Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 03-113.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительные данные по динамике развития уровня воображения дошкольников приведены в процентном соотношении на рисунке 6.

Рис. 6 Сравнительные данные исследования уровня развития воображения детей экспериментальной группы по методике «Дорисовка фигур» до и после формирующего эксперимента

 

После проведения формирующего этапа работы уровень развития воображения детей повысился в среднем на 20-30%.

 

Выводы по  главе 

Обобщая данные наблюдений за детьми в процессе педагогического эксперимента и основываясь на сравнительном анализе данных в начале и в конце эксперимента мы пришли к следующим выводам:

- сказки, отобранные в соответствии с возрастными возможностями детей (словарный запас, уровень развития логического, образного мышления и др.) доступны для восприятия и воспроизведения их детьми дошкольного возраста;

- сказки вызывают у детей  интерес и желание повторного  прослушивания, а затем и воспроизведения в интересных для детей формах (настольный театр, инсценировка сказок, игра) и с помощью взрослого;

- сюжеты сказок хорошо запоминаются  детьми. При создании условий  свободного пересказа сказок, у  детей отмечаются творческие  проявления: подражание героям сказки, желание рассказать сюжет сказки на свой лад;

- сравнительный анализ данных в начале и в конце педагогического эксперимента свидетельствует о том, что у детей повысился уровень развития воображения, обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов;

- к концу эксперимента дети уже хорошо помнили героев сказок. Дети лучше запоминали героев сказки, могли дать более подробные их описания. Под эмоциональным воздействием сказок усилилось воображение детей и повысилась творческая инициатива детей;

- практическая работа со сказками  в ДОУ подтвердила теоретические  выводы о художественной и  педагогической ценности сказок, их дидактическом потенциале, способности  активизировать деятельность воображения, мышления, побуждать к возникновению и развитию детского творчества;

- данные педагогического эксперимента  позволяют утверждать, что область  применения сказок в образовательном  пространстве ДОУ достаточно широкая: это музыкальные занятия, развлечения, народные праздники, свободное время детей;

- данные педагогического эксперимента  подтвердили эффективность используемых  нами методов педагогической  работы со сказкой: наглядных, игровых, метода создания проблемных ситуаций.

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии воображения через восприятие сказок дошкольников: в группе увеличилось количество детей с высокими показателями развития воображения на 20- 30 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста.

 

Заключение

На первом этапе работы нами осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования. В ходе проведенного нами теоретического исследования была изучена степень разработанности проблемы восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей, выявлена ее актуальность в отечественной педагогической теории и практике школьного образования. Теоретический обзор позволил сделать вывод о том, что данная проблема еще недостаточно изучена.

В ходе теоретического исследования выявлены существующие подходы в трактовке понятий «сказка», изучены ее классификации, функции; рассмотрены особенности восприятия сказки в дошкольном возрасте, изучено влияние сказки на развитие воображения детей дошкольного возраста.

Во второй части работы нами было проведено практическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «ДСКВ № 7» г. Сосновоборска, в период с 1 октября 2013 по 28 февраля 2014 года. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.

Для подтверждения гипотезы исследования нами на втором этапе работы были подобраны диагностические методики для определения уровня восприятия сказки и уровня развития воображения младших дошкольников. Далее с помощью диагностического инструментария выявили уровень восприятия сказки и уровень развития воображения дошкольников.

На третьем этапе работы была составлена и реализована программа игровых занятий, направленная на развитие воображения через восприятие сказки детьми экспериментальной группы.

Заключительным этапом исследовательской деятельности явилось проведение контрольного эксперимента, целью которого было проверить эффективность формирующего эксперимента. После проведения программы игровых занятий произошли изменения в развитии уровня восприятия сказки дошкольников: произошли изменения в развитии восприятия, воображения, мышления, памяти, дошкольников, повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля; повысился уровень словесно-логического мышления.

Анализ данных контрольного этапа показал, что уровень восприятия сказки у дошкольников повысился в среднем на 20-30%, уровень развития воображения повысился также в среднем на 20-30%.

Это позволило сделать вывод о том, что программа явилась эффективной.

Практическая значимость работы заключается в том, в результате исследований выявлены особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста и ее влияния на развитие дошкольников, разработана методическая система формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что гипотеза подтверждена; задачи, поставленные в  исследовании, решены; цель исследования достигнута.

 

Библиографический список

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 тт. - М., 1984.
  3. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112с.
  4. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001.
  5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
  7. Bыготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
  8. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  9. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва,                         А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  10. Дунаева, Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  11. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / Вопр. психол. 1987. № 1.
  12. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста  /А.В.Запорожец, Я.З. Неверович. – М., 1986.
  13. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Избранные психологические труды, т. 1. М.: Педагогика, 1986.
  14. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  15. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992.
  16. Немов, Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
  17. Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971.
  18. Никифоров, А.И. Народная детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. - Л., 1926.
  19. Никифоров, А.И. Сказка и сказочник. - ОГИ: 2008. - 376 с.
  20. Новиков, Л.А. Искусство слова. - М., 1991.
  21. Обухова, Л.Ф.  Детская (возрастная) психология.- М., 1996.
  22. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. – 120с.
  23. Пропп, В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.
  24. Пропп, В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 315с.
  25. Ребенок и книга: Учеб. пособие. -  Л.М. Гурович,  Л.Б.  Береговая,  В.И. Логинова. – М., 1992.
  26. Роль сказки в развитии детской эмоциональности //   Код доступа: http://www.rebenok.com/info/library/reading/57311/
  27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.
  28. Смирнова, О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.
  29. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике. - М., 1998.
  30. Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  31. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 1997. - 458с.
  32. Хасан Б.И., Тюменева,  Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с 32-39.
  33. Яничев,  П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Журнал практического психолога. - 1999.                № 10-11. С. 54-59.
  34. Ярыгина, А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание - 2007, № 5, с. 41-50.

 

 

Приложение

Приложение 1.

Стимульный материал к методике «Дорисовка фигур» О.М. Дьяченко

 

 

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Инструкция

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не может придумать. Сделай её полной и интересной, добавляя к ней новые идеи. Придумай интересное название для картинки и напиши его внизу под картинкой.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Авторы методики предлагают 6 типов решений задач.

0 тип. Этот тип решения характеризуется  тем, что ребенок еще не принимает  задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип. Ребенок дорисовывает фигуру  на карточке так, что получается  изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

3 тип. Изображая отдельный объект, дошкольникк уже включает его  в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип. Ребенок изображает несколько  объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5 тип. Заданная фигура используется  качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образов.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать материал, а также создавать новые комбинации из элементов.

Критерии и показатели проявления детьми развития воображения, выявленные во время диагностики, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории:

1. Отношение ребенка к творческой работе

- проявление интереса, эмоциональной  увлеченности творческой деятельностью;

- проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого задания;

- ответственное отношение к  выполнению работы, стремление довести  до конца;

- проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в творческом процессе, стремление повышать уровень сложности творческой деятельности.

2. Качество поисково-творческих  действий дошкольников

- проявление беглости мышления, способность выдвигать множество  идей, относительно выполнения творческого  задания, умение создавать большое  количество поисковых вариантов;

- отсутствие регидности, умение  гибко использовать различные  способы и приемы при работе;

- проявление оригинальности и  нешаблонности мышления в процессе  работы, создание работ с необычным  сюжетом, уникальной формы;

- проявление изобретательности, фантазии, творческого воображения.

3. Выразительность  и грамотность выполнения работ.

- использование выразительных  возможностей цвета, формы, ритма  и композиции;

- целостность работы;

- использование выразительных  качеств художественного материала.

Можно выделить 3 уровня сформированности развития воображения (высокий, средний, низкий).

 

 

 

 

Приложение 2.

Данные диагностики восприятия сказки дошкольниками

на констатирующем этапе

 

 

Имя

Фамилия

ребенка

Знание

основных

героев 

сказок: 

 

 

Знание

основного содержания 

сказок:

Восприятие сказочных

героев в повседневной жизни:

PS:

Выявление особо

одаренных детей

 

Уровни

диагностики

Н

СР

В

Н

СР

В

Н

СР

В

 

Денис А. 

*

   

*

   

*

     

Миша А. 

 

*

   

*

 

*

     

Гриша А. 

 

*

   

*

 

*

     

Полина Б. 

*

   

*

   

*

     

Ваня Д. 

*

   

*

   

*

     

Матвей  З. 

*

   

*

   

*

     

Саша И. 

 

*

 

*

   

*

     

Мила К. 

*

   

*

   

*

     

Алеша П. 

 

*

   

*

   

*

   

10 

Ксюша С. 

*

   

*

   

*

     

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста