Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:58, контрольная работа
В течение всей своей жизни мы множество раз сталкиваемся с переживанием различных видов эмоций. Они сопровождают нас в любой возникающей ситуации. Описывая эмоции, мы передаём наши субъективные ощущения и состояния. Во всех школах, изучающих поведение, важное значение придаётся его эмоциональной компоненте. В течение длительного времени рассмотрение эмоций происходило в психологической и философской среде. Так, например, Декарт в своём трактате «Страсти души» описывал эмоции («страсти души») как всего лишь «гримасы тела» (телесные состояния) А джон Локк отмечал, что в основе любой эмоции лежит удовольствие или страдание. Эмоции - это психические процессы и состояния в форме непосредственных переживаний действующих на человека явлений и событий.
Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.
Целостность представляет собой не только явно обнаруживающуюся, но и одну из таинственных особенностей психического.
Многими авторами подчеркивается происходящая в эмоциональном состоянии активация нервных центров, а в конечном итоге -- и всего организма, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдслей, 1960; Prince, 1928; Arnold, 1967, и др.). Согласно «активационным» теориям эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и отдельных ее подструктур (и, соответственно, уровень бодрствования системы психического отражения), который может колебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза.
Активация нервной системы и прежде всего вегетативного ее отдела, приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его д е м о б и л и з а ц и ю, настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927). Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой (наряду, например, с изменениями времени реакции или чувствительности анализаторов).
Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение этих реакций (см. Дарвин, 1953), в эволюции они развивались и закреплялись и как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде (сигналы опасности, пищи и т. п.). Экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией -- членораздельная речь. Сама усовершенствовавшись благодаря тому, что грубые врожденные формы выражения стали дополняться более тонкими конвенциональными нормами, усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию.
Для более полного ознакомления с функциональным назначением эмоций следовало бы наряду со сравнительно общими их проявлениями познакомиться еще со специфическими функциональными характеристиками отдельных эмоциональных состояний. Однако это значительно расширило бы наше обсуждение этой проблемы. Специфические особенности таких эмоциональных состояний, как смех, страх действия, печаль, горе, освещены в работах А. Бергсона, П. Жане, 3. Фрейда, Э. Линдеманна. Кстати, работы 2-х последних авторов, а также работа Ж-П. Сартра, вскрывают еще одну общую характеристику эмоций, определенный аспект которой был обозначен А.Н. Леонтьевым как способность эмоций «ставить задачу на смысл». Эмоции, особенно когда они сигнализируют о чем-то исключительном, не могут оставить личность равнодушной, вызывая порой сложную и развернутую «работу сознания» по ее объяснению, одобрению, примирению с нею или осуждению и даже вытеснению. Однако ставить данное проявление эмоций рядом с другими не позволяет то обстоятельство, что они в нем выступают не как непосредственно действующая сила, а как повод, в связи с которым приходит в движение вся сложная система сил личности и сознания.
По степени выраженности эмоциональные нарушения можно разделить на количественные и качественные. К количественным нарушениям относится эмоциональная гиперестезия или гипоэстезия.
Гиперестезия характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью. Это очень тонко чувствующие и ранимые люди.
Эмоциональная гипостезия- это снижение эмоциональной чувствительности, холодность, вялость эмоциональных реакций.
Выделяют следующие качественные нарушения:
1. Нарушения эмоционального реагирования:
A) Эмоциональная эксплазивность. Это эмоциональная вспыльчивость, когда эмоции слишком яркие, с оттенком агрессии.
B) Эмоциональное застревание. Пациент фиксируется на эмоциях, постоянно их воспроизводит. При застревании происходит накопление негативных эмоций. Они разрабатывают планы мести.
2. Нарушение устойчивости чувств.
A) Эмоциональная лабильность. Частая смена настроения под влиянием внутренних факторов. Может неудерживать настроение даже в течение беседы.
B) Синдром эмоциональной
неустойчивости. Пациент не может
удерживать ровный фон
3. Нарушение адекватности чувств.
A) эмоциональная амбивалентность- одновременное существование противоположных чувств и эмоций. Может наблюдаться на фоне эмоциональной холодности.
B) Эмоциональная неадекватность- не соответствие эмоций внешней ситуации или раздражителю.
К нарушениям эмоций также относятся гипертимия и гипотимия.
Выделяют следующие симптомы гипотимии:
1. Депрессия- это пониженное и мрачное настроение, тоска, печаль, отчаяние, ощущение бессмысленности, безысходности.
2. Дисфория- значительное снижение настроения с оттенком гневливости. Может сопровождаться патологическим аффектом и поведенческой агрессией.
3. Тревога и страх. Пациентам трудно вербализовать то, что они чувствуют. Как только тревога локализуется, можно говорить о фобиях.
4. апатия. Это безразличие, равнодушие.
5. Уплощение. Теряются тонкие
эмоции. В общении эти люди
практически не пользуются
Выделяют следующие гипертимные симптомы:
1. Мания - болезненно повышенное,
соединенное с двигательным
2. Эйфория. Это тоже повышенное настроение. Это настроение имеет оттенок благодушия, самодовольства. Такое состояние непродуктивно.
3. Экстаз. Это переживание эмоционального благополучия, возбуждения, самоутверждённости. Возникает параксизмально, длится минуты.
4. Мория. Это повышенное настроение. Оно, как и эйфория, непродуктивно, но сопровождается дурашливостью, смехом, кривлянием. Эмоции могут быть неадекватны возрасту, ситуации.
Существуют и другие эмоциональные состояния:
1. Реакция смещённого аффекта- бурная эмоциональная реакция на раздражающий стимул. Эта реакция обычно не адекватна раздражающему стимулу и смещена с гораздо более сильного раздражителя.
2. Негативистическая реакция
3. Стресс- неспецифическая реакция организма на предъявлённые ему требования.
4. Слабодушие- эмоциональная гиперестезия, обострённость восприятия.
5. Паратимия. Это неадекватный причине аффект.
6. Страх- чувство внутренней
напряжённости, связанное с ожиданием
конкретного угрожающего
7. Тревога- чувство беспокойства. Если страх направлен вовне, на какой-то объект, то тревога обычно конкретизирована.
8. Чувство потери чувств. Человек помнит что какие-то чувства были, но теперь он ничего не чувствует.
9. Алекситимия- неспособность осознавать свои чувства и выражать их словами.
10. Ангедония- утрата чувства радости, чувства удовольствия.
11. Эмпатия- склонность к сопереживанию.
12. Синтонность- ровное настроение с лёгким, позитивным компонентом.
13. Эмотивность- лёгкая ранимость.
14. Фобия- навязчивые страхи.
В отличие от высших психических функций в эмоционально-личностной сфере важную роль играют непроизвольные психические процессы. Они являются врождёнными и мало осознаваемыми. Эти функции пока исследованы не достаточно. В общей психологии эти фундаментальные проблемы также пока являются мало разработанными. С развитием психоаналитического направления этот аспект вызвал больший интерес. Выготский говорил ос существовании тесной связи эмоциональных и познавательных процессов. Это находит проявление в интеллектуализации эмоций. Выготский утверждал, что ни одна из предложенных теорий эмоций не соответствует строгому построению научной концепции. Выготский разделял представление о существовании низших (натуральных) и высших (прижизненно формирующихся) эмоций. Было показано превращение низших эмоций в высшие и их интеллектуализация в процессе онтогенезе. Эта проблема как базовая проблема общей психологии интересовала и Лурия. Ещё до встреч с Выготским он изучал эмоциональные конфликты. В соответствии с теорией Кенона, выготский допускал, что важную роль в мозговой организации эмоций играют подкорковые толомические структуры. т. к. в зоне таламуса происходит интеграция и перегруппировка различных афферентных потоков. Ни Выготский ни Лурия патологией эмоционально-личностной сферы специально не занимались. В деятельностном подходе эмоции выступают как регуляторы деятельности человека. Это значимые переживания, отражающие личностный смысл деятельности для человека. Выделяют базальные и высшие эмоции. Общепринятого списка базальных эмоций не существует и разные авторы называют разное число. Базальные эмоции рассматривают как общие межкультурные феномены, свойственные всем людям.
Информация о работе Эмоциональное психическое состояние процесс