Эмоциональные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:41, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучить общую характеристику эмоциональных процессов.
Нами были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения эмоциональных процессов.
2) Провести анализ теоретических основ проблемы изучения эмоциональных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ВОПРОС 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ………………………………………………………………………...5
1.1Понятие эмоций, их основные компоненты……………………………………5
1.2 Основные теории эмоций…………………………………………………….....8
ВОПРОС 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА...12
2.1 Классификация эмоциональных процессов………………………………......12
2.2 Эмоциональные феномены. Настроение, собственно эмоции и аффекты….16
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25
1. Глоссарий………………………………………………………………………...25
2. Тест к работе……………………………………………………………………..27
3. Ключ к тесту……………………………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.28 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Вопрос 1. Теоретический аспект изучения эмоциональных процессов………………………………………………………………………...5

1.1Понятие эмоций, их основные компоненты……………………………………5

1.2 Основные теории эмоций…………………………………………………….....8

Вопрос 2. Эмоциональные процессы и их характеристика...12

2.1 Классификация  эмоциональных процессов………………………………......12

2.2 Эмоциональные феномены. Настроение, собственно эмоции и аффекты….16

2.3 Методы изучения эмоциональных процессов………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………..23

Список источников и литературы…………………………………….24

Приложения…………………………………………………………………….25

1. Глоссарий………………………………………………………………………...25

2. Тест к  работе……………………………………………………………………..27

3. Ключ к  тесту……………………………………………………………………...30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к изучению эмоциональных процессов  не ослабевает на протяжении всего  существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании  эмоции, начиная с древнегреческого периода до XIX века, и то, что к  концу XX века отмечено 20 теорий эмоций1.

Эмоция  всегда оценивает, окрашивает отражаемое содержание ощущаемого, воспринимаемого, воспроизводимого, мыслимого и т.д.  
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.2 Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.  

Многие  эмоциональные состояния присущи  человеку с рождения. Уже новорожденный  способен испытывать страх при сильном  звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении  движений и удовольствие, возникающее  в ответ на покачивание, поглаживание. Постепенно из этих «зародышей» и  вырастает все богатство эмоций человека.

Роль  эмоций в межличностных отношениях людей очень важна для того, чтобы понять развитие личности. Именно этим и обуславливается актуальность нашей работы.  

Цель  данной работы: изучить общую характеристику эмоциональных процессов.

Нами были поставлены следующие задачи:

1) Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения эмоциональных процессов.

2) Провести анализ теоретических основ проблемы изучения эмоциональных процессов.

3) Дать общую характеристику эмоциональным процессам.

4) Выявить  методы изучения эмоциональных  процессов.

Объектом  данной работы является эмоциональная  сфера, предмет – эмоциональные  процессы, такие как аффекты, собственно эмоции и настроения.

Для достижения цели и решения поставленных задач  были использованы следующие методы: 1. Метод изучения научной психолого-педагогической литературы, архивных материалов. 2. Наблюдение. 3. Психодиагностический метод.

По проблематике данного исследования на сегодняшний день существует достаточно обширная литература. Тем не менее, некоторые ее аспекты все еще не достаточно хорошо изучены и разработаны. 

 

Вопрос 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

 

Со времен Платона вся психическая жизнь  делится на три относительно самостоятельных  сущности: ум, воля и чувства или  эмоции.3

Если  ум и воля в какой-то степени подчиняются  нам, то эмоции всегда возникают и  действуют помимо нашей воли и  желания.

 

1.1 Понятие эмоций, их основные компоненты

 

Психология  недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении  эмоций существуют самые разные мнения – некоторые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но есть и противоположный подход, согласно которому эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.

Эмоции  появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла  те или иные адаптивные функции в  процессе эволюции человека. Тезис  Дарвина о том, что способы  выражения базовых эмоций врожденны, был неоднократно подтвержден исследованиями в области психологии развития4.

Эмоция  – это нечто, что переживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоция мобилизирует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.

Как подчеркнули  многие исследователи эмоций (например, Анохин5, Вилюнас6, Крюгер7, Рубинштейн8 и др.), они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Например, радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши. Если радость дает ощущение легкости, вплоть до переживания чувства полета, то в горе возникает ощущение тяжести, чем напряженнее человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Печаль парализует человека. Возникает чувство усталости, двигается он медленно. Пожалуй, наиболее точный сигнал изменения эмоционального состояния – это частота пульса.

Эмоции  могут колебаться от бурных взрывов  страсти до тонких оттенков настроения.

Эмоции  можно охарактеризовать несколькими  признаками.

Во-первых, эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль, счастье - горе и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается с жгучей ненавистью, а любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него.  

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд9 ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

- стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

- астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой  эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр.

Наконец, необходимо отметить еще  одну особенность эмоций - неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции в качестве процесса есть не что иное, как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о  внешнем и внутреннем мире, которую  ощущения и восприятия кодируют в  форме его субъективных образов.

«Самоценность» эмоций определяется тем, что они необходимы не только для ориентировки организма во внешнем мире, но и для нормального внутреннего состояния.

Термин «Эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.10 То есть эмоции – это переживаемое человеком отношение к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки – в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются  в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его  потребностей. Если наши потребности  удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

1.2 Основные теории эмоций

 

Исследователи доказали, что многочисленные физиологические  изменения в организме сопровождают всякое эмоциональное состояние.

Еще в 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал свою книгу  «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти нет11.

Дарвин  показал, что во внешнем выражении  различных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях  много общего у антропоидов и  слепорожденных детей. Эти наблюдения и легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Эмоции, согласно этой теории, появились в  процессе эволюции живых существ  как жизненно важные приспособительные  механизмы, способствующие адаптации  организма к условиям и ситуациям  его жизни. Телесные изменении, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма12.

Идеи  Ч.Дарвина были восприняты и развиты  в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились  У.Джеймс13 и К.Ланге14.

Согласно  их переферической теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец У. Джеймс (1884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса - Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Данная психоорганическая теория эмоций получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга.

Одна  из центральных теорий - таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон15 пришел к выводу, что в теории Джеймса - Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели - они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга - таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Наиболее  существенный теоретический вклад  в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу16 (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информация о работе Эмоциональные процессы