Эмоциональная сфера ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:09, лекция

Краткое описание

Что такое эмоции, и какими они бывают?
Когда ребенок впервые проявляет эмоции?
Как развивать эмоции у детей?

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоции ребенка.docx

— 19.23 Кб (Скачать файл)

 эмоциональная сфера ребенка

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более  ярко демонстрировать собственные  эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.

  Что такое эмоции, и  какими они бывают?

Эмоции – это внутренние переживания человека. Они выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и  носят ситуативный характер. К  эмоциям относят настроение, страсть, аффект, чувства, стресс. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Отрицательные  эмоции у ребенка возникают по разным причинам. Это и противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его, и конфликт, заключающийся  в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах, и частые негативные эмоциональные  состояния взрослых, и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. Но самая распространенная причина, почему малыш испытывает негативные эмоции, это – приказательный тон родителей, требующий срочно выполнить их волю, применение взрослыми обвинений, угроз, оскорблений, в то время как правильнее было бы провести с провинившимся ребенком доверительную беседу и совместный анализ возникшей ситуации.

  Когда ребенок впервые  проявляет эмоции?

Доказано, что связи в  мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после  того, как ребенок появился на свет. Уже восьминедельным малышам  знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства  испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и  сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко  малыш сам может не понимать, что  с ним происходит. Дело в том, что  эмоции развиваются неравномерно, как  будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный  слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10.

  Как развивать эмоции  у детей?

Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребенка  нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны  взрослых. Посудите сами: малыш прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка! Мама, выказывая явную заинтересованность, идет с ребенком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребенка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. В первом примере похвала и выделение ребенку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов. Во втором случае малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.

Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь. Дети очень чутки  к эмоциональной фальши. Поэтому  преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно  воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии –  словам и эмоциям других людей.

 Чувства ребенка

Процесс развития ребенка

Логопедические игры для  детей

Ребенок пищит

Поведение ребенка

Активный ребенок

Большую роль в воспитании чувства прекрасного и формировании эмоциональной сферы являются игрушки, которые окружают ребенка. Поэтому  не покупайте малышу игрушек, которые  не соответствуют его возрастным потребностям, и следите, чтобы они  были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции. Особое место в развитии эмоциональной  сферы ребенка занимает искусство. Рисуйте с малышом, ходите на выставки (сначала, например, это могут быть выставки детских рисунков), пойте, ходите на концерты, занимайтесь с  ним музыкой или просто включайте  диски. Музыка как самый эмоциональный  вид искусства развивает способность  сопереживать, испытывать всю гамму  человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный  мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, ребёнок  становится чутким к красоте в  искусстве и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Возьмите себе за правило ежедневное чтение перед  сном. Читайте выразительно, с яркими эмоциями. Тогда малыш сможет прочувствовать услышанное, сформировать личное отношение  к тем или иным поступкам героев, сделает определенные выводы.

  Как справляться с  негативными эмоциями?

Если с позитивными  эмоциями все понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой? Зачастую ребенок проявляет такие эмоции не намеренно, пытаясь вывести из равновесия взрослых или «насолить» им. Дело в том, что иногда дети, особенно до 10-летнего возраста, не могут описать, что творится в их душе, и чем они недовольны. Чтобы избежать последствий, вызванных негативными эмоциями, разговаривайте с малышом. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции. Предложите ребенку (конечно, не раньше, чем в 4-5 лет) описать чувства, которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет вам, в какой цвет он бы покрасил свое настроение, если бы это было возможным. Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. Например, вы можете строить «рожицы» перед зеркалом, посредством мимики изображая различные эмоции. Этот метод подходит абсолютно всем детям, начиная с 1-1,5 лет. Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов. Например, колотить руками подушку. Но учтите, что это должна быть одна, отведенная для этой цели подушка, и ни в коем случае не игрушка. Можно взять чашку и кричать в нее, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки. Ребенок сам не заметит, как увлечется и вовсе забудет о своем недавнем состоянии.

Кто-то с недоверием, ухмыльнется, мол, легче дать несколько раз  по попе и не возиться с ребенком. Эффект, якобы, быстрый и надежный. Но имейте в виду, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать и подавлять  –  очень вредно. Кроме того, что  это негативно скажется на психике  ребенка, в старшем возрасте это  может привести к серьезным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному  давлению. Более того, дети, которых  не понимали  взрослые, сами, став таковыми, не поймут окружающих, они будут  раздражительны и агрессивны. Нередко  у таких людей отмечаются проблемы общения.

Воспитывайте у ребенка  терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в такую игру. Возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или  книга, а ребенок должен уговорить  вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаете вещь, когда  посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.

  Держите себя в руках!

Без лишних слов понятно, что  взрослые – не железные. У них  также случаются срывы. Ритм современной жизни, условия, в которых находятся взрослые, тяготы повседневной жизни, осознание того, что они в ответе за своих близких (особенно за детей), приводят к разного рода стрессам. С негативными эмоциями, переполняющими взрослых, необходимо уметь справляться. Дело в том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка. Научитесь расслабляться. В прямом смысле. Расслабьте свои мышцы, особенно мышцы лица. Таким образом, вы получите некоторую власть над своими эмоциями. Вы можете выплеснуть их таким способом, чтобы малыш не понял, в чем дело. Например, пойте. Выберите что-нибудь из своего репертуара, что подходит именно вашему теперешнему состоянию. Купите себе мороженое! Возможно, именно это «остудит» ваши эмоции. Ну, или шоколадку. Правда, не привыкайте к таким методам, а то через некоторое время вас постигнет депрессия по поводу лишних килограммов.

 


Информация о работе Эмоциональная сфера ребенка