Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:24, курсовая работа
На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование социально-психологических проблем работающих студентов...……………………………………………....................9
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9
§2.Научный взгляд на проблему исследования работающих студентов……………............................................................................................16
Глава 2.Характеристика методов и выборки исследования..............................23
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..........23
§ 2.Характеристика выборки............................................................................... 25
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов.........................................................................................26
§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26
§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32
Заключение…………………………………………………………………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование
социально-психологических проблем работающих
студентов...…………………………………………….
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9
§2.Научный взгляд на проблему
исследования работающих студентов……………................
Глава 2.Характеристика методов
и выборки исследования..................
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………......
§ 2.Характеристика выборки.......................
Глава 3. Эмпирическое исследование
социально-психологических проблем работающих
студентов.....................
§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26
§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1..…………………………………………………………………. 42
Приложение 2..………………………………………………………………… 44
Введение
На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.
Чтобы стать субъектом профессиональной деятельности, индивид должен предварительно социализироваться, т.е. сформироваться в данной профессиональной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в профессиональную среду. В противном случае его субъективность (активное начало) не будет продуктивной, его действия не будут восприняты профессиональной средой. Социализация, таким образом, является необходимым условием включения индивида в профессиональную деятельность.
Профессиональная социализация может рассматриваться с точки зрения социологии, как процесс интеграции в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия. Также она может рассматриваться с точки зрения социальной психологии, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью. Чтобы правильно распределить силы и на работу и на учебу, студенту необходимо обладать определёнными способностями. При этом если сравнивать работающих студентов со сверстниками, которые не обучаются в ВУЗе, можно выделить ряд характерных им особенностей, как положительных, так и отрицательных.
Начнем с того, что работающие студенты не только проявляют тягу к новым знаниям на работе, но и постоянно черпают свежие идеи и новые данные из приобретенных теоретических основ в ВУЗе, перенося их на практику, что, безусловно, благоприятно сказывается на работе всего коллектива. Однако, если профиль работы далек от получаемого в ВУЗе образования, то студент всегда будет стремиться найти более подходящую для него подработку, проявляя при этом легкомысленное отношение к уже имеющемуся трудоустройству. Многие, правда, просто хотят приобрести новый опыт и попробовать себя в той или иной деятельности.
Привлеченные
на подработку студенты
Как и
все молодые люди, работающие
по свободному графику
Если обратить
внимание на организационные
моменты, то студенты охотно
соглашаются на подработку в
режиме ненормированного
Студенты последнего курса обучения всегда гораздо охотнее принимаются на работу, так как они являются без нескольких месяцев готовыми специалистами, которые по истечению этого срока вольются в коллектив полноценными работниками без затраты дополнительного времени на введение в курс дела. Кроме того, само руководство должно быть нацелено на воспитание, обучение профессии и особенностям работы в данной фирме с практическим применением теоретических знаний, получаемых в ВУЗе, а это всегда легче, чем переучивать готового специалиста.
Наряду с этим, остается определенный риск, что в результате затраченных усилий на обучение, на введение в дело и подготовке к профессиональному росту, студенты, в меру своей непредсказуемости и повышенной мобильности, не отказываются от поиска нового места работы, а потому они вполне могут перейти к конкурентам и применить там приобретенный опыт.
В настоящее
время система высшего
• Падение качества образования;
• Низкая мотивация студентов относительно учебной деятельности;
• Ослабление воспитательной функции образования;
• Несоответствие
системы образования
• Дегуманизация образования, т.е. падение роли общечеловеческих ценностей, сведение образования к формированию отдельных профессиональных навыков;
• Наличие противоречий
между установками
Таким образом, можно сделать вывод, что из студентов, занятых как на регулярной, так и на временной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования. Поэтому в данном исследовании особое внимание уделяется изучению особенностей воздействия института высшего образования на социально - психологические особенности профессиональной социализации студентов.
Объект исследования: работающие студенты.
Предмет исследования: социально-психологические проблемы работающих студентов.
Цель исследования: выявить социально-психологические проблемы работающих студентов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать группу работающих студентов.
2.Проанализировать исследования, посвящённые работающим студентам.
3. Обосновать методы и выборку исследования.
4. Разработать анкету.
5. Провести опрос работающих студентов.
6. Проанализировать социально-психологические проблемы работающих студентов.
Гипотеза исследования: социально-психологические проблемы работающих студентов такие как ухудшение отношений с преподавателями ; повышенная утомляемость студента. Так же предполагается, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
Таким образом, возникает ряд социальных проблем, которые являются общими для системы высшего образования и социологии. Истоки данных проблем, как нам представляется, лежат в области, относящейся одновременно к обеим указанным сферам, а именно — в области профессиональной социализации студентов.
Исследуя процесс профессиональной социализации студентов, механизмы, закономерности, типы, результаты протекания данного процесса, мы считаем необходимым способствовать решению проблем, являющихся общими для сфер социальной психологии и высшего профессионального образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения общенаучной методологии, психологические принципы единства деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория установок (Д.Н. Узнадзе), диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов), культурно-историческая психология (Л.С. Выготский).
Методы исследования:
1) Изучение литературы;
2) Анкетирование;
Выборка исследования: 50 человек в возрасте от 18 до 23 лет, экономического факультет КемГУ
Практическая значимость: исследования состоит в том, чтобы определить социально-психологические проблемы работающих студентов такие как ухудшение отношений с преподавателями ; нехватка времени на общение; утомляемость студента, так как студент работает и учиться. Так же, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы работающих студентов в социологии
§ 1. Характеристика группы
Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. В наше динамичное время работающие студенты (и студентки) - это уже не редкость и исключение из правил, а вполне обычное явление. Причем речь идет не только об учащихся заочного и вечернего отделения, но и о «дневниках». По статистике, работающих студентов вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов) больше 50 % [5, c.42].
Опыт работы по специальности, конечно же, впоследствии даст молодому специалисту большое преимущество перед другими выпускниками, немаловажную роль играет и материальный фактор (на стипендию, как известно, нынче не проживешь). Однако такое положение дел создает определенные трудности как для самого студента, так и для его работодателя. Например, это касается графика рабочего дня и учебного отпуска.
После сдачи внушительного количества экзаменов и зачетов, штудирования сложно обозримого количества томов учебной литературы многим студентам кажется, что в течение пятилетнего обучения был разобран и вновь собран воедино целый мир. Вследствие этого нередко рождается убеждение в том, что после окончания ВУЗа найти престижную и интересную работу не так сложно. А диплом о получении высшего образования или сам факт текущего обучения - это уже залог готовности работодателя предоставить квалифицированную работу. Как правило, в таких случаях нет сомнений в том, что труд работника, только что получившего знания, представляющие собой квинтэссенцию всего нового, более совершенного, должен хорошо оплачиваться. К сожалению, реальность выглядит подобным образом только в том случае, если смотреть на нее глазами жизнерадостного, амбициозного и со всех сторон замечательного студента.
Чтобы правильно распределить силы и на работу и на учебу, студенту необходимо обладать определёнными способностями. При этом если сравнивать работающих студентов со сверстниками, которые не обучаются в ВУЗе, можно выделить ряд характерных им особенностей, как положительных, так и отрицательных [8, c.150].
Во-первых, работающие студенты не только проявляют тягу к новым знаниям на работе, но и постоянно черпают свежие идеи и новые данные из приобретенных теоретических основ в ВУЗе, перенося их на практику, что, безусловно, благоприятно сказывается на работе всего коллектива. Однако, если профиль работы далек от получаемого в ВУЗе образования, то студент всегда будет стремиться найти более подходящую для него работу, проявляя при этом легкомысленное отношение к уже имеющемуся трудоустройству. Многие, правда, просто хотят приобрести новый опыт и попробовать себя в той или иной деятельности.
Привлеченные на работу студенты предрасположены к решению новых задач, усовершенствованию методов и организации работы, увеличению эффективности технологий. Помимо этого они могут объективно оценить связь между получением знаний и результатом работы, а, следовательно, обладают хорошей мотивацией к быстрому обучению и освоению новых приемов работы и профессиональных навыков.
Во-вторых, к
Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов