Эмоциональный профессиональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть понятие эмоционального профессионального стресса, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, причины и источники возникновения профессионального стресса;
рассмотреть синдром эмоционального выгорания;
определить методы лечения и профилактики синдрома выгорания;
предложить рекомендации по эмоциональному профессиональному стрессу.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика профессионального стресса 5
1.1.Понятие и виды профессионального стресса 5
1.2. Причины профессионального стресса 7
2.Эмоциональный стресс как вид профессионального стресса 9
2.1. Синдром эмоционального выгорания 9
2.2. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания 17
2.3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 19
3.Рекомендации по борьбе с эмоциональными профессиональными стрессами 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 1 30

Вложенные файлы: 1 файл

эмоц. профессион. стресс.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать  три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов (табл.1).

Тест позволяет увидеть, в какой степени сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. На вопросы теста (Прил.1) нужно отвечать «да» или «нет». Если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

 

 

 

 

 

Таблица 1

Фазы и синдром стресса

 

Фаза стресса

Синдром

 

Напряжение

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

 

Резистенция

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально – нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

 

Истощение

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения


 

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма  баллов раздельно для каждого  из 12 симптомов «выгорания», с  учетом коэффициента указанного  в скобках. Так, например, по  первому симптому положительный  ответ на вопрос №13 оценивается  в 3 балла, а отрицательный ответ  на вопрос №73 оценивается в  5 баллов и т.д. количество баллов  суммируется и определяется количественный  показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма  показателей симптомов для каждой  из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый  показатель синдрома «эмоционального  выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключ к тесту.

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих  обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное  избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не  сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся  симптом,

16 -20 баллов - сложившийся  симптом.

20 и более баллов - симптомы  с такими показателями относятся  к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации  результатов опроса - осмысление показателей  фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза  не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии  формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся  фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы: какие  симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными  факторами; какой симптом (какие  симптомы) более всего отягощают  эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

3.Рекомендации по борьбе  с эмоциональными профессиональными  стрессами

 

Микроклимат в коллективе зависит от очень  многих факторов: от того, как подобраны  сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет  свою индивидуальную линию, не обращая  внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации персонала, насколько  личные цели сотрудников согласуются  с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников  внутри компании и т. д. Все это  можно назвать профилактическими  мерами, позволяющими не допустить  дестабилизации в коллективе и создать  атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях.

Мероприятия же по стресс-менеджменту проводят на корпоративном уровне, они определяют идеологию компании в форме тезисов и принципов, которыми руководствуется весь персонал в своей работе. Например такие принципы: "Нет поражений, есть только обратная связь" или "Из каждой сложной ситуации есть как минимум три выхода". В результате чего повысится потенциал и стрессоустойчивость компании, если каждый сотрудник в своих действиях будет руководствоваться такими убеждениями.

Тренинги для руководителей. Такие тренинги проводятся, как правило, индивидуально  и опираются на результаты оценки эффективных и малоэффективных  компонентов поведения руководителей. Все последующие усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях. В результате проведенных занятий руководитель должен выработать умение справляться с такими воздействиями внешней среды как частая и неожиданная смена ситуации, неопределенность и многими другими факторами, которые определяют его рабочий день.

Аналогичные тренинги проводятся и для персонала. Помимо проведения тренингов нужно  довести до работников несколько  способов борьбы со стрессом в повседневных условиях. Вот некоторые  из них:

1. При появлении первых  симптомов  раздражения попытайтесь  расслабиться  и глубоко дышать: медленный глубокий  вдох и  еще более медленный  выдох  в воображаемый воздушный   шарик. Причем каждый шар нового  цвета. Выдох – и улетел  в небо красный шар, унося   тревоги. Выдох – и синий,  наполненный печалью, последовал  за красным. А за ними желтый - с раздражением, зеленый – с   завистью, ревностью и так далее.

2. Эффективно бороться  со стрессами  помогает физическая  активность. Научно доказано, что  при движениях  (беге, ходьбе, танцах, плавании) выделяются  в кровь  эндорфины, обладающие  эндогенным анальгезирующим действием. Эндорфины способны полностью ликвидировать болевые ощущения  и улучшать настроение.

3. Учитесь отдыхать. Согласно  учению  великого русского физиолога   Павлова, лучший отдых – это   смена деятельности. Для тех, кто   проводит день за компьютером   или бумагами, после трудового   дня вредно валяться на диване  перед телевизором. Необходимо  выбрать активный вид отдыха, пусть это будет аэробика, плавание  или работа на приусадебном  участке, главное, чтобы этот  вид деятельности приносил удовлетворение. А в выходные - за город, на  природу, во время отпуска лучше отправиться  в путешествие за новыми впечатлениями и приключениями.

4. Витаминотерапия. Стрессовое  состояние заставляет человеческий  организм включать все внутренние  резервы, чтобы поддержать его  работоспособность употребляйте  в пищу полезные продукты, насыщенные  витаминами С (яблоки, помидоры, шиповник) и В (сухофрукты, капуста, свекла, миндаль, куриная печень, рыба и т.д.).

 

Заключение

 

Проблема профессионального  стресса особенно остро заявила  о себе в настоящее время. Несомненно и очевидно, что в современном постиндустриальном обществе меняется отношение людей к работе: работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и одновременно глобализации со смежными отраслями, быстро меняются запросы рынка труда.

Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать  накопившуюся энергию (вызванную физиологическим  механизмом стресса), и тогда эта  энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы  дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, связанное  со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и прочие психоактивные вещества).

Микроклимат в коллективе зависит от очень  многих факторов: от того, как подобраны  сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет  свою индивидуальную линию, не обращая  внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации  персонала, насколько  личные цели сотрудников  согласуются  с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников  внутри компании и т. д. Все это  можно назвать  профилактическими  мерами, позволяющими не допустить  дестабилизации в коллективе и создать  атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабанов С. А. Профессия и стресс: синдром  эмоционального выгорания // Управление персоналом. — 2011. — № 9
  2. Бойко В. В. Психология эмоций – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 345с.
  3. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009.-420с.
  5. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2008. – 440с.
  6. Григорьева Н. Н. Психофизиология профессиональной деятельности/http://www.e- сollege.ru/xbooks/xbook116/book/index/index.html?go=part-004*page.htm /
  7. Денисюк А. С. Профессиональные деформации менеджеров на различных уровнях управления // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов / Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск, 2008. — С. 16-18.
  8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер., 2008.- 438с.
  9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003.
  10. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004.
  11. Методы психофизиологии// http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/2.html
  12. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  13. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности. — М., 2010. – 320с.
  14. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. непсихол. Вузов / Н. В. Самоукина. –2-е изд.– СПб.: Питер, 2004. – 224 c.
  15. Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – М.:Эксмо,2010.-656с.

Информация о работе Эмоциональный профессиональный стресс