Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Сравнительные данные по динамике развития уровня воображения дошкольников приведены в процентном соотношении на рисунке 6.
Рис. 6 Сравнительные данные исследования уровня развития воображения детей экспериментальной группы по методике «Дорисовка фигур» до и после формирующего эксперимента
После проведения формирующего этапа работы уровень развития воображения детей повысился в среднем на 20-30%.
Обобщая данные наблюдений за детьми в процессе педагогического эксперимента и основываясь на сравнительном анализе данных в начале и в конце эксперимента мы пришли к следующим выводам:
- сказки, отобранные в соответствии с возрастными возможностями детей (словарный запас, уровень развития логического, образного мышления и др.) доступны для восприятия и воспроизведения их детьми дошкольного возраста;
- сказки вызывают у детей интерес и желание повторного прослушивания, а затем и воспроизведения в интересных для детей формах (настольный театр, инсценировка сказок, игра) и с помощью взрослого;
- сюжеты сказок хорошо
- сравнительный анализ данных в начале и в конце педагогического эксперимента свидетельствует о том, что у детей повысился уровень развития воображения, обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов;
- к концу эксперимента дети уже хорошо помнили героев сказок. Дети лучше запоминали героев сказки, могли дать более подробные их описания. Под эмоциональным воздействием сказок усилилось воображение детей и повысилась творческая инициатива детей;
- практическая работа со
- данные педагогического
- данные педагогического
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии воображения через восприятие сказок дошкольников: в группе увеличилось количество детей с высокими показателями развития воображения на 20- 30 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста.
На первом этапе работы нами осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования. В ходе проведенного нами теоретического исследования была изучена степень разработанности проблемы восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей, выявлена ее актуальность в отечественной педагогической теории и практике школьного образования. Теоретический обзор позволил сделать вывод о том, что данная проблема еще недостаточно изучена.
В ходе теоретического исследования выявлены существующие подходы в трактовке понятий «сказка», изучены ее классификации, функции; рассмотрены особенности восприятия сказки в дошкольном возрасте, изучено влияние сказки на развитие воображения детей дошкольного возраста.
Во второй части работы нами было проведено практическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «ДСКВ № 7» г. Сосновоборска, в период с 1 октября 2013 по 28 февраля 2014 года. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.
Для подтверждения гипотезы исследования нами на втором этапе работы были подобраны диагностические методики для определения уровня восприятия сказки и уровня развития воображения младших дошкольников. Далее с помощью диагностического инструментария выявили уровень восприятия сказки и уровень развития воображения дошкольников.
На третьем этапе работы была составлена и реализована программа игровых занятий, направленная на развитие воображения через восприятие сказки детьми экспериментальной группы.
Заключительным этапом исследовательской деятельности явилось проведение контрольного эксперимента, целью которого было проверить эффективность формирующего эксперимента. После проведения программы игровых занятий произошли изменения в развитии уровня восприятия сказки дошкольников: произошли изменения в развитии восприятия, воображения, мышления, памяти, дошкольников, повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля; повысился уровень словесно-логического мышления.
Анализ данных контрольного этапа показал, что уровень восприятия сказки у дошкольников повысился в среднем на 20-30%, уровень развития воображения повысился также в среднем на 20-30%.
Это позволило сделать вывод о том, что программа явилась эффективной.
Практическая значимость работы заключается в том, в результате исследований выявлены особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста и ее влияния на развитие дошкольников, разработана методическая система формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что гипотеза подтверждена; задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута.
Стимульный материал к методике «Дорисовка фигур» О.М. Дьяченко
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Инструкция
На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не может придумать. Сделай её полной и интересной, добавляя к ней новые идеи. Придумай интересное название для картинки и напиши его внизу под картинкой.
Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Авторы методики предлагают 6 типов решений задач.
0 тип. Этот тип решения
1 тип. Ребенок дорисовывает фигуру
на карточке так, что получается
изображение отдельного
2 тип. Изображается отдельный
3 тип. Изображая отдельный объект,
дошкольникк уже включает его
в какой-нибудь воображаемый
4 тип. Ребенок изображает несколько
объектов по воображаемому
5 тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину и т.п.).
При этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образов.
В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать материал, а также создавать новые комбинации из элементов.
Критерии и показатели проявления детьми развития воображения, выявленные во время диагностики, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории:
1. Отношение ребенка к творческой работе
- проявление интереса, эмоциональной
увлеченности творческой
- проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого задания;
- ответственное отношение к выполнению работы, стремление довести до конца;
- проявление готовности к
2. Качество поисково-творческих действий дошкольников
- проявление беглости мышления,
способность выдвигать
- отсутствие регидности, умение гибко использовать различные способы и приемы при работе;
- проявление оригинальности и
нешаблонности мышления в
- проявление изобретательности, фантазии, творческого воображения.
3. Выразительность
и грамотность выполнения работ
- использование выразительных возможностей цвета, формы, ритма и композиции;
- целостность работы;
- использование выразительных качеств художественного материала.
Можно выделить 3 уровня сформированности развития воображения (высокий, средний, низкий).
Приложение 2.
Данные диагностики восприятия сказки дошкольниками
на констатирующем этапе
Имя Фамилия ребенка |
Знание основных героев сказок:
|
Знание основного содержания сказок: |
Восприятие сказочных героев в повседневной жизни: |
PS: Выявление особо одаренных детей | |||||||
Уровни диагностики |
Н |
СР |
В |
Н |
СР |
В |
Н |
СР |
В |
||
1 |
Денис А. |
* |
* |
* |
|||||||
2 |
Миша А. |
* |
* |
* |
|||||||
3 |
Гриша А. |
* |
* |
* |
|||||||
4 |
Полина Б. |
* |
* |
* |
|||||||
5 |
Ваня Д. |
* |
* |
* |
|||||||
6 |
Матвей З. |
* |
* |
* |
|||||||
7 |
Саша И. |
* |
* |
* |
|||||||
8 |
Мила К. |
* |
* |
* |
|||||||
9 |
Алеша П. |
* |
* |
* |
|||||||
10 |
Ксюша С. |
* |
* |
* |