Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:39, контрольная работа
Краткое описание
Верный признак нарушений в эмоциональной сфере – энергетические «зажимы». Они могут возникнуть под влиянием внешних обстоятельств, например, в результате излишне строгого воспитания, давления мнений окружающих, а также вследствие официальности или недоброжелательности атмосферы совместной деятельности. Среди внутренних причин эмоциональных энергетических «зажимов» назовем: неуверенность личности в себе, закомплексованность, боязнь чего-либо или кого-либо, отсутствие навыков непринужденного и в то же время контролируемого эмоционального поведения, неудовлетворительное состояние психики в целом.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3 1. Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста…………..5 2. Причины возникновения эмоционального зажима………………………9 3. Способы формирования у детей положительных эмоций …………….13 Заключение………………………………………………………….…………….16 Список литературы……………………………………………………………….17
Особенности эмоций у детей
младшего школьного возраста…………..5
Причины возникновения эмоционального
зажима………………………9
Способы формирования у детей
положительных эмоций …………….13
Заключение………………………………………………………….…………….16
Список литературы……………………………………………………………….17
Введение
Когда человек воспринимает
предметы и явления окружающего мира,
он всегда как-то относится к ним, причём
это не холодное, рассудочное отношение,
а своеобразное переживание. Одни события
вызывают у него радость, другие - негодование,
одни вещи ему нравятся, другие вызывают
у него неудовольствие, одних людей он
любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит;
что-то его сердит, кое-чего он боится;
некоторыми своими поступками он гордится,
других стыдится. Всё это проявления эмоций.
Они сопровождают нас всю жизнь, хотим
мы этого или нет. Эмоции могут многое
рассказать о человеке, даже больше, чем
он сам рассказал бы о себе. Эмоции делают
нашу жизнь яркой и насыщенной.
Эмоции взрослого отличаются
от эмоций детей. Новорожденный уже способен
испытывать такие эмоции, как страх, обнаруживающийся
при сильном звуке или внезапной потере
опоры, неудовольствие, проявляющееся
при ограничении движений, и удовольствие,
возникающее в ответ на покачивание, поглаживание.
Если рассмотреть эмоциональные реакции
в качестве индикаторов обусловивших
их потребностей, то можно заключить, что
врожденной способностью вызывать эмоции
обладают: потребность в самосохранении
(страх), в свободе движений (гнев) и в получении
особого рода раздражений, свидетельствующих
о психической защищенности (удовольствие).
Эти потребности определяют фундамент
эмоциональной жизни человека. Если у
младенцев страх вызывается только сильным
звуком или потерей опоры, то уже у дошкольников
его причинами может выступать множество
не только биологических, но и социокультурных
факторов.
Эмоциональный мир младшего
школьника достаточно разнообразен - тут
и волнения, связанные со спортивными
играми, обида или радость, возникающие
в общении со сверстниками, моральные
переживания, вызванные добротой окружающих
лиц или, напротив, несправедливостью.
На них достаточно глубокое впечатление
могут производить стихи и рассказы, особенно
если они выразительно прочтены, фильмы
и театральные спектакли, песни и музыкальные
пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования,
гнева, волнения за благополучие любимого
героя достигают большой выразительности.
Одна из важнейших задач школы и учителя
- воспитание положительных эмоций у детей
и воспитание у них умения управлять своими
эмоциями, подчинять их разуму и воле.
Сам процесс обучения, если он проводится
умело, содержательно, с привлечением
ярких иллюстраций (словесных и наглядных),
вызывают нужные эмоции у детей. Это делает
учение интересным, радостным, продуктивным.
Ведь именно в первые школьные годы у ребенка
интенсивно развиваются моральные чувства
- чувства товарищества, ответственности
за класс, сочувствие к горю окружающих,
негодование при чьей-то несправедливости.
Переживание таких чувств очень важно
- ребенку легче поступать в соответствии
с теми нормами, которые внушаются ему
взрослыми, именно тогда, когда его что-то
эмоционально задевает, когда он живо
чувствует необходимость поступить так,
а не иначе, когда он испытывает остроту
захватывающего его переживания.
Особенности эмоций у детей
младшего школьного возраста
Эмоции (франц. émotion, от лат.
emoveo — потрясаю, волную), субъективные
реакции человека и животных на воздействие
внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся
в виде удовольствия или неудовольствия,
радости, страха и т. д.
Эмоции имеют большое значение
в психической жизни учащихся начальных
классов. Как правило, у здорового ребенка
7-10 лет преобладают положительные эмоции,
жизнерадостное, веселое, бодрое настроение.
Дети по самой природе своей - большие
оптимисты. Многое в окружающей действительности
вызывает у них интерес, радостное чувство,
доходящее часто до восторженного состояния,
ликования, иногда даже по сравнительно
незначительному поводу, который не может
вызвать соответствующих эмоций у взрослых
в даже у старших школьников. Но эта сила
переживаний связана у детей младшего
школьного возраста с большой неустойчивостью
чувств. Потерпев какую-либо неудачу или
почувствовав обиду, младший школьник
может очень расстроиться, но его печаль
так же быстро и легко проходит, как и возникла,
обычно не оставляя особого следа в памяти
ребенка. Однако быстрая сменяемость чувств
еще не говорит о полном отсутствии необходимой
уравновешенности. Младший школьник нередко
проявляет больше спокойствия и выдержки,
чем подросток, у которого часто бывает
более неустойчивое эмоциональное состояние.
Но все-таки характерным для младшего
школьного возраста является недостаточное
умение управлять своими чувствами, сдерживать
или не показывать их. Чувства обычно ярко
проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике,
в плаче или смехе.
Большое влияние на развитие
эмоциональной жизни детей оказывает
школьное обучение. С приходом в школу
ребенок получает много новых впечатлений,
вызывающих у него немало различных чувств.
В первые дни обучения у детей появляется,
с одной стороны, чувство удовлетворения,
гордости, что и они стали большими, ходят
с книжками и тетрадями, выполняют свои
обязанности, как взрослые. С другой стороны,
дети довольно часто испытывают чувство
смущения, а временами и робости, от незнания
новых для них правил взаимоотношения
с учителем и неумения выполнять его указания
и установленные в школе порядки. Однако
довольно скоро эти чувства неловкости,
а порой и растерянности проходят, и ребенок
осваивается с условиями школьной жизни.
Теперь его переживания связаны главным
образом с успехами или неуспехами в учебе,
с похвалой или неодобрением учителя.
Плохо, если с первых лет учения у школьника
появляется безразличное отношение к
оценкам, которые он получает. Однако нехорошо
и такое положение, когда сильные эмоции,
связанные с отметками, вытесняют все
другие положительные чувства, которые
может дать учение. В этих случаях ученик
не интересуется знаниями, а думает только
о том, как оценивается его успеваемость.
Опытный учитель, опираясь на
чувства учащихся, добивается больших
успехов в работе: дети лучше понимают,
усваивают материал и прочнее сохраняют
его в памяти.
Среди чувств, возникающих у
школьников младших классов в процессе
обучения, важное место занимают чувства,
выражающие его отношение к учителю. Чаще
всего это бывает любовь, связанная с глубоким
уважением. Чувство, испытываемое ребенком
к своему первому наставнику, нередко
сохраняется на долгие годы и после окончания
школы, а иногда а в течение всей жизни.
Конечно, не всегда учителю удается заслужить
такую любовь своих маленьких воспитанников,
но психология детей младшего школьного
возраста такова, что каждый учитель, любящий
свое дело, вправе рассчитывать на их глубокую
привязанность. Это дает большое удовлетворение
и намного облегчает весь процесс учебно-воспитательной
работы.
В процессе обучения у младших
школьников все более и более развиваются
высшие чувства. Яркий, красочный рассказ
учителя, желание узнать, о чем пойдет
речь дальше, впечатление, какое производят
наглядные пособия, опыты, проводимые
в классе, наблюдения во время экскурсии
- все это вызывает у ребенка радость, представляющую
определенный вид интеллектуального чувства.
Часто многие люди, в том числе
и дети, имея всё из желаемого, страдают.
Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно
всё, завидует другому, который хуже одет,
менее сыт. Почему? Ответ прост: мало человеку
лишь удовлетворения его естественных
потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали
и признавали, чтобы он чувствовал себя
необходимым, чтобы у него был оценённый
окружающими успех, чтобы он мог реализовать
свои возможности, научился уважать себя.
Благодаря чему ребёнок может
быть счастлив? Прежде всего его счастье
зависит от той психологической среды,
в которой он живёт и растёт.
Особого внимания заслуживает
эмоциональный мир ребенка как наиболее
чувствительный и зависимый от окружения.
От эмоций, которые чаще всего переживает
и обнаруживает ребенок, зависит успех
его взаимодействия с окружающими, успех
его социального развития, социализации.
Эмоции влияют на ход разных
психических процессов
восприятия,
памяти,
воображения,
мышления,
предопределяют формирование
определенных черт характера личности.
Упрощённо эмоции можно разделить
на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность,
энергию, жизнедеятельность, вызывают
подъем, бодрость благодаря усилению работы
сердечной системы, повышению темпа и
глубины дыхания. Негативные эмоции снижают
активность, угнетают жизнедеятельность
(эти эмоции могут стимулировать развитие
неврозов, разрушать здоровье детей). Негативные
эмоции: - эмоции разрушения - гнев, злоба,
агрессия
эмоции страдания - боль, страх,
обида.
Как, не желая того, родители
могут формировать у детей отрицательные
эмоции? 1. Родители, которые при детях
высказывают свои тревоги, сомнения, чаще
всего сами порождают у детей страх за
них и непосредственно - страх перед школой,
создают иллюзию неуверенности.
Неуверенные в себе родители
могут создать у ребенка впечатления,
что они боятся разлуки и нуждаются в его
постоянном присутствии. Их подсознательное
стремление вечно цепляться за ребенка
отбивает у него желание проявлять независимость
и настойчивость.
Впечатлительные дети болезненно
переживают унижение, оскорбление, обиду,
продолжительное время возвращаются мысленно
к неприятным событиям, которые вызвали
отрицательные эмоции. Они неспособны
быстро переключиться на новые цели. Эти
дети долго помнят страх, оскорбление,
несправедливость.
Причины возникновения эмоционального
зажима
Каждый ребёнок получает от
своих родителей внушительный набор идеальных
представлений о том, каким бы они хотели
его видеть. Проблема заключается в том,
что эти идеалы далеко не всегда поддерживают
естественное выражение энергии и индивидуальности
ребёнка. Можно сказать, никогда не поддерживают.
Скорее, эти идеалы заставляют ребёнка
действовать против своей собственной
природы и создают в нём основное расщепление.
Похоже, так случается с каждым человеком.
Есть две области, в
которых движение против естественной
энергии оказывается особенно
разрушительным. Это эмоции и
сексуальность. Именно здесь наносятся
самые глубокие травмы. "Не
смейся. Не плачь. Не злись. Не
грусти." Большинство из нас
могут вспомнить те ситуации
из детства, когда наши эмоции
заталкивались обратно, когда нам
приходилось глотать слёзы или
ярость, когда нас вынуждали скрывать
свои чувства или притворяться.
Нам приказывали улыбаться, когда
хотелось кричать и визжать. Нам
приказывали вести вежливые разговоры,
когда хотелось плакать. И это
оказало непосредственное и чрезвычайно
разрушительное воздействие на
нашу энергию, деформируя её выражение.
"Не трогай себя там.
Не думай о сексе. Секс это
грязь. Не мастурбируй, а то ослепнешь".
Так же, как эмоциональная, сексуальная
энергия была подавлена, загнана
в самую глубь, скрыта от глаз
общества, как будто её не существовало
вовсе. Такое отношение задушило
нашу энергию у самого истока.
Кто-то может возразить, что обучение
и обуславливание в области эмоций
и секса необходимо так же, как и в других
областях, о которых я упомянула. И действительно,
многие люди убеждены в этом, утверждая,
что естественные, животные импульсы ребёнка
должны строго обуздываться и направляться
в русло цивилизованного поведения. Но
истина состоит в том, что подобное лечение
ужаснее, чем воображаемая болезнь, а решение
более разрушительно, чем сама проблема.
Верный признак нарушений в
эмоциональной сфере – энергетические
«зажимы». Они могут возникнуть под влиянием
внешних обстоятельств, например, в результате
излишне строгого воспитания, давления
мнений окружающих, а также вследствие
официальности или недоброжелательности
атмосферы совместной деятельности. Среди
внутренних причин эмоциональных энергетических
«зажимов» назовем: неуверенность личности
в себе, закомплексованность, боязнь чего-либо
или кого-либо, отсутствие навыков непринужденного
и в то же время контролируемого эмоционального
поведения, неудовлетворительное состояние
психики в целом.
Что произойдет, если эмоциональная
энергия по каким-либо причинам – внешним
или внутренним – не найдет себе «выхода»
посредством экспрессии? В таком случае
энергия «застрянет» и сконцентрируется
либо по пути своего движения в каком-нибудь
внутреннем органе, либо в конечном своем
пункте, то есть в органе тела, с помощью
которого она должна была нейтрализоваться,
«выйти» наружу.
Психологическая напряженность
ведет к физической; возникают спазмы
магистральных сосудов, а также мышц, скелета
и внутренних органов, включая мозг. Это
«эмоциональная эпилепсия». Состояние
напряженности длится пока сохраняются
силы; когда же они истощаются, орган, находящийся
под воздействием энергии эмоций, ослабевает
и обычно вызывает целую серию психосоматических
проявлений.
Например, испытав мощную концентрацию
энергий, система тонкого кишечника оказывается
энергетически опустошенной, возникают
невротические жалобы: чувство бессилия,
слабости, слезливость, умственная истощенность
и в то же время раздражительность, истеричность,
повышенная чувствительность к шуму, яркому
свету и, естественно, к неприятностям,
обидам, неудачам.
В. Райх (1897–1957) предложил различать
несколько зон (сегментов) мышечных зажимов,
которые возникают вследствие сдерживания
энергии эмоций. По его мнению, мышечные
зажимы выполняют функцию «защитного
панциря» – под ним скрываются подавленные
эмоции. При снятии «зажимов» освобождаются
эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают
«зажимы». Для «распускания панциря» используется
несколько приемов:
• накопление и последующий
«выхлоп» энергии посредством глубокого
резкого дыхания;
• анализ причин, способствующих
усилению или «распусканию» мышечных
зажимов, проводимый совместно с пациентом.
Основные защитные «панцири»
по В. Райху
1. Глазной сегмент – включает
глаза, лоб. Защитный «панцирь» проявляется
«пустым» выражением глаз, которые смотрят
как бы из-под маски; малой подвижностью
глаз, век; малой подвижностью лба. Сегмент
фиксирует энергии эмоций, возникших в
результате нерешенных жизненных проблем,
как следы длительных неприятных впечатлений,
а также частых интеллектуальных затруднений.
«Распускание» зажимов осуществляется
посредством физических упражнений для
глаз, мышц лба путем максимального раскрытия
век, свободного выразительного движения
глазных яблок, движений бровями и надбровными
дугами.