Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений в студенческой среде.
Объект: студенты выпускного курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и старшеклассники СОШ №3 г. Владикавказа в процессе межличностных отношений.
Предмет: психологические особенности межличностных отношений студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, в частности, межличностные отношения студентов отличаются от межличностных отношений школьников:
а) уровнем коммуникативного контроля;
б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношение в отечественной и зарубежной психологии………………………..6
Понятие межличностных отношений в психологии……………..6
Процесс формирования межличностных отношений……………10
Возрастные особенности и межличностные отношения студентов…………………………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов……………………………………………………………17
2.1. Цели, задачи, гипотеза, методы эмпирическое исследования…….17
2.2. Ход и результаты эмпирического исследования…………………...18
2.3.Выводы к эмпирическому исследованию…………….……………..22
Заключение…………………………………………………………….…24
Библиография…………………………………………………………….25
При исследовании межличностных отношений Т. Лири выделяет два фактора: доминирование и дружелюбие. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Рисунок 4. Диаграмма результатов сравнительного анализа интегральных факторов (доминирование и дружелюбие) межличностных отношений по методике Т.Лири в группах студентов и старшеклассников
На рисунке 4 видно, что у студентов преобладает доминирование (13,5) над дружелюбием (1). Это свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении. У школьников же наоборот дружелюбие (6) преобладает над доминированием (-2,1). Это является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательное значение в доминировании указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
2.3. Выводы к эмпирическому исследованию
В эмпирическом исследовании мы использовали методику «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири и методику «Диагностики оценки самоконтроля в общении» М. Снайдера.
Таким образом сравнительный анализ показал, что особенность межличностных отношений студентов заключается в уровне коммуникативного контроля (высокий), в интегральных факторах, определяющих общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия (доминирование над дружелюбием) и в типах отношений к людям (авторитарный).
Заключение
Юность одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромисность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно решаема в студенческих коллективах. В своей работе мы изучили психологические особенности межличностных отношений студентов. В ходе эмпирического исследования гипотеза, предложенная нами, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, полностью подтвердилась:
а) уровнем коммуникативного контроля;
б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в группах школьников и студентов.
Библиография:
Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов