Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа
Краткое описание
Эмоции в жизни человека играют особенно большую роль. Являясь первой формой связи ребенка с окружающей средой, они служат выражением его отношения к предметному миру, подводят человека к познанию и тем самым способствуют всестороннему развитию. С возрастом приоритеты использования эмоциональной сферы меняются, но значимость её не утрачивается. Так, эмоции во взрослой жизни представляют одно из средств общения с людьми, в эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели личности. Те эмоциональные переживания, которые имеют цель защитить личность от травмирующих переживаний и восстановить баланс, являются предметом нашей курсовой работы. Объектом являются эмоциональные состояния.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ….…….…. ….…. ….…. ….….…. 1.1. Психологические теории эмоций ………………………………………. 3 1.2. Классификация эмоций ……………………………………………………9 1.3. Функции эмоций ………………………………………………………… 13 ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………………. 2.1. Понятие о защитных механизмах личности …………………………… 16 2.2. Классификация защитных механизмов личности ……………………… 17 ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ……………………………………………………………………. 3.1. Теоретический подход к проблеме эмоциональных защитных механизмов …………………………………………………………………… 21 3.2. Поведенческий аспект эмоциональных защитных механизмов личности ……………………………………………………………………………………24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 28
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В ГОРОДЕ
ТАШКЕНТЕ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Эмоциональные
защитные механизмы»
Выполнил:
студент 2курса, группы П1-10
Тумашев Ильхом
Научный руководитель:
преподаватель
Добрынин А. Р.
Ташкент-2012
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ
К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ….…….….
….…. ….…. ….….….
1.1. Психологические теории эмоций ……………………………………….
3
1.2. Классификация эмоций ……………………………………………………9
1.3. Функции эмоций …………………………………………………………
13
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ………………………………………………………………….
2.1. Понятие о защитных механизмах личности
…………………………… 16
2.2. Классификация защитных механизмов
личности ……………………… 17
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………………….
3.1. Теоретический подход к проблеме эмоциональных
защитных механизмов ……………………………………………………………………
21
3.2. Поведенческий аспект эмоциональных
защитных механизмов личности ……………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
28
Введение
Эмоции в жизни человека играют
особенно большую роль. Являясь первой
формой связи ребенка с окружающей средой,
они служат выражением его отношения к
предметному миру, подводят человека к
познанию и тем самым способствуют всестороннему
развитию. С возрастом приоритеты использования
эмоциональной сферы меняются, но значимость
её не утрачивается. Так, эмоции во взрослой
жизни представляют одно из средств общения
с людьми, в эмоциональных реакциях проявляются
ценности и цели личности. Те эмоциональные
переживания, которые имеют цель защитить
личность от травмирующих переживаний
и восстановить баланс, являются предметом
нашей курсовой работы. Объектом являются
эмоциональные состояния.
Актуальность выбранного предмета обусловлена
тем, что для понимания человека мы должны
иметь представление не только о том, что
чувствует человек, но и знать предпосылки
формирования этих переживаний. Смыслы,
которые отражают эмоции, могут содержать
в себе те аспекты личности, которые человек,
возможно, хотел бы скрыть от других и
от себя самого. Нам кажется, что понимание
некоторых смыслов может быть достигнуто
благодаря их рассмотрению через призму
защитных механизмов.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной
работы является рассмотрение особенностей
эмоциональных переживаний в защитных
механизмах личности с двух точек зрения:
когда эмоции выступают в качестве регулятора
деятельности защитных механизмов личности
и когда эмоции сами являются внутренним
элементом защитных механизмов, помогая
скрывать истинное содержание действительности.
Поставленная цель может быть
достигнута при решении следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических
подходов к исследованию эмоций, их видов
и функций.
4. Проанализировав имеющиеся
данные, сделать соответствующие выводы
о защитных механизмах личности и эмоциональных
видах защиты в частности.
Курсовая работа состоит из
введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы (16 источников).
Общий объем работы вместе со списком
литературы составляет 29 страниц.
Глава I – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИЙ
§1. Психологические теории
эмоций
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал
книгу «Выражение эмоций у человека и
животных», которая явилась поворотным
пунктом в понимании связи биологических
и психологических явлений, в частности,
организма и эмоций. В ней было доказано,
что эволюционный принцип применим не
только к биофизическому, но и психолого-поведенческому
развитию живого, что между поведением
животного и человека непроходимой пропасти
не существует. Дарвин показал, что во
внешнем выражении разных эмоциональных
состояний, в экспрессивно-телесных движениях
много общего у антропоидов и слепорожденных
детей. Эти наблюдения легли в основу теории
эмоций, которая получила название эволюционной.
Эмоции согласно этой теории появились
в процессе эволюции живых существ как
жизненно важные приспособительные механизмы,
способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни. Телесные
изменения, сопровождающие различные
эмоциональные состояния, в частности,
связанные с соответствующими эмоциями
движения, по Дарвину, есть рудименты реальных
приспособительных реакций организма[1].
Идеи Ч. Дарвина были восприняты
и развиты в другой теории, получившей
в психологии широкую известность. Ее
авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс
считал, что определенные физические состояния
характерны для разных эмоций — любопытства,
восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие
телесные изменения были названы органическими
проявлениями эмоций. Именно органические
изменения по теории Джемса–Ланге являются
первопричинами эмоций. Отражаясь в голове
человека через систему обратных связей,
они порождают эмоциональное переживание
соответствующей модальности. Сначала
под действием внешних стимулов происходят
характерные для эмоций изменения в организме
и только затем — как их следствие — возникает
сама эмоция[2].
Альтернативную точку зрения
на соотношение органических и эмоциональных
процессов предложил У. Кеннон. Он одним
из первых отметил тот факт, что телесные
изменения, наблюдаемые при возникновении
разных эмоциональных состояний, весьма
похожи друг на друга и по разнообразию
недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно
объяснить качественные различия в высших
эмоциональных переживаниях человека.
Внутренние органы, с изменениями состояний
которых Джемс и Ланге связывали возникновение
эмоциональных состояний, кроме того,
представляют собой довольно малочувствительные
структуры, которые очень медленно приходят
в состояние возбуждения. Эмоции же обычно
возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом
Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался
следующий: искусственно вызываемое прекращение
поступления органических сигналов в
головной мозг не предотвращает возникновение
эмоций[3].
В более поздних исследованиях
обнаружилось, что из всех структур головного
мозга собственно с эмоциями более всего
функционально связан даже не сам таламус,
а гипоталамус и центральные части лимбической
системы. В экспериментах, проведенных
на животных, было установлено, что электрическими
воздействиями на эти структуры можно
управлять эмоциональными состояниями,
такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо, 1955г.)[1].
Психоорганическая теория эмоций
(так условно можно назвать концепции
Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила
дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических
исследований мозга. На ее базе возникла
активационная теория Линдсея–Хебба.
Согласно этой теории эмоциональные состояния
определяются влиянием ретикулярной формации
нижней части ствола головного мозга.
Эмоции возникают вследствие нарушения
и восстановления равновесия в соответствующих
структурах центральной нервной системы.
Активационная теория базируется на следующих
основных положениях:
- Электроэнцефалографическая
картина работы мозга, возникающая
при эмоциях, является выражением
так называемого «комплекса активации»,
связанного с деятельностью ретикулярной
формации.
- Работа ретикулярной
формации определяет многие динамические
параметры эмоциональных состояний:
их силу, продолжительность, изменчивость
и ряд других [4].
Вслед за теориями, объясняющими
взаимосвязь эмоциональных и органических
процессов, появились теории, описывающие
влияние эмоций на психику и поведение
человека. Эмоции, как оказалось, регулируют
деятельность, обнаруживая вполне определенное
на нее влияние в зависимости от характера
и интенсивности эмоционального переживания.
Д. О. Хеббу удалось экспериментальным
путем получить кривую, выражающую зависимость
между уровнем эмоционального возбуждения
человека и успешностью его практической
деятельности[5].
Одной из первых подобных теорий
явилась теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингера. Согласно ей положительное
эмоциональное переживание возникает
у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются,
а когнитивные представления воплощаются
в жизнь, т.е. когда реальные результаты
деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними, или, что то же самое,
находятся в консонансе. Отрицательные
эмоции возникают и усиливаются в тех
случаях, когда между ожидаемыми и действительными
результатами деятельности имеется расхождение,
несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного
диссонанса обычно переживается человеком
как дискомфорт, и он стремится как можно
скорее от него избавиться. Выход из состояния
когнитивного диссонанса может быть двояким:
или изменить когнитивные ожидания и планы
таким образом, чтобы они соответствовали
реально полученному результату, или попытаться
получить новый результат, который бы
согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного
диссонанса нередко используется для
того, чтобы объяснить поступки человека,
его действия в различных социальных ситуациях.
Эмоции же рассматриваются в качестве
основного мотива соответствующих действий
и поступков. Лежащим в их основе когнитивным
факторам придается в детерминации поведения
человека большая роль, чем органическим
изменениям[3].
Доминирующая когнитивистская
ориентация современных психологических
исследований привела к тому, что в качестве
факторов, порождающих эмоции стали рассматривать
также и сознательные оценки, которые
человек дает ситуации. Полагают, что такие
оценки непосредственно влияют на характер
эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об
условиях и факторах возникновения эмоций
и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном,
П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою
лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый
вклад в эмоциональные процессы вносят
память и мотивация человека. Концепция
эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное
состояние помимо воспринимаемых стимулов
и порождаемых ими телесных изменений
оказывают воздействие прошлый опыт человека
и оценка им наличной ситуации с точки
зрения актуальных для него интересов
и потребностей. Косвенным подтверждением
справедливости когнитивной теории эмоций
является влияние на переживания человека
словесных инструкций, а также той дополнительной
эмоциогенной информации, которая предназначена
для изменения оценки человеком возникшей
ситуации[6].
Отечественный физиолог П.В.Симонов
попытался в краткой символической форме
представить свою совокупность факторов,
влияющих на возникновение и характер
эмоции. Он предложил для этого следующую
формулу:
Э = П* (Ин-Ис),
где Э — эмоция, ее сила и качество;
П — величина и специфика актуальной потребности;
(Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности)
удовлетворения данной потребности на
основе врожденного и прижизненно приобретаемого
опыта; Ин— информация о средствах, прогностически
необходимых для удовлетворения существующей
потребности; Ис — информация о средствах,
которыми располагает человек в данный
момент времени. Согласно формуле, предложенной
П.В. Симоновым (его концепция также может
быть отнесена к разряду когнитивистских
и имеет специальное название — информационная),
сила и качество возникшей у человека
эмоции в конечном счете, определяются
силой потребности и оценкой способности
ее удовлетворения в сложившейся ситуации[7].
Приближаясь к тому определению, которое
мы возьмём за основу, слудет отметить,
что немалый интерес для нас представляет
следующая теория эмоций, разработанная
Роберто Плутчиком. Центральная идея всей
концепции сводится к тому, что механизмы
психологической защиты являются производными
эмоций. Многолетние исследования Р. Плутчиком
и его коллегами эмоциональных процессов
привели к созданию общей психоэволюционной
теории эмоций, которая и стала основой
для построения теоретической модели
защит.
Эмоции определяются как базисные
средства адаптации, призванные решать
проблемы выживания на всех филогенетических
уровнях. Р. Плутчик выделяет восемь базисных
адаптивных реакций, которые являются
прототипами восьми базисных эмоций. А
сочетание основных эмоций дает весь аффективный
спектр. В свою очередь, и защитные механизмы,
являющиеся производными эмоций, классифицируются
на базовые и вторичные. Мы не ставим своей
задачей отследить все детерминанты, дающие
в итоге именно такой набор способов адаптации,
базовых эмоций и защитных механизмов,
который неизменно сводится к числу восемь.
Отметим только, что структура психологической
защиты, по замыслу автора, повторяет структурную
модель эмоций. Далее, автор устанавливает
и обосновывает связь каждого из восьми
базовых способов защиты с определенным
набором черт личности и с конкретным
клиническим диагнозом. Ниже будет приведена
схема, позволяющая проследить основные
соотношения:
Эмоции реализуются цепью последовательных
событий: оценка ситуации с точки зрения
значимости для благополучия индивида,
переживания и определенные физиологические
изменения, побуждающие к тому или иному
поведению, и, наконец, наблюдаемые действия.
Термин “эмоция” автор относит ко всей
этой комплексной цепи реакций, а состояние
переживания, которое обычно понимается
как эмоция, - только звено в этой цепи[8].
За основную теорию эмоций в
нашей работе взята теория эмоций А.Н.
Леонтьева. В книге «Потребности, мотивы
и эмоции» он даёт следующее определение: