональной культуры
обеспечивается целостным формированием
следующих компонентов: социокультурный,
поведенческий, собственно эмоциональный,
мотивационный, этико-нравственный, которые
находят выражение в следующих структурных
элементах:
1. опора
на собственные нравственные
принципы при выборе эмоций;
2. соответствие
эмоций требованиям, предъявляемым
по отношению к себе;
3. соответствие
эмоционального реагирования возрастным
особенностям;
4. адекватность
эмоциональной реакции социокультурным
нормам;
5. осознанность
эмоционального реагирования.
Эмоциональная
культура включает эмоциональную
компетентность и эмоциональную
грамотность. При этом под эмоциональной
грамотностью нами понимается
целенаправленное повышение эмоциональной
компетентности, а под эмоциональной
компетентностью владение методикой,
личностную и интеллектуальную
готовность, возможность справиться
с данной профессиональной задачей,
что включает все стороны деятельности:
и знаниевую, и операционально-технологическую,
и мотивационную.
Позицию
обучаемого характеризуют следующие понятия:
- эмоциональная реакция,
которая возникает либо непроизвольно,
либо по воле ученика,
- эмоциональный
отклик, под которым понимается
вызванная желаемая эмоциональная
реакция на какие-либо факты,
события, коллективные дела и
который представляет собой кратковременную
реакцию на какую-либо деятельность
или информацию,
- эмоциональное настроение
коллектива, группы или отдельного
человека, которое в отличие
от эмоционального отклика предполагает
длительную реакцию на какую-либо
деятельность или информацию. По
мнению Яновской М.Г., это устойчивое
состояние в определенных
условиях положительного эмоционального
отклика. Однако эмоциональное
настроение может быть и отрицательным,
поэтому в качестве определяющего
фактора мы предлагаем не только
общий психологический настрой,
но и продолжительность его
реализации.
Эмоциональная
культура тесно связано с понятием
«эмоциональный интеллект», которое
впервые стали употреблять Питер
Сэловей и Джон Мейер в 1990 году.
Эмоциональный
интеллект в научных психологических
концепциях определяется как
совокупность интеллектуальных
способностей к пониманию эмоциональных
состояний и управлению ими.
В отличие от абстрактного
и конкретного интеллекта, которые
отражают закономерности внешнего
мира, эмоциональный интеллект отражает
внутренний мир и его связи
с поведением личности и взаимодействием
с реальностью.
Если
обобщить имеющиеся точки зрения
исследователей, то составляющие
эмоционального интеллекта следующие:
- способность понимать
отношения личности, воспроизводимые
в эмоциях, и управлять эмоциональной
сферой на основе интеллектуального
синтеза и анализа;
- сложившееся у
человека устойчивые способы
эмоциональной регуляции деятельности,
проявляющиеся как в общении,
так и в познавательной деятельности
и влияющие на успешность его
приспособления к среде, или
способы творческого её изменения;
- способность распознавать
собственные эмоции, владеть ими,
распознавать эмоции других людей,
выражать свои эмоции в общении
с другими людьми и мотивировать
себя;
- совокупность программ-“регуляторов”
и “мотиваторов” деятельности и общения,
отвечающих за понимание себя и других
людей,саморегуляцию и социальное поведение
личности.
Взаимосвязь
эмоциональной культуры и эмоционального
интеллекта может быть наиболее
полно реализована в эмоциональной
среде.
Под
эмоциональной средой мы понимаем
организацию ситуаций социально-педагогического
сопровождения, способствующих
максимальному проявлению определенного
качества, свойства личности, адекватной
реакции на происходящее, основанной
на самопознании и самоконтроле.
Находясь в эмоциональной среде,
личность реализует себя, проявляя
те или иные эмоции, воздействует
на другого (или других) участника
этих отношений, тем самым либо
создавая среду, либо преобразовывая
ее.
Эмоция
может быть подавлена, если
человек внешне остается спокойным.
Проблема заключается в том,
любая эмоция даже в случае
торможения ее произвольных компонентов
обязательно распространится на
деятельность внутренних органов,
не поддающихся произвольному контролю.
Предотвратить последствия негативных
эмоциональных состояний помогает положительная
эмоция. В этих условиях большое значение
приобретает умение управлять эмоциями,
которое заключается не в умении подавлять
определенные (внешние) компоненты эмоций
или в разрядке уже возникшей эмоции (в
частности, физической нагрузкой). Умение
управлять эмоциями заключается в том,
чтобы эта эмоция в определенной обстановке
не возникла вообще.
Анализ
психологической литературы подтверждает
существование двух основных
способов управления эмоциями: контроль
интенсивности эмоций и управление
их экстенсивной составляющей
– эмоциогенными ситуациями.
Процесс
воспитания эмоциональной культуры
рассматривается нами как динамический
процесс, который предполагает
реализацию системы педагогических
средств. В качестве основных
мы предлагаем следующие: эмоциональная
рефлексия и эмоциональное стимулирование.
Эмоциональная рефлексия понимается
нами как способность к самонаблюдению,
самоанализу процесса возникновения эмоций
и способа эмоционального реагирования.
Это особый принцип мышления, направленный
на осознание восприятия собственных
проявлений эмоций, которые при этом
выступают как средство самовыражения
и самореализации. Эмоциональный стимул
–стимул, который в наибольшей мере воздействует
на эмоциональную сферу человека, вызывая
у него ответные чувства: эмоциональный
отклик, сопереживание и, как наивысший
результат, формирование общественно
ценного и личностно значимого набора
поведения. Высшим проявлением эмоциональной
культуры является эмоциональная зрелость,
которая предполагает наличие чувства
ответственности за свои переживания
перед собой, а тем самым и перед людьми.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бреслав Г.М. Психология
эмоций. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский
центр
«Академия»,
2006.
2. Ворохоб Ю.А. Аудиовизуальная
культура будущего учителя. //Вестник Московского
университета.-
2008.- №2. –с.57-65.
3. Ермакова И.В., Поливанова
Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие
педагога с
учащимися
как фактор их эмоциональной
комфортности на уроке. // Психологическая
наука
и образование. – 2004. - №1 –
С.63-73
4. Изард К.Э. Психология
эмоций. Перев. с англ. – СПб.: Издательство
«Питер», 1999.
5. Ильин Е.П. Эмоции
и чувства. – СПб: Питер, 2001.
6. Фетискин Н.П. Эмоциональное
обеспечение учебной и трудовой деятельности.
–
Кострома:
КГПИ им. Н.А.Некрасова. - 1990
7. Якобсон П.М.
Чувства, их развитие и воспитание.
– М.: «Знание», 1976. –
с.64