Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 16:33, реферат
Слово "психология" образовано из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука). Таким образом, дословно "психология" - это "наука о душе". Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология". Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта. Он впервые ввел в практику психологического исследования метод экспериментальной интроспекции (самонаблюдения). Различные сведения о психике человека появились, естественно, гораздо раньше. Так, еще в конце IY века до нашей эры Аристотель написал известный трактат "О душе".
Введение.
Развитие психологии в период античности.
Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения.
Основные психологические школы в ХХ веке.
Заключение.
Список литературы.
1) служащих цели сохранения жизни (инстинкт любви - Эрос);
2) противодействующих жизни и
стремящихся вернуть ее в
Теория З. Фрейда во множестве модификаций представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др.
Гуманистическое направление. Эта научная концепция ставит в центр своей методологии личность, которая является центром в принятии решения и контролирует свое будущее. Основная позиция направления декларирует, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, а контроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия теории: человеческое существование; принятие решения /выбор/ и соответствующее ему действие; интенциональность. Один из основателей гуманистического направления в психологии К. Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения, наличие у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации или самовыражения. К числу представителей этого научного направления следует отнести следующих психологов: Р. Перлза, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и др.
Трансперсональная психология. Это научное направление в психологии появилось в 60-е годы ХХ века. Ее представители (К. Юнг, С. Гроф, Тойч и др.) пытаются обосновать новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать характеристики психических явлений, не получившие достаточного развития в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Прежде всего это относится к предельным возможностям психики, в том числе к мистическим переживаниям и мистическому сознанию. Предметом трансперсональной психологии является изучение "психологии за пределами личности", так называемых измененных состояний сознания. Переживания в связи с измененными состояниями сознания могут вести к смене ценностей, духовному перерождению и обретению целостности личности. Разрабатывается модель души человека, в которой признаются значимость духовного и космического измерений. Используются в теории понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и др. В основе трансперсональной психологии лежат психоанализ и восточные философско-психологические системы.
Заключение
Прогресс психологии зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.
Понятие духовности с позиции сегодняшнего
знания уже не представляется ни мистическим,
ни просто образным выражением. Оно включает
в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные
ценности и чувства, высшие интересы, идеи,
верования. Стало быть, духовность может
изучаться, равно как и другие психические
явления, с помощью психологических методов.
Наверное, есть основания говорить о духовности
как об особой форме психического, производной
от коллективного бессознательного и
психического отражения действительности.
Скорее всего, эта форма не имеет прямых
физиологических коррелятов, кроме энергетики.
С учетом изложенного психология может,
по-видимому, пониматься как наука о человеке,
его духовной сущности и психическом отражении
в их развитии и во всем многообразии форм
проявления.
В структуре психологической науки прослеживаются
ее фундаментальная область (общая психология,
дифференциальная психология, история
психологии, психология развития, психология
личности, психофизиология) и отраслевые
дисциплины, связанные через свои практические
приложения с различными областями человеческой
жизни и деятельности. Это психология
социальная, политическая, клиническая,
криминальная, педагогическая, инженерная,
возрастная и др. В психологии сформированы
направления психодиагностики, психологической
экспертизы, психотерапии, реабилитации,
консультирования.
В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.
Литература