Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:14, лекция
Эмоциональные состояния – это психическое явление, которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют поведение человека и зависят от данных его характера и психотипа.
Основные эмоциональные состояния: характеристика Эмоции характеризуются по трем параметрам:
Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с вегетативной нервной системой и ЦНС. Стеничность. Этот параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и астеническим. Астенические эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.
Эмоциональные состояния – это психическое явление, которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют поведение человека и зависят от данных его характера и психотипа.
Основные эмоциональные состояния: характеристика Эмоции характеризуются по трем параметрам:
Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с вегетативной нервной системой и ЦНС. Стеничность. Этот параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и астеническим. Астенические эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.
Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучших результатов. Поэтому оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к реальности (адаптивная реальность). Полное отсутствие тревоги препятствует нормальной адаптации и мешает продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.
Как показали Кэттелл и И. Шейер,
высокий уровень тревожности снижает
успешность профессиональной деятельности.
Повышенная личностная тревожность отрицательно
влияет на музыкантов, спортсменов и другие
виды деятельности. Кроме того, подобные
люди менее устойчивы к монотонной работе,
чем лица с низкой тревожностью. Однако
и низкая тревожность может обусловливать
плохую эффективность деятельности. Все
зависит, по видимому, от вида работы, которой
человек занимается.
Тревожность влияет и на стиль
деятельности. Н.А. Буксеев (1987) показал,
что высокая тревожность чаще встречается
у людей с мягким (либеральным) стилем
деятельности, чем у жестких (автократичных).
Замечено, что люди с высокой личностной
тревожностью обладают более низкой самооценкой
и авторитарным стилем основной деятельности
(проводились исследования учителей),
избегают социальных контактов.
В противоположность им люди
с низким нейротизмом уверены в себе и
стремятся к активному общению с людьми.
По мнению Е.П. Ильина, есть основания предполагать,
что тревожность играет роль в естественном
отборе для некоторых видов деятельности,
в частности по определенным видам сорта.
Так, например, нет спортсменов с высокой
тревожностью в парашютном сорте, причем,
как среди мастеров, так и среди новичков.