Этические стандарты в деятельности практического психолога: зарубежный и отечественный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:25, реферат

Краткое описание

Каждый человек уникален со своими переживаниями в любых жизненных ситуациях и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен.Никто не в силах остановить жизненный поток , изменить какую-то ситуацию или, на худой случай, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или меняет его условия. Поэтому всякое неправильное использование элементов психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может пагубно отразится на жизни и деятельности отдельного человека или коллектива, и также дискредитировать деятельность психологической службы.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------
1.Общие принципы этического кодекса-----------------------------
2. О профессиональной компетентномти и отношениях с другими профессионалами.
3. О вмешательстве. -------------------------------------------------------
4. Об исследовательских работах и образовании. ----------------
5.О получении и использовании информации. ---------------------
6. О гонорарах и оплате труда.---------------------------------------------
7.О рекламе. --------------------------------------------------------------------
8. Законодательные гарантии. ---------------------------------------------
Заключение ----------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Документ этические стандарты.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образованияинаукиРоссийскойФедерации

 «Первый  Профессиональный

Университет» 

Факультет Психология

Реферат

по дисциплине

 Введение в профессию (для психологов).

 

Этические стандарты  в деятельности практического психолога: зарубежный и

отечественный подход.

Работу выполнила студентка 

Петрикова Е.А.

курс 2, группа Пс 09.12-5П

 

 

Москва  2013  г.  

 

      

 

 

 

 Содержание

 

 Введение  ------------------------------------------------------------------

1.Общие принципы этического  кодекса-----------------------------

2. О профессиональной  компетентномти и отношениях  с другими профессионалами. 

3. О вмешательстве. -------------------------------------------------------

4. Об исследовательских  работах и образовании. ----------------

5.О получении и использовании информации. ---------------------

6. О гонорарах и  оплате труда.---------------------------------------------

7.О рекламе. --------------------------------------------------------------------

8. Законодательные гарантии. ---------------------------------------------

Заключение ----------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

            

 Введение

 

 

          Каждый человек уникален со своими переживаниями в любых жизненных ситуациях и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен.Никто не в силах остановить жизненный поток , изменить какую-то ситуацию или, на худой случай, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или меняет его условия. Поэтому всякое неправильное  использование элементов психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может пагубно отразится на жизни и деятельности отдельного человека или коллектива, и также дискредитировать деятельность психологической службы. Чтобы не причинять вред здоровью людей, вывели ряд правил или этических норм, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов,его еще можно назвать этическим кодексом.

         Этический кодекс практического  психолога представляет собой  свод этических правил, который  обязателен для использования  в работе практического психолога.  Т.к  практическая психология включает в себя разнообразную специфику деятельности (работа в школе с детьми; психотерапевтическая работа с людьми, попавшими в разные  жизненные ситуации; различные личностные тренинги с психологически взрослыми и душевно здоровыми людьми), существуют различные этические кодексы, отражающие специфику работы практического психолога в данной области. Практическая психология - это весьма сложная, ответственная и относительно недавняя область профессиональной деятельности психолога. 

         Прежде всего нужно руководствоваться принципами взаимной терпимости и законности.  Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом.

 

 

 

 

 

 

1. Общие принципы

 

 

         На I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года Руководящий совет ООП принял на себя обязательства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А. Ф. Бардажи. На рабочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих психологических ассоциаций и учебных заведений, в проект были внесены различные изменения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью. Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов. Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.

         Целью психолога является благополучие, здоровье, высокое качество жизни,  полное развитие индивидов и  групп в различных проявлениях   индивидуальной и социальной  жизни. Т.к  психолог является  не единственным, чья деятельность  направлена на достижение этих целей, желателен, а иногда даже неодходим  обмен и сотрудничество с представителями других профессий. 

         Психология как профессия управляется  принципами, общими для всех профессиональных  этик как зарубежных, так и  отечественных : уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осторожность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели. 

         Психологи не имеют права участвовать и способствовать разработке методов, направленных против свободы человека и его физической или психологической неприкосновенности.Ни при каких условиях: ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация не могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдания таких действий.

         Все психологи обязаны информировать  свои профессиональные объединения  о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.  При оказании помощи они не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которая дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.  В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержаны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие.                          

         Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а так же действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

         В случае, когда личные интересы  клиента вступают в противоречия  с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

 

                            

                               2. О профессиональной компетенции

 

и отношениях с другими профессионалами

 

 

         Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

         Психолог должен быть профессионально  подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Постоянно повышать профессиональный уровень.

         Психолог не должен применять  методы и процедуры, не прошедшие  достаточной апробации в рамках  современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

         Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

         Когда интересы психологического  обследования или вмешательства  требуют тесного сотрудничества  с профессионалами из других  областей, психологи должны обеспечивать  соответствующее взаимодействие  так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

         Психологические методы не должны  смешиваться – как в применении, так и в их представлении  общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

         Не отказываясь от научной  критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

         Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. О вмешательстве  

 

 

         Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

         Осуществляя  вмешательство по отношению к  индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

         Психолог  должен стремиться к завершению  вмешательства и не продлевать  его методами сокрытия информации  или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители других областей знания могут продолжить вмешательство.

         Ни в  коем случае свобода клиента  – как в отношении прекращения  вмешательства, так и в отношении  консультаций у другого психолога  или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решение на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжить вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

         Психологи  не должны пользоваться властью,  которую их статус может им  дать, для требования особых рабочих  условий или платы, превосходящей  принятую в обычных обстоятельствах.

         Психолог  не должен позволять вовлечь  себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

         В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

         Психологи должны соблюдать особую  осторожность в том, чтобы не  вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они в последствии окажутся профессионально не способными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Об исследовательских  работах

 

и образовании

 

 

         Все психологи, в какой бы области они не работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавать свои знания студентам и другим профессионалам.

         При выполнении исследований  психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

Информация о работе Этические стандарты в деятельности практического психолога: зарубежный и отечественный подход