Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение эмоционального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Задачи работы:
1. охарактеризовать определение эмоционального интеллекта;
2. рассмотреть биологические и социальные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта;
3. проанализировать современные концепции эмоционального интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы личности 4
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 5
1.3 Характеристика термина «эмоциональный интеллект» в
отечественной психологии 6
II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 7
2.1 Определение эмоционального интеллекта 7
2.2 Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта 8
2.3 Развитие эмоционального интеллекта 9
2.4.Современные концепции эмоционального интеллекта 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого теоретического изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков и структуры мы можем сделать следующие выводы:
1. Эмоциональный интеллект – это интегральная категория в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности, сложный, многоуровневый конструкт, включающий в себя: способность понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, эмпатию, способность к самомотивации.
2. В основе биологических предпосылок для развития способностей ЭИ лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки ЭИ складываются, прежде всего, в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и стратегией воспитания, предполагающей формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации.
Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Поскольку эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, то соответственно управление эмоциями – это навык, который можно нарабатывать и развивать.
Развитие эмоционального интеллекта должно базироваться на знании биологических и социальных предпосылок ЭИ. Необходимые навыки и знания могут приобретаться в процессе специального обучения, эффективным средством которого является тренинг. По нашему мнению, развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.
3. Так как на сегодняшний день нет общепринятой единой концепции эмоционального интеллекта и его структуры, то проведя анализ литературы, мы выделили несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д.. Перечисленные теории с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой противоречат друг другу. Анализ основных исследовательских позиций по обсуждаемой теме позволяет нам сделать вывод о том, что современное состояние вопроса об ЭИ в психологической науке не дает возможности для единой трактовки этого конструкта.
В
настоящее время существует потребность
в дальнейшем исследовании феномена
эмоционального интеллекта, его структуры,
путей развития, что откроет реальную
возможность оптимизации взаимоотношений
через более глубокое осознание эмоциональных
процессов и состояний, возникающих между
людьми в процессе межличностного взаимодействия.