Эмпирические методы исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Основными методами эмпирического исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент.
Цель данной работы: Рассмотреть классификацию методов психологического исследования, проанализировать место эмпирических методов в психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Современные классификации методов психологического исследования.
1.1.Особенности классификации Г.Д. Пирьова ………………………………..4
1.2. Критическая классификация Б.Г. Ананьева………………………………..6
1.3. Другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования……………………………………………………………………...8
2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности……..9
2.1. Наблюдение…………………………………………………………………...9
2.2. Эксперимент………………………………………………………………….12
2.3. Другие виды эмпирических методов………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….......16
Список используемой литературы……………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Эмпирические методы в психологии.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах:

1. Самонаблюдение, или интроспекция (от лат introspecto — смотрю внутрь), т.е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

2.  Объективное, т.е. внешнее, наблюдение – самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.

Основные  требования к  наблюдению:

1).  Наличие четкой целевой установки.

2).  Плановость и систематичность наблюдения.

3).  Избирательный характер.

4).  Требование фотографичности, которое технически стали осуществлять в психологии путем использования не только фотографии, но и кинематографа.

Лишь учтя эти общие  методические соображения, относящиеся  к методу наблюдения вообще, можно  разрешить основную принципиальную трудность, с которой связано  объективное наблюдение специально в психологии.

Наблюдение не всегда является оптимальным методом сбора информации, так как фиксируются как существенные, так и несущественные факты; трудно истолковать причины проявления тех или иных психических особенностей; требуется интерпретация наблюдаемых  явлений; для него характерна высокая  трудоемкость и большие временные  затраты. Основным недостатком данного метода можно считать тот факт, что при наблюдении очень трудно добиться повторяемости, т. е. получить качественные данные и четко установить закономерности. Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Эксперимент.

 

 

Создатель ленинградской  школы Б.Г. Ананьев особо подчеркивал  роль эксперимента в психологическом  исследовании.

Под экспериментом понимается центральный эмпирический метод  научного исследования, который получил  широкое распространение в психологии.

Основные особенности  эксперимента, заключаются в следующем:

1) В эксперименте исследователь  сам вызывает изучаемое им  явление, вместо того чтобы  ждать, как при объективном  наблюдении, пока случайный поток  явлений доставит ему возможность  его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать  изучаемое явление, экспериментатор  может варьировать, изменять условия,  при которых протекает явление,  вместо того чтобы, как при  простом наблюдении, брать их  такими, какими ему их доставляет  случай.

3) Изолируя отдельные  условия и изменяя одно из  них при сохранении неизменными  остальных, эксперимент тем самым  выявляет значение отдельных  условий и устанавливает закономерные  связи, определяющие изучаемый  им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные  связи между явлениями, экспериментатор  может варьировать не только  сами условия в смысле их  наличия или отсутствия, но и  их количественные соотношения.  В результате эксперимента устанавливаются  допускающие математическую формулировку  количественные закономерности. В  основном именно благодаря эксперименту  естествознание пришло к открытию  законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для  объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

 

 

Виды экспериментов:

1) Естественный эксперимент  — экспериментальная стратегия,  разработанная               А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента.

Виды естественного эксперимента:

  • Психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
  • Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании.
  • Производственный эксперимент — естественный эксперимент, осуществляющийся в обычных для испытуемого условиях труда.

2) Лабораторный эксперимент  — методическая стратегия, направленная  на моделирование деятельности  индивида в специальных условиях.

Характерным признаком лабораторного эксперимента является не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним идет эксперимент (хотя, как правило, не знает, в чем его сущность, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т. д.

Пользуясь экспериментом  в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических  явлений, вместе с тем неизбежно  оказывается и средством полезного  или вредного воздействия на изучаемую  личность. Необходимо также иметь  в виду, что данные, полученные в  экспериментальной ситуации, могут  быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены.

 

 

2.3. Другие виды  эмпирических методов.

 

 

Кроме наблюдения и эксперимента к эмпирическим методам психологического исследования относят вербально-коммуникативные методы: беседа, интервью, анкетирование и другие.

Существуют обязательные требования к этим методам:

- в опросе должны быть  вопросы, выделяющие некоторые  стороны характера испытуемого;

- вопросы центрального  характера должны выяснять факты  о личности, социальном положении  испытуемого;

- вопросы, выявляющие  факты в поведении испытуемого  в прошлом или настоящем;

- вопросы, выясняющие  мнение человека в отношении  определенных вещей.

1. Беседа — специфический для психологического исследования метод. Он позволяет изучить человеческое поведение, выявить его психологические особенности. Беседа может быть как самостоятельным методом исследования личности человека, так и вспомогательным, например предваряющий эксперимент, терапии.

Проводится беседа в процессе личного общения по специально составленным программам. Основной недостаток — субъективизм выводов, которые основываются только на полученных ответах и не имеют фактического подтверждения. Сложность – необходимость фиксации полученной информации.

Исследователи выделяют клиническую  беседу, которая является составной  частью клинического метода. С помощью  такой беседы происходит исследования целостной личности, при которой  в ходе диалога с испытуемым исследователь  стремится получить максимально  полную информацию о его индивидуальных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Клиническая  беседа чаще всего проводится в особо  оборудованном помещении. Нередко  она включается в психологическую  консультацию или психологический  тренинг.

  1. Интервью – это специфический метод беседы, целенаправленный опрос.

Метод интервью получил широкое  распространение в различных  сферах психологии. Существенное значение при проведении интервью имеет доверительный  контакт между интервьюером и  опрашиваемым. При этом очень важно  сохранять нейтральную позицию  в процессе интервью и не демонстрировать  свое отношение к содержанию вопросов или к собеседнику.

  1. Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения

информации на основании  ответов на подготовленные и соответствующие  основной задаче вопросы.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. При этом оно должно отвечать двум основным требованиям – репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования  подвергается количественной и качественной обработке. Информация, получаемая с  помощью анкеты, является декларативной  и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Поэтому  можно сказать, что метод анкетирования  лучше использовать в психологическом  исследовании как дополнительный, в  частности при проведении социально-психологических  исследований.

Данный метод требует  четкости и однозначности понимания  сформулированных вопросов, сами вопросы  не должны носить подсказывающий характер. Основное преимущество — получение  массового материала за короткое время. Основной недостаток — полученные данные нельзя соотнести с личными  особенностями испытуемых

К методам эмпирического  исследования также относится тестирование — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека.

Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты  могут быть прогностические и  диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны; они должны выявлять устойчивые психологические характеристики.

Диагностическая ценность теста  в значительной степени зависит  от уровня научного эксперимента и  достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом  был сконструирован данный тест, - явился ли он результатом большой предварительной  экспериментальной работы или был  следствием приблизительных, случайных  и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические  тесты могут стать причиной серьезных  ошибок, которые могут причинить  значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных  задержек психического развития.

Принято выделять несколько  вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

Тест-опросник как метод  основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную информацию о наличии  или выраженности определенной психологической  характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших  по своему содержанию с представлениями  о ней.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических  характеристиках человека или на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого  типа испытуемому предлагается выполнить  определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или  отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению  уровня умственного развития относится  именно к этой категории.

Проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполненных испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для  испытуемого набору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное  состояние. В других случаях испытуемому  предъявляют картинки с изображением неопределенных ситуаций, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке. На основе анализа  интерпретации испытуемым изображенной ситуации психолог делает вывод об особенностях его психики.

Заключение

 

 

Успешное развитие психологии как науки непосредственно зависит от качества применяемых в ней методов исследования.

Рассмотрение классификации  методов психологического исследования показывает, что группа эмпирических методов, традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Исследования последних  десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов.

Эмпирические методы основанные, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяют получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности – наблюдение и эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная  психология — СПб: Издательство  «Питер», 2000. — 320 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.– 583с.

3. Петровский А. В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.–512 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.–713 с.

 

 


Информация о работе Эмпирические методы исследования психологии