Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:45, реферат
Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что Бердвиссл даже утверждает, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в. момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвиссл научился определять каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи.
Многим людям трудно признать, что человек является все же биологическим существом. Homo sapiens является одним из видов большой, не покрытой шерстью обезьяны, которая научилась ходить на двух ногах и имеет хорошо развитый мозг. Подобно другим животным, мы подчиняемся биологическим законам, которые контролируют наши действия, реакции, " язык тела" и жесты. Удивительно, что человек-животное редко осознает то, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.
Глава I Общее представление о языке телодвижений 5
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, ИНТУИЦИЯ И ПРЕДЧУВСТВИЯ 5
ВРОЖДЕННЫЕ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ И КУЛЬТУРНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СИГНАЛЫ. 6
ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЖЕСТЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ 6
СОВОКУПНОСТЬ ЖЕСТОВ 8
КОНГРУЭНТНОСТЬ - СОВПАДЕНИЕ СЛОВ И ЖЕСТОВ 9
ЗНАЧЕНИЕ КОНТЕКСТА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ ЖЕСТОВ 9
ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ЖЕСТОВ 10
ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ И БОГАТСТВО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ 10
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДДЕЛАТЬ ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ 11
КАК СКАЗАТЬ НЕПРАВДУ, НЕ РАСКРЫВ СЕБЯ 11
КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ТЕЛОДВИЖЕНИЙ 12
ГЛАВА II ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИИ 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 13
РИТУАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАНЯТИЕМ СВОБОДНОГО МЕСТА 15
ЗОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА У РАЗНЫХ НАЦИЙ 15
РАЗЛИЧИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЗОН У ГОРОЖАН И ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 16
ТЕРРИТОРИЯ И СОБСТВЕННОСТЬ 17
АВТОМОБИЛИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧУВСТВО ТЕРРИТОРИИ 18
ГЛАВА III ЛАДОНИ И ПЕРЕДАВАЕМАЯ С ИХ ПОМОЩБЮ ИНФОРМАЦИЯ 19
ЛАДОНИ. ЧЕСТНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ 19
ОТКРЫТЫЕ ЛАДОНИ И ОБМАН 19
СИЛА ЛАДОНИ 20
РУКОПОЖАТИЯ 20
ДОМИНИРУЮЩЕЕ И ПОКОРНОЕ РУКОПОЖАТИЕ 20
КТО ДОЛЖЕН ПЕРВЫМ ПРЕДЛАГАТЬ РУКУ ДЛЯ РУКОПОЖАТИЯ 22
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РУКОПОЖАТИЙ 22
ГЛАВА IV ЖЕСТЫ РУК И КИСТЕЙ РУК 25
ЖЕСТЫ КИСТЕЙ РУК. ПОТИРАНИЕ ЛАДОНЕЙ 25
ПОТИРАНИЕ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА ОБ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ 26
СЦЕПЛЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ РУК 26
ШПИЛЕОБРАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУК 28
ЗАКЛАДЫВАНИЕ РУК ЗА СПИНУ 29
АКЦЕНТИРОВАНИЕ БОЛЬШИХ ПАЛЬЦЕВ 30
ГЛАВА V ЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИКОСНОВЕНИЕМ РУК К РАЗЛИЧНЫМ ЧАСТЯМ ЛИЦА 32
ОБМАН, ЛОЖЬ, СОМНЕНИЕ 32
ЗАЩИТА РТА РУКОЙ 33
ПРИКОСНОВЕНИЕ К НОСУ 33
ПОТИРАНИЕ ВЕКА 34
ПОЧЕСЫВАНИЕ И ПОТИРАНИЕ УХА 35
ПОЧЕСЫВАНИЕ ШЕИ 35
ОТТЯГИВАНИЕ ВОРОТНИЧКА 36
ПАЛЬЦЫ ВО РТУ 36
ТОЛКОВАНИЕ ЖЕСТОВ И ОШИБКИ ТОЛКОВАНИЯ 37
ПОДПИРАНИЕ ЛАДОНЬЮ ЩЕКИ И ПОДБОРОДКА 37
СКУКА 37
ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 38
ПОГЛАЖИВАНИЕ ПОДБОРОДКА 39
ВАРИАНТЫ ЖЕСТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ 40
СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ "РУКА-К-ЛИЦУ" ЖЕСТОВ 40
ПОТИРАНИЕ ЗАТЫЛКА И ХЛОПОК ПО ЛБУ 40
ГЛАВА VI РУКИ В КАЧЕСТВЕ БАРЬЕРОВ 41
РУКИ НА ГРУДИ 41
СКРЕЩЕННЫЕ НА ГРУДИ РУКИ -САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ЖЕСТ 42
СКРЕЩИВАНИЕ РУК, УСИЛЕННОЕ СЖАТИЕМ ПАЛЬЦЕВ В КУЛАК 43
КИСТИ СКРЕЩЕННЫХ РУК НА ПЛЕЧЕВОЙ ЧАСТИ РУКИ 44
НЕПОЛНЫЙ БАРЬЕР, ОБРАЗУЕМЫЙ РУКАМИ 45
ЗАМАСКИРОВАННЫЕ ЖЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СКРЕЩИВАНИЕМ РУК 46
ЗАМАСКИРОВАННЫЕ ЖЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СКРЕЩИВАНИЕМ РУК 46
ГЛАВА VII ЗАЩИТНЫЙ БАРЬЕР, СФОРМИРОВАННЫЙ С ПОМОЩЬЮ НОГ 48
ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ НОГ 48
ЕВРОПЕЙСКИЙ СПОСОБ ЗАКИДЫВАНИЯ НОГИ НА НОГУ 48
ЗАКИДЫВАНИЕ НОГИ НА НОГУ С ОБРАЗОВАНИЕМ УГЛА 50
ЗАКЛАДЫВАНИЕ НОГИ НА НОГУ С ФИКСАЦИЕЙ НОГИ РУКАМИ 51
ПЕРЕКРЕЩЕННЫЕ НОГИ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ. 51
СТАДИИ РАССЛАБЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННОЙ ПОЗЫ 52
ЗАЩИЩАЕТСЯ - ИЛИ, МОЖЕТ, ЗАМЕРЗЛА? 54
ПРИЖАТЫЕ К ДРУГ ДРУГУ ЛОДЫЖКИ 54
ФИКСИРОВАНИЕ СТУПНИ ОДНОЙ НОГИ НА ГОЛЕНИ ДРУГОЙ 56
ГЛАВА VIII ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕСТЫ И ДВИЖЕНИЯ 57
МАНЕРА СИДЕТЬ ВЕРХОМ НА СТУЛЕ С ШИРОКО РАССТАВЛЕННЫМИ НОГАМИ 57
СОБИРАНИЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ВОРСИНОК 58
ЖЕСТЫ ГОЛОВОЙ 59
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОЛОВЫ 59
ЗАКЛАДЫВАНИЕ РУК ЗА ГОЛОВУ 60
ЖЕСТЫ АГРЕССИВНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ 61
ВЫРАЖЕНИЕ ГОТОВНОСТИ У СИДЯЧЕГО ЧЕЛОВЕКА 63
СТАРТОВАЯ ПОЗА 63
СЕКСУАЛЬНАЯ ВЫЗЫВАЮЩАЯ ПОЗА 64
ГЛАВА IX СИГНАЛЫ ГЛАЗ 65
ПОВЕДЕНИЕ ГЛАЗ 66
ДЕЛОВОЙ ВЗГЛЯД 66
СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД 67
ИНТИМНЫЙ ВЗГЛЯД 67
ВЗГЛЯД ИСКОСА 67
ВЫВОДЫ 67
ПРИКРЫТЫЕ ВЕКИ 68
КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЗГЛЯД СОБЕСЕДНИКА 68
ГЛАВА X ЖЕСТЫ И СИГНАЛЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПРОЦЕССА УХАЖИВАНИЯ 69
ЖЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЖЧИНАМИ ПРИ УХАЖИВАНИИ 71
ЖЕСТЫ И СИГНАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЖЕНЩИНАМИ ДЛЯ ЗАВЛЕЧЕНИЯ МУЖЧИН 72
ВСТРЯХИВАНИЕ ВОЛОСАМИ 72
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗАПЯСТЬЯ 72
РАССТАВЛЕННЫЕ НОГИ 72
ПОКАЧИВАНИЕ БЕДРАМИ 72
ВЗГЛЯД ИСКОСА УКРАДКОЙ 73
СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЙ РОТ, ВЛАЖНЫЕ ГУБЫ 73
ГУБНАЯ ПОМАДА 73
ПОГЛАЖИВАНИЕ ПРЕДМЕТА ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ 73
ВЗГЛЯД ИСКОСА ИЗ-ЗА ПРИПОДНЯТОГО ПЛЕЧА 73
ЖЕНСКАЯ МАНЕРА СКРЕЩИВАНИЯ НОГ 73
ГЛАВА XI СИГАРЕТЫ, СИГАРЫ, ТРУБКИ И ОЧКИ 75
КУРЕНИЕ 75
КУРИЛЬЩИКИ ТРУБОК 76
ЛЮБИТЕЛИ СИГАРЕТ 76
КУРИЛЬЩИКИ СИГАР 77
ОБЫЧНЫЕ ЖЕСТЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КУРЯЩИХ 77
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОЧКАМИ 77
СПОСОБЫ ЗАТЯНУТЬ ВРЕМЯ 78
ВЗГЛЯД ПОВЕРХ ОЧКОВ 78
ГЛАВА XII ЖЕСТЫ СОБСТВЕННИЧЕСКИХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ 79
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ 79
ЖЕСТЫ СОБСТВЕННИКА 80
ГЛАВА XIII ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ 82
ГЛАВА XIV ПОКЛОНЫ, ССУТУЛИВАНИЕ, ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 83
ГЛАВА XV ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОРПУСА ТЕЛА 85
УГЛЫ И ТРЕУГОЛЬНИКИ. ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ 85
ЗАКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ 86
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРИНЯТИЯ ИЛИ НЕПРИНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СВОЙ КРУГ 87
КАК ПОВОРОТОМ КОРПУСА ТЕЛА ВЫРАЖАЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ К СИДЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ 88
КАК ПРОВЕСТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ ИЛИ ПЕРЕГОВОРЫ С ДВУМЯ ЛИЦАМИ 88
КАК СТУПЕНИ НОГ ВЫРАЖАЮТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ 88
РАСПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ 89
ВЫВОДЫ 91
ГЛАВА XVI РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СТОЛОВ И СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ЗА СТОЛОМ 91
РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ЗА СТОЛОМ 91
УГЛОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ( В1 ) 92
ПОЗИЦИЯ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ( В2 ) 92
КОНКУРИРУЮЩЕЕ -ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ( ВЗ ) 93
НЕЗАВИСИМАЯ ПОЗИЦИЯ ( В4 ) 95
КРУГЛЫЕ, КВАДРАТНЫЕ И ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ СТОЛЫ. КВАДРАТНЫЙ СТОЛ (ОФИЦИАЛЬНЫЙ) 96
КРУГЛЫЙ СТОЛ (НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ) 96
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ СТОЛ 97
ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ ДОМА 97
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УГОЩЕНИЕ В РЕСТОРАНЕ. 97
ГЛАВА XVII РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ИСКУСТВЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ СТАТУСА 98
ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА ЗА СЧЕТ МАНИПУЛЯЦИЙ С КРЕСЛОМ 98
РАЗМЕРЫ КРЕСЛА И ЕГО ДЕТАЛЕЙ 98
ВОЗВЫШЕНИЕ СТУЛА 98
МЕСТО СТУЛА 98
ПРОДУМАННАЯ РАССТАНОВКА МЕБЕЛИ В КАБИНЕТЕ 98
ЧТО ЕЩЕ ПОМОГАЕТ ПОВЫСИТЬ СТАТУС 99
ГЛАВА XVIII ОБОБЩЕНИЕ 100
СОВОКУПНОСТЬ ЖЕСТОВ. ЖЕСТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ 101
Повысить статус человека и его
влияние можно с помощью
В зависимости от высоты спинки стула (или кресла) может повышаться или понижаться статус человека, и известным примером этому могут послужить кресла с завышенными спинками. Чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет человек, сидящий на нем. Короли, королевы, Папы и другие привилегированные особы делают спинку кресла до 2,5 метров высотой, чтобы подчеркнуть свой статус относительно своих поддан-ных. У крупного администратора кресло будет с высокой обтянутой кожей спинкой, а стул для посетителей будет иметь низкую спинку.
Крутящиеся стулья дают больше власти и свободы, чем стулья на устойчивых ножках, поскольку дают человеку свободу передвижения в тот момент, когда на него оказывают давление. Стулья на устойчивых ножках не позволяют свободно передвигаться, и это отсутствие свободы компенсируется использованием жестов и телодвижений, которые могут раскрыть чувства и отношения человека, сидящего на стуле. Кресла с подлокотниками, с откидными спинками и на колесиках лучше, чем обычные кресла.
В главе ХШ рассказывалось о том, как можно повысить свой статус за счет возвышения стула, заметим, что делается это за счет возвышения стула над стульями других присутствующих. Известно, что некоторые крупные дельцы рекламного бизнеса любят сидеть на кресле с высокой спинкой, расположенном на максимальной высоте от пола, в то время как для своих посетителей оставляют место напротив на диванчике или на стуле, расположенном так, чтобы их лицо находилось на уровне стола администратора. Трюк заключается в том, чтобы сделать пепельницу недосягаемой для посетителя, что вызовет неудобства с его стороны при необходимости стряхнуть пепел.
Как уже говорилось в предыдущей главе, больше всего влияния и власти можно оказать на посетителя в том случае, если его стул расположен напротив вас по другую сторону стола. Обычный прием оказания давления заключается в том, чтобы поставить стул посетителя как можно дальше от стола администратора. Стул будет находиться в социальной или общественной территориальной зоне, что поможет снизить статус посетителя.
Прочитав эту книгу, вы сможете теперь так обставить свой кабинет и расставить в нем мебель таким образом, чтобы иметь столько власти, статуса и возможности контролировать ситуацию, сколько вы пожелаете. Приведем пример, в котором рассказывается, как мы переделали кабинет одного босса и тем самым помогли ему решить некоторые проблемы во взаимоотношениях с подчиненными.
Джон, рядовой служащий страховой компании, получил назначение на должность руководителя компании и свой отдельный кабинет. Через несколько месяцев работы в этой должности он заметил, что его подчиненные относятся к нему с неприязнью, и их отношение становится особенно враждебным, когда они общаются с ним в его кабинете. Они отказывались подчиняться его указаниям и руководству, он узнал, что они сплетничают о нем за его спиной. Наши наблюдения за его взаимоотношениями с подчиненными показали, что ситуация особенно обострялась во время их нахождения в кабинете Джона.
Пока что мы не будем говорить о том, как мы вырабатывали навыки правильного руководства, а сконцентрируемся на не-вербальных аспектах проблемы. Вот как выглядел кабинет Джона в начале наших наблюдений:
1. Стул посетителя стоял в
конкурирующей позиции
2. Стены в его кабинете были сделаны из
деревянных панелей и стеклянной перегородки,
выходящей в общую комнату. Эта стеклянная
перегородка снижала статус Джона и повышала
статус подчиненного, сидящего на стуле
для посетителей, потому что за его спиной
были подчиненные, имеющие полную возможность
наблюдать за всем, что происходит в кабинете.
3. Стол Джона имел переднюю стенку, скрывающую
нижнюю часть его тела, что мешало его
подчиненным следить за его жестами.
4. Стул посетителя был расположен так,
что ему приходилось сидеть спиной к входной
двери.
5. Джон в присутствии своего подчиненного
имел обыкновение сидеть, заложив обе
руки за голову (рис. 93) и перекинув ногу
через подлокотник кресла (рис.129).
6. У Джона было винтовое кресло на колесиках
с высокой спинкой и подлокотниками. Стул
посетителя был обыкновенным стулом с.
низкой спинкой, устойчивыми ножками и
без подлокотников.
Учитывая, что от 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербалики, становится очевидным, что невербальные аспекты коммуникации, характерные для данной ситуации, были катастрофическими. Чтобы спасти ситуацию мы сделали следующие изменения:
1. Стол Джона мы поставили непосредственно
у стеклянной перегородки, что сделало
его кабинет более просторным и увеличило
обзор видимости для посетителей.
2. Место посетителя - "горячее место"
- было перенесено в угловую позицию, что
способствует более откровенному взаимодействию
и позволяет, при необходимости, использовать
угол стола как частичный барьер.
3. Стеклянную перегородку покрыли зеркальным
покрытием, позво-ляющим Джону видеть
все, что происходит в общей комнате, но
его подчиненные не могут видеть, что происходит
в его кабинете. Это повысило статус Джона
и создало более интимную обстановку внутри
кабинета.
4. В другом конце кабинета мы поставили
круглый кофейный столик с тремя одинаковыми
вертящимися креслами для проведения
неофициальных, дружеских бесед.
5. При первоначальном расположении стола
(рис. 158) половина его территории принадлежала
посетителю, а после перестановки (рис.
159) территория стола стала большей частью
принадлежать Джону.
6. Джон научился пользоваться открытыми
жестами, отказавшись от жестов с перекрещиванием
рук и ног во время общения со своими подчиненными
у себя в кабинете, и стал чаще использовать
жест открытых ладоней.
В результате его отношения с подчиненными улучшились, и они стали называть его покладистым и понимающим руководителем.
Некоторые вещи, продуманно распределенные
по территории кабинета, могут невербально
повысить статус и авторитет его
владельца. Рассмотрим некоторые примеры:
1. Низкие диванчики для посетителей.
2. Дорогая пепельница, стоящая вне
зоны досягаемости посетителя, что вызывает
у него ощущение неловкости, когда он пользуется
пепельницей.
3. Зарубежный бокс для сигарет.
4. Несколько оставленных на столе красных
папок с надписями "Совершенно секретно".
5. Развешенные по стенам фотографии, грамоты
и награды, когда-то полученные владельцем.
6. Легкий портфель-дипломат. Тяжелые толстые
портфели носят только бездельники.
Все, что вам требуется для повышения вашего статуса и авторитета, это немного поразмыслить над тем, какую невербальную информацию передает обстановка вашего кабинета или дома. К сожалению, большинство кабинетов руководителей обставлены так, как показано на рис. 158, и редко кто задумывается над теми негативными невербальными сигналами, которые невольно передаются посетителям.
Мы предлагаем вам внимательно
осмотреть обстановку вашего кабинета
и, используя полученную информацию,
сделать все необходимые
Хотя общение посредством
Эта книга дает первичные знания о языке телодвижений, и я предлагаю вам заняться своим собственным исследованием и попол-нить свои знания теоретически и практически через приведенные в книге примеры.
Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биоло-гическим организмом - самим человеком.
Оставшиеся страницы книги посвящены социальным и деловым ситуациям, и показано, как жесты и различные сигналы, подаваемые телом, образуют "букет", и как обстоятельства могут повлиять на ваше толкование жестов.
Однако, прежде чем прочитать эти страницы, внимательно просмотрите иллюстрации и проверьте себя, как вы научились толковать тот или иной жест.
Вы удивитесь, обнаружив, насколько улучшилась ваша восприимчивость и умение понимать жесты окружающих.
Рисунок 160 - отличный пример совокупности жестов открытости. Ладони полностью раскрыты и развернуты в сторону собеседника, поза покорного подчинения, пальцы ладони расставлены, чтобы придать большую выразительность жесту. Голова находится в нейтральном положении, а руки и ноги раздвинуты.
Человек своей позой выражает покорное, неугрожаюшее отношение к собеседнику.
Рисунок 161 - это классический букет жестов, характерный для человека, говорящего неправду. Потирая веко, он смотрит в пол, а обе брови подняты. Голова отвернута в сторону и слегка опущена вниз, что характерно для негативных ощущений. А также на лице у него неискренняя, натянутая улыбка
Рисунок 162. Здесь налицо несовместимость жестов. Человек уверенно улыбается, пересекая комнату, но одна рука, поправляющая часы, находится поперек тела и образует частичный барьер, что подтверждает, что человек не уверен в себе (или в обстоятельствах).
Рисунок 163. Эта женщина относится неодобрительно к человеку, на которого она смотрит. Она не повернула к нему ни головы, ни корпуса тела, но смотрит на него искоса, а голова слегка наклонена вперед (неодобрение), брови .слегка изогнуты (гнев), а крепко скрещенные на груди руки обозначают оборонительную позицию. Уголки рта опушены.
Рисунок 164. В позе этого человека четко прослеживается превосходство, чувство территориальной собственности и господство над окружающими. Когда человек кладет обе ноги на стол, он проявляет свои территориальные претензии на это место. Дорогое кресло, в котором он сидит, подчеркивает его статус.
Рисунок 165. Ребенок поставил руки в бедра для того, чтобы иметь более внушительный, устрашающий вид. Подбородок выдается вперед, выражая вызов, а рот широко открыт, чтобы оскалить зубы, как это делают звери перед нападением на свою жертву.
Рисунок 166. Эту группу жестов можно описать одним словом -негативность. Папка выполняет роль барьера, а руки и ноги скрещены вследствие нервозности или оборонительное™ позиции. Пиджак застегнут, а темные защитные очки скрывают любые движения глаз или реакцию зрачков. Большая часть лица скрыта под бородой, от чего его внешность выглядит подозрительной.
Учитывая, что люди составляют 90% своего мнения о человеке за первые 90 секунд общения с ним, можно предположить, что этот человек вряд ли сделает первым шаг навстречу другому.
Рисунок 167. Оба человека стоят в
агрессивной позе готовности, причем
человек слева вызывающе
Рисунок 168. Человек слева сидит верхом на стуле для того, чтобы контролировать ход беседы или оказывать доминирующее влияние на человека справа. Он также пользуется жестом - "прямой разворот тела", направленным на человека справа от него. Он стиснул пальцы, и его ноги сведены вместе под стулом, что говорит о его расстроенных чувствах, возможно от того, что он не может убедить своих собеседников в своей правоте. Человек в центре чувствует себя выше остальных двух, о чем говорит его жест обеих рук, заложенных за голову. Кроме того, он зафиксировал одну ногу на колене другой ноги, а этот жест говорит о его несогласии и намерении поспорить. У него повышающий статус стул, который вращается, откидывается назад, катается на колесиках и Имеет подлокотники. Человек справа сидит на стуле, который не способствует повышению статуса, это стул с низкой спинкой, устойчивыми ножками без колесиков, и никаких украшений. Его руки и ноги тесно переплетены (оборонительная позиция), голова наклонена вниз (враждебность). Все указывает на то, что человек не верит тому, что ему рассказывают.
Рисунок 169. Эта женщина демонстрирует классические жесты женского кокетства. Одна нога у нее выставлена вперед, указывая на человека слева (интерес), серия жестов - "руки на бедре" и "большой палец за поясом" говорит о сексуальной готовности, привлекательно выставлено левое запястье, и она при курении выпускает дым вверх (положительный настрой, уверенность в себе). Она также искоса поглядывает на человека слева, а он отвечает на ее кокетливые жесты своими жестами: он поправляет галстук (прихорашивание), и носок его ноги направлен на женщину. Голова его поднята вверх (заинтересованность). Видно, что мужчина в центре группы не в восторге от присутствия другого, т.к. он отвернулся от него и смотрит на него вызывающим взглядом искоса. Его ладони не видны, и он направляет дым при курении вниз (отрицательное отношение), кроме того, он опирается о стену (территориальный вызов).
Рисунок 170. Человек слева характеризуется высокомерным поведением по отношению к человеку, сидящему напротив него, потому что он использует жесты превосходства над другими. Его веки полузакрыты, а мозг пытается отгородиться от присутствия этого человека. Голова откинута назад, чтобы можно было снисходительно смотреть сверху вниз. Воинственность его позы проявляется в том, что колени крепко сжаты, а обе руки, держащие бокал с вином, образуют барьер. Человек в центре явно исключен из разговора, так как двое других не образуют треугольную приглашающую позицию. Он, однако, держится обособленно, что видно по его жестам -большие пальцы в кармане жакета (превосходство), он откинулся на спинку стула и демонстрирует область гениталий. Голова его находится в нейтральном положении. Человек справа уже сыт по горло этим пренебрежением и принял стартовую позицию (готовность уйти), а тело его направлено на ближайшую дверь на выход. Его брови и уголки рта опущены, голова слегка наклонена вниз, - все в совокупности обозначает недовольство и неодобрение.
Информация о работе Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)