Этология и зоопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:19, реферат

Краткое описание

В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей, и прежде всего зоологов, психологов и физиологов, а также этологов. Его стали активно исследовать при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности.
Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее, даже отдельных наук о поведении. Так, в 30-е гг. на основе зоологии сформировалась этология - наука о поведении животных в естественной среде обитания. Ее основоположниками были австрийский ученый К. Лоренц и голландский исследователь Н.Тинберген. Эта наука получила широкое распространение в среде зоологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1. Этология: определение понятия.……………………………......2
2. Зоопсихология: определение понятия…………………………...8
3. Традиции научных школ в этологии и зоопсихологии………12
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по этологии.docx

— 43.92 Кб (Скачать файл)

 Ряд авторов считает, что для понимания того, как возникла самостоятельная область исследования поведения животных и сам этот предмет, необходимо сначала рассмотреть когнитивную структуру научных областей и дисциплин, имеющих отношение к изучению жизни животного в целом, которые существовали накануне появления интересующей нас научной области, и затем проследить и проанализировать трансформацию, приведшую к формированию научных школ и дисциплин, занятых поведением животных как особым фундаментальным аспектом их изучения.

Долгое время непосредственной причиной всей наблюдаемой активности животных обычно считали психическое начало, и эта внешняя активность не воспринималась отдельно от психических процессов.

Вплоть до XX в. описание активности животных велось, как правило, в терминах, указывающих на ее психическую основу: инстинкты, привычки,

Обычаи, нравы, манеры, характер, повадки, душевная деятельность, воля,

ум, чувства.

 Авторы описывали, что конкретно делают животные, говоря, например, что птица строит гнездо, клюет зерна или поет песни, и использовали, хотя и нечасто, такие обобщающие слова, как «действия» и «деятельность», но данные слова не носили терминологического характера. Было обращено внимание также на то, что вышеприведенные термины, указывающие на связь с психикой, чаще всего означали одновременно и психическую основу действий животных, и сами действия на этой основе, причем это касается не только таких терминов, как «инстинкт» или «привычка», но и таких, как «ум» и «чувства». В отдельных случаях могло выделяться только одно из этих значений, и если делался акцент на действиях, то могли употребляться такие словосочетания, как «инстинктивные действия», «привычные действия», «умственные действия» и т.п. [25]

Вплоть до конца XIX в. в сфере изучения жизни животных выделяют две основные исследовательские темы:

1) изучение образа жизни животных (этот термин также использовался), включая его «инстинкты», «привычки», «нравы» и т.п., в русле естественной  истории;

2) изучение собственно проблем  психики – «души» животных - в  русле как естественной истории, так и философии - натурфилософии и богословия.

В зоологической традиции «инстинкты», «привычки», «хозяйственная деятельность» животных, их «ум» и «чувства» изучались и описывались как часть естественной истории различных видов наряду с более фундаментальными, как долгое время считалось, вопросами - их анатомией, морфологией, систематикой, особенностями их телесного развития и физиологии [6, 10].

Важно подчеркнуть, что вначале в самостоятельную научную область выделилась именно психология животных, а не исследование их поведения. Это произошло потому, что первоначально оформился и имел уже давнюю традицию изучения такой научный предмет как «душа», или «душевная деятельность» животных.

Зоопсихология так и не превратилась в единую дисциплину, хотя с самого начала ее энтузиасты рассчитывали на это и даже были в этом уверены. В указанный период, начиная с последнего десятилетия XIX в., появлялось много книг, брошюр и статей под такими названиями, как «Зоопсихология», «Сравнительная психология», «Основы зоопсихологии (или сравнительной психологии)»,  которые писали и зоологи, и физиологи, и психологи. В них обычно излагались теоретическое кредо автора, история вопроса, давался обзор текущих самых разнообразных исследований в зоологии, физиологии и психологии, а также велась полемика с приверженцами иных, чем у автора, общих подходов к зоопсихологии.

Зоопсихология формировалась как междисциплинарная область, представлявшая в конце XIX - начале XX века мозаику из множества различных школ и направлений, связанных с зоологической, физиологической и психологической традициями исследования [1].

           Зоопсихологические исследования американских зоологов и физиологов этого периода рассматриваются в работах по истории изучения поведения животных. Европейской же зоопсихологии как междисциплинарной области, изучавшей как психику, так и внешнюю активность, практически не уделяется внимания, исследуются только вклады отдельных ученых в изучение поведения животных. Так же обстоят дела в том числе и с изучением развития отечественной зоопсихологии в рассматриваемый период, хотя уже существует целый ряд работ, посвященных отдельным аспектам ее истории [3].

Термин «психология животных», соответствующий термину «зоопсихология» в отечественной научной литературе, употреблялся и в первой половины XIX в, но в широком научном обороте прочно утвердился к 90-м гг. прошлого века. На развитие зоопсихологии сильное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая стимулировала разработку «сравнительной психологии», нацеленной на изучение эволюции психики и сравнительный анализ ее у различных животных, включая человека. Термин «сравнительная психология» стал активно использоваться с последней трети XIX в.

В указанный период в зоопсихологии существовало множество в основном небольших школ и направлений, и только к 30-м гг. по-настоящему крупной школой здесь стала школа американской сравнительной психологии с бихевиористской ориентацией. Весь этот период зоопсихология представляла собой одно большое дискуссионное поле, причем позиции по теоретическим и методологическим вопросам зоопсихологии, волновавшим в то время ученых не определялись их дисциплинарной принадлежностью. Во-первых, это было убеждение, что зоопсихология должна превратиться в фундаментальную дисциплину, которая должна иметь единый предмет и единые методы; а во-вторых - это сами проблемы, служившие предметом общих острых споров. На наш взгляд, среди них можно прежде всего выделить две проблемы самого общего плана:

- что должно быть научным предметом зоопсихологии; какими должны быть ее научные методы; какова природа инстинкта; обладают ли животные интеллектом, в какой степени и какова его природа[25, 27]

Формирование зоопсихологии шло параллельно со становлением экспериментальной психологии, которая, как и зоопсихология, в значительной степени ориентировалась на методы естественных наук. При этом зоопсихология и экспериментальная психология оказывали друг на друга взаимное влияние.

На рубеже XX в. появляется сам научный термин «поведение животных», обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие «поведение животных» вбирало в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: «инстинкт», «привычки», «нравы», «умственные действия» и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии. И теперь уже по отношению к поведению животных как самостоятельному предмету начали ставиться вопросы о процессах, физиологических и психических, лежащих в его основе.

Возраставшее влияние объективистского подхода в зоопсихологии способствовало и, в конечном счете, обеспечило выделение поведения животных в самостоятельную область исследования, не зависящую от изучения психики и в дальнейшем, как правило, не связанной с ее изучением. Не только объективисты, но и все те, кто признавал возможность и необходимость изучения психики животных, как, например, К. Л. Морган, также внесли вклад в становление области исследования поведения животных, изучая его и как средство для понимания психики, и как самостоятельный предмет. Таким образом, формирование этой исследовательской области происходило внутри междисциплинарной области зоопсихологии.

 

3. Традиции научных школ в этологии и зоопсихологии.

Изучение поведения животных в этологии и зоопсихологии имеет свои различия, обусловленные особенностями самих этих наук, рассматривающих поведение как с биологической, так и с психологической точек зрения.

В этологии поведение животных, как правило, рассматривается с точки зрения успешного приспособления к среде обитания, что оказывается возможным в большой степени благодаря разнообразию форм и механизмов поведения. При изучении поведения в этологии применяются различные подходы. Один из них - оценка становления поведения в процессе эволюции, выяснение приспособительного значения той или иной реакции, ее биологических, физиологических механизмов [11].

С биологической точки зрения существует множество классификаций поведения. Это объясняется тем, как указывает З.А. Зорина, что число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично. Выбор способа классификации диктуется обычно задачами исследования и нередко бывает субъективным. Наиболее удобной для описания поведения считается классификация Д. Дьюсбери. Все формы поведения животных он объединяет в три основные группы - индивидуальное поведение, репродуктивное и социальное.

 К индивидуальным поведенческим актам относятся:

1. локомоция - перемещения животного  в  пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций;

2. питание  и дыхание - сложный, иерархически  организованный многоуровневый  комплекс двигательных актов, направленных  на отыскание, схватывание, удержание  добычи и последующее манипулирование с ней;

3. терморегуляция - обеспечение оптимального температурного  режима;

4. поиски  убежища;

5. избегание  хищников;

6. сон;

7. поддержание  чистоты тела - направлено на поддержание  чистоты тела, а также осуществление  уринации и дефекации;

8. биологические  ритмы;

9. исследовательская  активность - комплекс реакций, которые  знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения»;

10. игра - совокупность  специфически ювенильных проявлений  всех форм поведения взрослого  животного, характерная главным  образом для молодых особей, или  та форма деятельности, «в которой  складывается и совершенствуется  управление поведением на основе  ориентировочной деятельности»;

11. использование  орудий - особая категория индивидуального  поведения, когда одни предметы  окружающей среды используются  для воздействия на другие  в качестве средств, повышающих  эффективность поведения в какой-либо  сфере жизнедеятельности или  даже уровень всего поведения  в целом;

12. манипуляционная  активность - совокупность действий  особи с предметом, направленная  на его адекватное использование  в приспособительной деятельности.

Среди указанных форм индивидуального поведения называются и чисто физиологические процессы, а не поведение, как таковое. Однако, по мнению автора, здесь имеются в виду не сами физиологические акты, а те поведенческие реакции, которые обеспечивают выполнение данных функций.

Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.

 Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. С позиции зоопсихологии в поведении животных решающую роль в формировании поведения играют не только окружающая среда и научение, но и часто не принимавшиеся в расчет этологией биологические факторы, от которых зависят восприятие и само научение.

Поведение животных, как указывают зоопсихологи, зависит прежде всего от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к научению определяется также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида. Например, приматы особенно восприимчивы к крикам особей своего вида и, вероятно, генетически предрасположены к распознаванию значений этих разнообразных звуков. Лягушки обладают специфическим свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не реагируют, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она умрет с голоду, но не притронется к ним. У многих животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины. Едва вылупившиеся птенцы в гнездах на скалах избегают приближаться к краю обрыва, тогда как утята не проявляют подобной осторожности [22]

В зоопсихологии поведение животных делится на две большие категории [23, 24].

1. Эгоцентрическое поведение. Основа различных типов эгоцентрического поведения - потребность в «самосохранении». Эти действия связаны с питанием, удалением конечных продуктов обмена, утолением жажды, а у видов, дышащим атмосферным воздухом, - даже с дыханием. Многие из таких реакций имеют рефлекторный характер и являются врожденными, однако к инстинктам их обычно не относят.

2. Социальное поведение. Когда животные держатся вместе, неизбежно проявляются чисто социальные формы поведения, поскольку эффективное функционирование группы без них невозможно. К важнейшим типам социального поведения относятся следующие.

- Контагиозное поведение - инициируется одним членом группы и быстро охватывает всю группу, приводя к координированным действиям. - Агонистические реакции - включают широкий диапазон реакций от нападения-угрозы на одном полюсе до избегания-страха на другом. - Репродуктивное поведение - наиболее сложный и важный тип социального поведения животных связан с размножением.

Информация о работе Этология и зоопсихология