Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений в студенческой среде.
Объект: студенты выпускного курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и старшеклассники СОШ №3 г. Владикавказа в процессе межличностных отношений.
Предмет: психологические особенности межличностных отношений студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, в частности, межличностные отношения студентов отличаются от межличностных отношений школьников:
а) уровнем коммуникативного контроля;
б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношение в отечественной и зарубежной психологии………………………..6
Понятие межличностных отношений в психологии……………..6
Процесс формирования межличностных отношений……………10
Возрастные особенности и межличностные отношения студентов…………………………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов……………………………………………………………17
2.1. Цели, задачи, гипотеза, методы эмпирическое исследования…….17
2.2. Ход и результаты эмпирического исследования…………………...18
2.3.Выводы к эмпирическому исследованию…………….……………..22
Заключение…………………………………………………………….…24
Библиография…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

При исследовании межличностных отношений Т. Лири выделяет два фактора: доминирование и дружелюбие. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

 

Рисунок 4. Диаграмма результатов сравнительного анализа интегральных факторов (доминирование и дружелюбие) межличностных отношений по методике Т.Лири в группах студентов и старшеклассников

 

На рисунке 4 видно, что у студентов преобладает доминирование (13,5) над дружелюбием (1). Это свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении. У школьников же наоборот дружелюбие (6) преобладает над доминированием (-2,1). Это является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательное значение в доминировании указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

 

2.3. Выводы к эмпирическому исследованию

 

В эмпирическом  исследовании мы использовали методику «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири и методику «Диагностики оценки самоконтроля в общении» М. Снайдера.

  1. Сравнительный анализ результатов методики М. Снайдера, показывает, что уровень коммуникативного контроля студентов отличается от уровня коммуникативного контроля школьников (у 70% студентов преобладает высокий уровень коммуникативного контроля, а у 67% школьников – средний).
  2. В ходе сравнительного анализа по результатам методики Т. Лири, который выделяет два основных фактора, определяющих общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия: доминирование и дружелюбие,  мы выяснили, что у студентов преобладает доминирование – 13,5 над дружелюбием – 1 в процессе общения. У школьников наоборот – дружелюбие – 6 над доминированием – -2,1.
  3. Сравнительный анализ результатов методики Т. Лири показывает, что преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке у студентов - авторитарный (15 баллов), что говорит о властности, энергичности, успешности в делах, лидерских качествах, а у школьников – дружелюбный и зависимый (по 12 баллов) – это говорит о дружелюбности со всеми, ориентировании на принятие и социальное одобрение, стремлении удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремлении к целям микрогрупп имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, конформности, мягкости, ожидание помощи и советов, доверчивости, склонности к восхищению окружающими, вежливости.

Таким образом сравнительный анализ показал, что особенность межличностных отношений студентов заключается в уровне коммуникативного контроля (высокий), в интегральных факторах, определяющих общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия (доминирование над дружелюбием) и в типах отношений к людям (авторитарный).

 

Заключение

 

Юность одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромисность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно  сложно решаема в студенческих коллективах. В своей работе мы изучили психологические особенности межличностных отношений студентов. В ходе эмпирического исследования гипотеза, предложенная нами, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, полностью подтвердилась:

а) уровнем коммуникативного контроля;

б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).

 Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в группах школьников и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

 

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
  2. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А. К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
  4. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: Учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
  5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с.
  6. Куницына, В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
  8. Мардахаев, В. Н. Словарь по социальной педагогике / В. Н. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
  9. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 640 с.
  10. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
  11. Наследов А.Д Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004 с. 392
  12. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.: ил.
  13. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 - Кн. 1. Общие основы психологии. - 687 с.
  14. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. - К.: «Лыбидь», 1990. - 192 с.
  15. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.: ил.
  16. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.
  17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Спб.: Питер, 2000 с.624
  18. Соснин, В. А. Социальная психология / В. А. Соснин. - М.: ФОРУМ ИНФА - М, 2004. - 336 с.
  19. Социальная психология / Сост. А. Н. Сухов, В. Н. Казанцев и др.: Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 600 с.
  20. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991.
  21. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2009. - 349 с.

 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов