Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 22:25, реферат
Команды имеют свои характерные особенности, свою историю и собственные модели роста и распада. Не бывает двух похожих друг на друга команд. Каждая новая команда обычно проходит определенные этапы (стадии) развития.
Построение команд в целом соответствует классической процедуре изменений, впервые сформулированной К.Левином.
1. Размораживание. Первая задача состоит в том, чтобы добиться от команды осознания необходимости постоянных изменений.
2. Движение. Используя метод обратной связи, команда осуществляет диагностику текущего состояния и разрабатывает план действий по переходу к желаемому состоянию.
3. Замораживание. Когда план реализован и проведена оценка результатов, команда начинает процесс стабилизации для более эффективной деятельности.
Периоды жизни команды не рассматриваются слишком жестко. Однако имеется последовательность событий, когда члены группы приступают к совместной работе над задачей или проектом.
Этапы формирования команды. Модель Б.Такмена.
Команды имеют свои характерные
особенности, свою историю и собственные
модели роста и распада. Не бывает двух
похожих друг на друга команд. Каждая новая
команда обычно проходит определенные
этапы (стадии) развития.
Построение команд в целом соответствует
классической процедуре изменений, впервые
сформулированной К.Левином.
1. Размораживание. Первая задача состоит
в том, чтобы добиться от команды осознания
необходимости постоянных изменений.
2. Движение. Используя метод обратной
связи, команда осуществляет диагностику
текущего состояния и разрабатывает план
действий по переходу к желаемому состоянию.
3. Замораживание. Когда план реализован
и проведена оценка результатов, команда
начинает процесс стабилизации для более
эффективной деятельности.
Периоды жизни команды не рассматриваются
слишком жестко. Однако имеется последовательность
событий, когда члены группы приступают
к совместной работе над задачей или проектом.
Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.
Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:
1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;
2) эмоциональные реакции на
3) открытый обмен информацией
с целью достижения более
4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
Позже (1977г) была добавлена ещё одна стадия – стадия прекращения деятельности (свёртывание отношений в обеих сферах групповой активности, расформирование самой Г)
В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии:
1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;
'2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;
3) «развитие групповой
4) «функционально-ролевая
Такмен и Дженсон выделяют 5 стадий формирования команды:
• формирование;
• «бурление»;
• нормирование;
• функционирование;
• перемена или расставание.
Несмотря на избыток энергии в начале
формирования команды, маловероятно, что
его хватит надолго. Команда должна преодолеть
внутренние противоречия и сомнения, прежде
чем получится действительно спаянный
коллектив. Этот процесс не несет спокойствия
и порождает риски, однако, это необходимый
путь создания норм команды. По мере прохождения
указанных стадий групповые отношения
достигают зрелости, что позитивно сказывается
на эффективности. После выполнения задач
команды часто распадаются, и эта фаза
также характеризуется определенными
процессами.
На этапе формирования решающей является
роль руководителя/лидера. Ему необходимо
сосредоточиться на помощи другим членам
команды, познакомить их друг с другом
и создать непринужденную обстановку.
Страхи, смятения и колебания членов команды
должны быть устранены как можно раньше.
Наилучший путь к этому — прояснить цели,
ответственность и процедуры, которые
имеют отношение к членам команды.
Фаза «бурления» представляет реальную
дифференциацию внутри команды. Руководитель
— признанный лидер команды — может помочь
ей успешно решить споры, которые возникают
на этом этапе, обсудив проблемы, обеспечив
обмен мнениями и воодушевив команду на
достижение намеченных целей.
На этапе нормирования следует гарантировать,
что установление общих норм способствует
эффективной работе команды. Время, потраченное
на подготовку и установление новых правил
на основе консенсуса, по которым команда
собирается работать, окупится позже с
большими дивидендами. Мастерство построения
команды на этом этапе состоит в углублении
процесса сплочения команды и в согласовании.
На этапе функционирования команда объединена
и работает эффективно над достижением
своих целей. Руководителю/лидеру необходимо
оценить эффективность команды, наблюдая
за индивидуальными и командными усилиями,
успехами и выполнением обязательств.
Команда нацелена на продуктивность и
эффективность. Важно оказывать доверие,
где это необходимо. Важно оценивать работу
команды как результат ее усилий в целом.
На этом этапе необходимы одобрение, оценка,
уменьшение числа инструктажей, выслушивание
полезных замечаний.
Этап перемены или расставания очень сложный
для руководителя и членов команды из-за
неопределенностей, возникающих перед
командой, по мере того, как она переходит
к новым задачам. Необходимость грамотного
расформирования команды после достижения
поставленной цели определяется тем обстоятельством,
что участники команды завершают работу,
и с высокой вероятностью будут задействованы
в других командах. Чем более успешным
был опыт этих участников в данной команде,
тем труднее им будет адаптироваться в
новых условиях. Поэтому при расформировании
команды необходимо предпринять несколько
важных шагов:
• провести с участниками обсуждение
их опыта командной работы;
• отметить причины достигнутых успехов;
• выяснить неудачи и использованные
способы преодоления этих послед-• прояснить
ролевую структуру команды на каждом этапе
ее формирования.
Лидер команды должен по возможности уменьшать
напряженность, связанную с изменениями
и переходами. Члены команды нуждаются
в информации о том, насколько хорошо они
сделали работу, смогут ли справиться
с новыми задачами.
Все представленные теории, как правило,
описывают типичное развитие команды
и не могут рассматриваться в качестве
установки, как это должно происходить.
Тем не менее, построение эффективной
команды требует управления интересами
команды на всех этапах, сдержанности
и терпимости наряду с активным вмешательством.
Процесс формирования команды в значительной
мере определяет степень ее политизации.
Когда награды и признание, получаемые
членами команды вне ее рамок, относительно
редки, в команде все большую роль начинает
играть конкурентная борьба. Внутренняя
политизация команды формируется и тогда,
когда ее члены, выполняющие определенные
функции, считают, что могут проиграть
в результате принятых командных решений.
Возникновение между членами команды
сотрудничества и снижение уровня внутрикомандной
политизации становится более вероятным,
когда члены команды выступают как самостоятельные
личности, а не как сотрудники, осуществляющие
какие-то функции. В этом случае их действия
освобождаются от давления так называемой
теневой группы, как бы дышащей в затылок
каждому из членов команды.
Сначала следует определить потребность
в командной работе. Для этого необходимо
провести анализ организационной структуры,
внутренних и внешних факторов, влияющих
на командную деятельность, выявить недостающие
звенья.
И лишь определив необходимость в команде,
следует приступить к ее формированию.
Простое объявление группы людей «командой»
вовсе не означает, что они автоматически
становятся таковой, точно так же как тот
факт, что решение, принятое с участием
многих членов коллектива, не гарантирует
соблюдения при этом демократических
процедур. В любую команду люди приходят
со своими интересами и нуждами, что и
служит одним из источников внутрикомандной
политики.
Для того чтобы сделать работу команд
успешной, организации необходимо сконцентрировать
внимание на пяти основных направлениях.
• Проектирование команд, ориентированных
на успех.
• Отбор членов команд.
• Обучение с ориентацией на успех.
• Инициирование перераспределения властных
функций.
• Вознаграждение за работу в командах.
Одним из наиболее востребованных персонифицированных
качеств, в совокупности с профессионализмом,
является способность специалиста совместно
действовать в команде. Ключевым фактором
эффективной работы команды является
способность каждого ее члена работать
на совокупный и заданный результат.
Особое место в достижение результативности
в профессиональной командной работе
отводится менеджерам в процессе формирования
эффективно работающей команды.
Возможность работать в команде дает каждому
человеку огромную личную поддержку и
перспективы роста.
Сегодня профессиональная деятельность
ставит человека перед необходимостью
работать в команде. Энергия команды позволяет
начинающим и уже состоявшимся фирмам
и организациям сделать прорывные результаты,
занимая достойное место на рынке.
Работа в командах актуализирует внутренние
человеческие и организационные ресурсы,
как в коммерческой, так и некоммерческой
сферах.
Просто собранные вместе люди еще не есть
команда. Команда — это группа людей, характеризующаяся
высокой степенью независимости и преследующая
определенные цели, которая сама определяет
конкретную цель и способы ее достижения.
Список литературы
Информация о работе Этапы формирования команды. Модель Б.Такмена