Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель – изучение содержания эстетического и художественного воспитания. Объект – эстетическое воспитание. Предмет – особенности художественного образования в школе. Задачи курсовой работы: 1. Познакомиться с теоретическими основами эстетического воспитания школьников. 2. Рассмотреть сущность, формы эстетического воспитания. 3. Выявить значения изобразительного искусства как средство художественного воспитания, образования школьников. 4. Определить роль музыки в системе художественного образования школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………...………………………………………………………..5
1.1 Сущность эстетического воспитания школьников…………………………...5 1.2 Формы эстетического воспитания школьников…………………………………10
2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ………..……………..17
2.1 Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образования школьников………………………………………………………………17
2.2 Музыка в системе художественного образования школьников………….......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
2) Методы практического обучения, к числу которых относятся объяснения, показ, упражнения.
3) Методы художественно
- творческой деятельности, среди
которых важное место занимает
обоснованные правила, выполнен
Кроме того, при осуществлении собственно художественного воспитания, наряду со специфическими методами, используются и методы педагогического воздействия. Ведь ребенок включается в процесс воспитания как личность, как субъект со всеми своими достоинствами и недостатками.
4) Методы собственно
художественного воспитания
Решение задач эстетического воспитания с помощью методов организации детского коллектива и педагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы. Практическое применение этих методов в целях эстетического воспитания должны иметь в виду задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияние художественно начала в повседневную деятельность и быт детей, и формирование их эстетических отношений к жизни.
2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образование школьников
В системе образования особое место занимает эстетическое воспитание, способствующее активизации развития мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Для того чтобы воздействие на ребенка было более эффективным система эстетического воспитания должна быть единой, объединяющей все предметы, внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, причем, каждый предмет и вид занятия должен имеет свою четко поставленную задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: архитектуру, скульптуру, живопись и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление.
Объем понятий «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» определяется следующим образом. Эстетическое воспитание предусматривает формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности, а художественное – формирование любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства. Многие ученые дают определение художественного воспитания, трактуя его как формирование потребности общения с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово – видовом разнообразии и социально – исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства. Н.И. Киященко, А.И. Буров отмечают, что художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Исходя из сформулированных выше определений, можно сделать вывод о том, что художественное воспитание является одним из необходимых звеньев в эстетическом и творческим развитии личности. Задачи художественного воспитания, несомненно, уже задач эстетического воспитания: формирование у воспитуемых любви к искусству, интереса и потребностей в искусстве, развитие навыков художественного воспитания и изобразительных умений, художественных чувств, вкусов, способностей к оценке художественных произведений. Художественное воспитание служит целям формирования высокой культуры личности, приобщения ко всему богатству художественных ценностей, накопленных человеком за весь период общественного развития.
Художественное воспитание исследовалось такими педагогами и художниками, как Я. Коменский, И. Песталоцци, П. Чистяков, Н. Волков. Они понимали и рассматривали художественное воспитание в более узком его значении, как воспитание изобразительным искусством, указывали на изобразительное искусство как на могущественное средство для достижения конечной цели для воспитания и образования: всестороннего, гармоничного развития всех присущих человеку духовных и физических сил и создания таким путем активных и полезных членов общества [11].
Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я. Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства.
Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Изучение проблемы художественного восприятия в различных его аспектах считают своей прерогативой различные области науки – эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская теория отражения является основой трактовки воспитания, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие имеет гносеологическую специфику, которое определяет психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности [12].
Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики: непосредственно- отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и навыки, которые необходимы для полноценного восприятия. Основываясь на психологических теориях художественного восприятия С.Х. Раппопорта, П.М. Якобсона и др., можно выделить три уровня восприятия произведений изобразительного искусства.
На первом, элементарном уровне происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, что изображено, а как изображено – остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения с произведениями искусства. Наивный взгляд, нетронутый интеллект, спящие эмоции не способствуют, а затрудняют общение индивида с художественными ценностями. Если зритель не умеет смотреть, произведение не срабатывает.
На втором, высоком уровне восприятия интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения. При этом в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в форму произведения. Все элементы картины составляют неразрывное целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. Таким образом, это высокий уровень восприятия, проникающий в замысел и особенности произведения.
На третьем уровне художественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия. Восприятие достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего.
Художественное восприятие проходит несколько стадий:
- предкоммуникативная,
т.е. предшествующая контакту
зрителя с произведением
- коммуникативная, включающая время этого контакта;
- посткоммуникативная,
когда контакт уже прерван,
а живое влияние произведения
ещё продолжается, о чём можно
судить по эмоциональному
Итак, художественное восприятие произведений изобразительного искусства требует большой предварительной работы, требует подготовленности, требует высокой специальной и общей культуры. Кроме того, подготовка к полноценному художественному восприятию требует формирования общей, специальной и частной художественно – психологической установки. Художественное восприятие в рамках воспитания невозможно рассматривать без воспитания художественных потребностей личности, которые обусловлены культурой данного общества, определённым состоянием субъекта, побуждающим его к восприятию художественного творчества. Психология трактует потребность как состояние организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития [13].
Художественная потребность уже эстетической, ибо она есть стремление к прекрасному в области искусства, тогда как эстетическую потребность можно определить как постижение прекрасного и восприятие безобразного в любой области деятельности, в различных аспектах жизни. Искусство остаётся самым эффективным и действенным средством художественного воспитания. Поэтому художественная потребность может формироваться в процессе художественного воспитания как потребность личности в общении с художественными ценностями, накопленными человечеством. Устойчивая же потребность (как свойство личности), характеризующая художественно развитого человека, вырабатывается только в процессе художественной деятельности личности.
Потребность оказывает влияние на формирование художественных вкусов и идеалов и отражается в конечном акте процесса познания – художественной оценке произведения. Формируется художественная потребность с раннего детства под воздействием красоты природы, встреч с подлинными ценностями искусства. Качественное развитие художественной потребности продолжается в течение всей жизни.
Третьей составной частью художественного воспитания является формирование и развитие художественного вкуса личности. Эстетика рассматривает вкус, прежде всего, как социально-историческое явление. В результате изучение истории развития человеческого общества, его культуры происходит формирование эмоционально- чувственного спектра, т.е. таких чувств, которые утверждают себя как человеческие сущностные силы.
В отличие от вкуса эстетического, художественный вкус формируется постепенно и только в регулярном общении с подлинными произведениями искусства. Вкус обязательно связан с художественно-психологической установкой, т.к. она несёт в себе определённое отношение к искусству, определённую направленность психики, а также определённые психические умения и навыки. Вкус вызывает предрасположенность к постижению произведений искусства и получению художественного наслаждения, если его оценка положительна. В противном случае он как бы отталкивает произведения. Вкус производит предварительный отбор, в одних случаях расчищая дорогу и усиливая работу психологической установки, в других – прекращая её. Уровень вкуса личности определяется не её индивидуальными пристрастиями, а чуткостью психики к установившимся в общественном сознании критериям художественности и способностью к точной предварительной оценке произведений искусства на основе этих критериев. Иными словами, качество вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективной художественной ценности. Вкус может быть развитым и неразвитым. Развитый художественный вкус даёт возможность индивиду получать наслаждения от подлинно прекрасного произведения искусства и эмоционально отвергать безобразное. Кроме того, развитый художественный вкус предполагает глубокую и разностороннюю оценку произведения личностью, воспринимающей форму и содержание не как раздельно существующие компоненты, а как неразрывное целое. Неразвитость, примитивность художественного вкуса выражается в слепом следовании лишь сюжету, принимаемому за единственный признак совершенства произведений. Отсутствует понимание предмета искусства, отождествляется изображение с действительностью, и возникающее при этом утрированное требование буквального правдоподобия исключает творческий полёт фантазии, художественный домысел. Для нас значимым является то, что вкус развивается вместе с развитием человека. Неразвитый вкус в одинаковой степени имеет тенденции, как стать хорошим, так и плохим. Все будет зависеть от условий и характера воспитательных воздействий. Рассматривая художественный вкус как одну из важнейших характеристик художественной воспитанности личности, связывая его формирование с условиями бытия художественной культуры общества, учитель обязан развивать в себе и у своих воспитанников «способность судить о красоте» [14].
Таким образом:
Художественное воспитание представляет собой сложный многогранный процесс, складывающийся целенаправленно, определённым порядком и включающий в себя процессы формирования художественного восприятия, художественной потребности в общении с изобразительным искусством, художественного вкуса [15].
Результатом художественного воспитания является художественная воспитанность, которую можно определить как психологическое образование, возникшее на основе единства художественной образованности. Наличие признаков художественной воспитанности личности состоит в сформированности знаний, умений и навыков в области восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству.
2.2 Музыка в системе художественного образования школьников
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества [16].
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности [17].
Ребенок, может быть, не музыкантом, не художником, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь [18].
Информация о работе Эстетическое воспитание и художественное образование школьников