Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:35, реферат
Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты - все хуже и хуже, взгляд - безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат.
Часто можно увидеть такую картину:
человек с энтузиазмом начинает
какое-то дело, работает с полной самоотдачей,
а через некоторое время его
пыл исчезает, результаты - все хуже
и хуже, взгляд - безразличнее, а сам
он вдруг делается какой-то вялый
и неживой. Или руководитель принимает
на работу сотрудника, который быстро
включается в работу, показывает хороший
результат, работа у него «горит», а
затем человек перестает
В таких случаях обычно говорят, что человек
«сгорел». В медицине такое состояние
человека называют «синдромом эмоционального
выгорания». Что же представляет собой
данное состояние? Чем оно вызывается?
И что делать с теми, у кого обнаружены
симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем
ответить в ходе нашей лекции.
^Определение и история вопроса
Термин «синдром эмоционального
выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание)
впервые был введен в 1974 г. американским
психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных
в печати исследованиях чаще всего дается
следующее определение СЭВ: это состояние
физического, эмоционального и умственного
истощения, проявляющееся в профессиональной
сфере. Характеризуется физическим утомлением,
чувством эмоциональной усталости и опустошенности,
в отдельных случаях – бесчувствием и
негуманным отношениям к клиентам и подчиненным,
ощущением некомпетентности в профессиональной
сфере, неуспеха в ней и в личной жизни,
пессимизмом, снижением удовлетворенности
от повседневной работы и пр.
^Факторы, определяющие развитие синдрома
выгорания
«Синдром
эмоционального выгорания» характерен
только для представителей коммуникативных
профессий, или, как еще принято
их называть, профессий типа «человек
– человек». По данным отечественных
и зарубежных исследователей, данный
синдром встречается в 30 – 90% случаев
всех категорий руководителей, судей,
учителей, продавцов, медицинских работников
и т.д. в зависимости от конкретной
профессиональной деятельности, типа
личности, объективных возможностей
психологической адаптации к
реальным ситуациям.
Наиболее ярко выгорание проявляется
в случаях, когда коммуникации отягощены
эмоциональной насыщенностью, как правило,
на почве стресса.
Причины СЭВ могут быть классифицированы
на две группы:
1) субъективные (
2) объективные (ситуационные)
напрямую связанные со служебными обязанностями,
например: с увеличением профессиональной
нагрузки, недостаточным пониманием должностных
обязанностей, неадекватной социальной
и психологической поддержкой и т.д.
^Стадии синдрома выгорания
Продолжительная
и чрезмерная функциональная нагрузка
при наличии напряженных
1. Эмоциональное истощение –
первая стадия профессионального выгорания.
Она проявляется в эмоциональном перенапряжении,
чувстве нехватки сил до конца рабочего
дня и на следующий день, и как результат
- в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие
приглушается, утрачивается острота чувств,
возникает ощущение «пустоты», равнодушие
ко всему окружающему, в первую очередь
к профессиональной деятельности. На этой
стадии синдром выгорания еще может рассматриваться
в качестве защитного механизма, поскольку
позволяет человеку дозировать и экономно
расходовать свои энергетические ресурсы.
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми
приходится работать, теряется интерес
к общению. В кругу своих коллег начавший
«выгорать» профессионал с пренебрежением
или цинизмом рассказывает о некоторых
своих клиентах или подчиненных. Это характерно
для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она
проявляется в деформации (обезличивании)
межличностных отношений. В одних случаях
повышается негативизм, активизируются
циничные установки и чувства в повседневных
контактах как с коллегами, так и с клиентами.
В других случаях, наоборот, повышается
зависимость от других. Причем «выгорающий»
сам не понимает причины своего раздражения
и начинает искать их вокруг себя, как
правило, на работе.
3. На третьей стадии – редукции личностных
достижений – отмечается резкое падение
самооценки, которое может проявиться
в тенденции к негативному оцениванию
себя, своих профессиональных достижений
и успехов, к редуцированию собственного
достоинства, в негативизме относительно
служебных обязанностей, снижении профессиональной
мотивации, снятии с себя ответственности,
ограничении своих возможностей и обязанностей
в отношении других. Человек по привычке
может сохранять респектабельность, однако
всё и все окружающие становятся ему безразличными.
Общение с людьми вызывает дискомфорт.
На последней стадии возможны психосоматические
реакции и злоупотребление психоактивными
веществами (алкоголем, наркотиками).
Так как «выгорание» нарастает постепенно,
судьи часто продолжает работать в том
же режиме с тяжелыми психологическими
перегрузками до тех пор, пока не наступят
критические его проявления: физические,
психологические и поведенческие.
К физическим проявлениям
относятся:
- снижение аппетита;
- обострение хронических заболеваний;
- сильная усталость, утомление после активной
профессиональной деятельности, при этом
обычный для человека отдых не приводит
его в норму;
- частые головные боли, постоянные колебания
давления;
- нарушения сна или полная бессонница
и др.
Психологические симптомы
проявляются в:
- повышенной раздражительности, чувстве
усталости и депрессии;
- разочаровании в работе и личной жизни;
- потере самоуважения и уверенности в
себе;
- снижении интереса к работе;
- чувстве неадекватности, безнадежности,
бессмысленности происходящего и необъяснимой
вины;
- частой смене настроения;
- немотивированном беспокойстве о будущем;
- личной отстраненности, то есть значимые
события, происходящие вокруг человека,
вызывают у него слабый эмоциональный
отклик либо просто его не волнуют;
- чувстве несостоятельности, безысходности,
потере веры в завтрашний день и др.
Поведенческие проблемы
могут быть следующие:
- эмоциональные «взрывы», немотивированная
смена настроения;
- пренебрежение профессиональными и семейными
обязанностями;
- снижение самокритичности;
- отрицательный настрой по отношению
к выполняемой работе, отсутствие инициативы,
мотивации;
- падение продуктивности труда;
- ограничение общения с коллегами, друзьями
и знакомыми;
- трудности при общении с окружающими,
появление негативного отношения к клиентам;
- утрата чувства юмора, негативное отношение
к себе;
- злоупотребление алкоголем, никотином,
кофеином и др.
Наличие у человека одного или нескольких
таких признаков указывает на начавшийся
процесс «выгорания».
Такая участь может постигнуть не только
одного человека, но и целый коллектив.
Выгорающий коллектив можно опознать
по следующим симптомам:
- высокая текучесть кадров (частая смена
персонала);
- низкая вовлеченность сотрудников в
работу;
- поиск сотрудниками «виновного во всех
грехах»;
- появление группировок среди сотрудников
(часто это парные группировки);
- режим зависимости, который проявляется
в виде гнева на руководство или своей
беспомощности и безнадежности в различных
ситуациях;
- недостаток сотрудничества, взаимопомощи
среди коллег;
- прогрессирующее падение инициативы
и трудовой дисциплины;
- рост чувства неудовлетворенности от
работы;
- проявления негативизма относительно
роли или функции отдела или организации
в целом.
Чем больше признаков и чем ярче они выражены,
тем серьезнее ситуация.
Таким образом, синдром выгорания не только
негативно сказывается на профессиональной
деятельности, но и в целом снижает качество
жизни человека.
^Профилактика синдрома выгорания
Профилактика СЭВ должна быть комплексной
и вестись в разных направлениях.
Руководитель может помочь своему подчиненному
в этом нелегком деле - борьбе с эмоциональным
выгоранием. Например:
1. Предельно четко разъяснить каждому
сотруднику его место в структуре, функции,
права и должностные обязанности.
2. Отслеживать особенности отношений
между сотрудниками и создавать благоприятный
психологический климат в коллективе.
Доброжелательные деловые отношения между
коллегами предпочтительнее перед строгим
соблюдением субординации.
3. Обговаривать с сотрудниками перспективы
их профессионального роста с четким обозначением
критериев продвижения. Таким образом,
предотвращается одно из главных проявлений
СЭВ - ощущение бессмысленности работы.
4. Выработать традиции во всем: деловой
стиль одежды, еженедельные совещания
с коллегами, совместный коллективный
отдых и пр.
5. Структурировать работу и организовать
рабочие места так, чтобы дело стало значимым
для исполнителя.
6. Обсудить с сотрудником возможность
перехода в смежную профессиональную
область, чтобы его прежние знания, умения
и навыки нашли новое применение.
7. Создать в организации перспективы горизонтальной
карьеры (к примеру, поменять секретарей
судебных заседаний у судей с учетом особенностей
психологической совместимости).
8. Сделать акцент не на том, что сотрудник
уже знает, умеет, освоил, а на том, что
является для него направлением роста,
чтобы профессия стала восприниматься
как инструмент развития.
9. Оказывать помощь вновь назначенным
судьям и молодым специалистам в адаптации
к своей деятельности.
10. Оптимизировать профессиональную нагрузку,
изменить (при необходимости) график дежурств,
ввести дополнительные формы морального
и материального поощрения сотрудников
и др.
11. Особое значение имеют предоставление
сотрудникам возможности вносить свои
предложения в рабочий процесс и создание
условий для их внедрения.
12. При этом для руководителя не менее
важно заниматься самообразованием и
самовоспитанием, профилактикой развития
СЭВ у себя самого, выражающегося, например,
в нетерпимости к мнению, которое отличается
от собственного, грубости в общении с
работниками, стремлении превышать свои
полномочия и др. Стиль руководства коллективом
должен быть гибким и адекватным.
Как и во многих других случаях, спасение
утопающих - дело рук самих утопающих.
Для борьбы с эмоциональным выгоранием
нужно, чтобы сам человек изменил позицию
«жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина
своей жизни», который сам несет ответственность
за все, что с ним происходит, а значит,
сам довел (или позволил довести) себя
до такого состояния. А помочь при этом
могут следующие способы:
1. Постановка реальных целей, достижение
определенных результатов, что повышает
долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять
необъятное». Правильно расставленные
приоритеты и реальные цели дают возможность
человеку чувствовать свою успешность,
что, в свою очередь, повышает его самооценку.
2. Наличие достаточных перерывов во время
работы на отдых и еду. Сверхурочная работа,
а также работа дома после окончания рабочего
дня, во время выходных и отпусков - это
повышение степени риска развития СЭВ.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Доступные способы - это прогулки, тренажерный
зал, общение с природой, искусством, которые
позволяют расслабиться и отвлечься.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Одним из способов предохранения от СЭВ
является обмен профессиональной информацией
с коллегами или представителями других
служб. Сотрудничество дает ощущение более
широкого мира, чем тот, который существует
внутри отдельного коллектива. Для этого
с успехом используются различные курсы
повышения квалификации, конференции
и др.
5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком
настойчивое стремление к выигрыванию,
лидерству обусловливает развитие тревоги,
делает человека излишне агрессивным,
что способствует, в свою очередь, проявлению
СЭВ.
6. Эмоциональное общение. Когда человек
анализирует свои чувства и делится ими
с другими, если есть поддержка близких
людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность
«выгорания» значительно снижается. Рекомендуется,
чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях
обменивались мнениями с коллегами, искали
у них профессиональную поддержку. При
этом, во-первых, снижается психоэмоциональное
напряжение, а во-вторых, общими усилиями
они могут найти разумное решение возникшей
проблемы или трудной ситуации.
7. Поддержание хорошей физической формы.
Доказана тесная связь между состоянием
тела и разумом. Хронический стресс воздействует
на человека. Очень важно поддерживать
хорошую физическую форму с помощью физических
упражнений, сбалансированного регулярного
питания и полноценного сна не менее 7-9
ч в сутки.
Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать
следующим правилам:
- стараться рассчитывать и обдуманно
распределять свои нагрузки;
- научиться переключаться с одного вида
деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться всегда и во всем быть первым,
лучшим и т.д.
Итак, «синдром профессионального выгорания»
- процесс, при котором ежедневное воздействие
факторов стресса, связанных с оказанием
помощи другому человеку, постепенно приводит
к проблемам с собственным здоровьем психологического
и физического характера. Он может затронуть
не только отдельного сотрудника, но и
организацию в целом. Профилактика СЭВ,
основанная на рассмотренных принципах,
должна способствовать улучшению социально-психологического
климата и эмоционального состояния в
трудовых коллективах, повышению удовлетворенности
трудом у работников судебной системы.
Эмоциональное выгорание не болезнь и
не диагноз (хотя есть и противоположная
точка зрения), а тем более не приговор.
Так что чем раньше начать с ним борьбу,
тем она будет эффективнее и перспективнее.
А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить.
Украшают и обогащают жизнь интересное
общение, искусство, музыка, литература,
природа, юмор. В зависимости от того, как
человек относится к себе и к своей жизни,
он будет либо «звездой», либо «свечкой»,
чья участь - гореть и плакать.