Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:55, реферат
Аддиктивное поведение -- одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.
Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.
Введение
1. Понятие аддиктивного поведения
2. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
3. Этапы становления аддиктивного поведения
Заключение
Список использованных источников
Заключение
В настоящее время проблема аддиктивного поведения является одной из самых насущных, по данным официальной статистики правоохранительных органов и органов здравоохранения, она носит негативно прогрессирующий характер. Усугубляется проблема тем, что такое поведение относится к варианту тайного, и до определенного момента окружающие могут ничего не знать о потенциальных пристрастиях и формировании аддиктивного поведения подростка. На наш взгляд, необходимо особое внимание уделить именно этому периоду, вмешательство в который еще может предотвратить развитие зависимости.
Специалистами в дайной области, наркологами, социальными работниками, педагогами, психологами первостепенное значение придается программам профилактики, которые ориентированы на развитие личности, не подверженной зависимостям, а значит, обладающей сформированной ценностью свободы - самостоятельной, ответственной и инициативной.
Осознанное, правомерное и эффективное включение профилактических мероприятий в процесс образования и воспитания возможно только с учетом специфического содержания подростковых проб, от которого зависит динамика риска аддиктивного поведения.
Решение обозначенной проблемы связано с необходимостью построения образовательного пространства, которое адекватно задачам возраста, ориентированного на развитие личностного ресурса ребенка, а значит, защищающего от аддиктивных проб. В этой связи актуализируется психологическая проблема выявления факторов, оказывающих влияние на динамику риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Исследование проблемы «притягивает» пристальное внимание ученых различных направлений - психологов, педагогов, социологов, наркологов, что свидетельствует о высокой степени ее актуальности. Значительный вклад в исследование закономерностей формирования зависимого поведения подростка 4 в целом (в частности, наркозависимости) внесли отечественные (С.А. Беличева, С.В Березин, Н.Л. Бочкарееа, А.В. Гоголева, Т.А. Донских, Е.Л. Григоренко, Е.В. Змановская, М.С. Иванов, Ц.П. Короленко, Т.В. Корнилова, Н.А. Круглова, Л.Г. Леонова, СР. Петросяи, С.Д. Смирнова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) и зарубежные (А. Бродски, С. Пил, Э. Фромм, Д. Холмс, Э. Эриксон и др.) ученые.
Исследования подросткового возраста личности психологами и педагогами последних десятилетий (Л.И. Божович, Р.Г. Гуровой, Я.Л. Коломинского, Н.С. Лейтеса, А,Н. Лутошкина, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, И.С. Полонского, Л.И. Рувинского, В.А. Сухомлинского, Л.И. Уманского, П.М. Якобсона, М.М. Ященко) посвящены проблемам формирования мировоззрения, навыков коллективной жизни, социальной активности, эмоций. Работы, связанные с изучением формирования наркозависимости, сводятся к описанию симптомов заболевания, индивидуальных и социальных последствий употребления наркотиков, стратегий совладания, навыков противостояния аддиктогенному влиянию, описанию возможных профилактических программ (Я.П. Гирич, А.В. Голева, А. Данилина, И. Данилина, Е. Иванова, Е.В. Змановская, Г.П. Казакова, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.А. Круглова, Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева и др.).
Список использованных источников.
1. Ги Лефрансуа Теории научного формирования поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 278 с.
2.
Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм
в подростково-молодежной
3. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Смысл, 1998. - 195 с.
4. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.
5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
Информация о работе Этапы становления аддиктивного поведения