Я-концепция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

Цель реферата: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «Я-КОНЦЕПЦИЯ» 5
1.1. Структура «Я-концепции» 9
1.2. Когнитивная составляющая «Я-концепции» 11
1.3. Оценочная составляющая «Я-концепции» 12
1.4. Поведенческая составляющая «Я-концепции» 15
1.5. Другие подходы к структуре «Я»-концепции 17
ГЛАВА II. ИЗМЕРЕНИЕ «Я»-КОНЦЕПЦИИ 20
2.1. Развитие Я-образа 24
2.2. Факторы, влияющие на «Я»-концепцию 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

я-концепция.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

1.3. Оценочная составляющая «Я-концепции»

Индивид не только полагает, что обладает определёнными  характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится  к ним. Ему может нравиться  или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

соотнесение представлений о себе с «Идеальным «Я»«;

соотнесение представлений о себе с социальными  ожиданиями;

оценка эффективности  своей деятельности с позиции  своей идентичности.

Несмотря  на очевидную близость, психологические  понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот непосредственно связаны с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него голубые глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае с самооценкой те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, человек оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане с другими, как лучшего или худшего.

Самооценка  – это оценка личностью самой  себя, своих возможностей, качеств  и места среди других людей. Она  является важным регулятором поведения, от нее зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым  она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка  подразумевает под собой отношение  к себе: к своим качествам и  состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка - это  личностное суждение о собственной  ценности, которое выражается в установках, свойственных человеку.

Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и  позитивного отношения ко всему  тому, что входит в сферу его  «Я». Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он перед собой ставит и на осуществление которых считает себя способным. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями, ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность.

Человек, уже зная что-то о себе, присматривается  к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот  небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое  самочувствие. Другими словами, у  личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди  которых черпает свои ценностные ориентации. Таких людей в психологии называют значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы - ее интересами.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение  педагогов.

Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек  формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать  других, а потом уже оценивать  себя. И лишь к 14-15 годам подросток  овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые  собственные результаты и тем  самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.).

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно  завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

- оценка  других людей;

- круг значимых  других или референтная группа;

- актуальное  сравнение с другими;

- сравнение  реального и идеального Я;

- измерение  результатов своей деятельности.

Самооценка  играет очень важную роль в организации  результативного управления своим  поведением, без нее трудно или  даже невозможно самоопределиться в  жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Качества, которые  мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может быть поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, например спортивными достижениями.

1.4. Поведенческая составляющая «Я-концепции»

Кем бы человек  себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «Я»-концепции.

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что  наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «Я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Поведенческая составляющая Я — концепции представлена действиями и поступками человека, которые вызваны образом Я. Американский семейный психотерапевт В.Сатир описывает четыре вида поведения людей с низкой самооценкой в тех случаях, когда они чувствуют угрозу отвержения и не хотят обнаружить свою слабость.

 

Итак, человек  может:

1. Заискивать, чтобы другой человек не сердился. Миротворец разговаривает в заискивающей  манере, пытаясь угодит!.. извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек, который постоянно нуждается в чьем-либо одобрении;

2. Обвинять, чтобы другие его считали сильным.  Обвинитель постоянно ищет, кто  в том или ином случае виноват.  Он хозяин, который ведет себя  надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все бы было хорошо;

3.Рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями. Это человек—»компьютер», который очень корректен. Очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Тело его сковано, он часто мерзнет. Голос его монотонный, слова в основном носят абстрактный характер;

4.Отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, как будто ее и нет. Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил — это не относится к тому, что говорит или делает другой, он не реагирует ни на какие вопросы.

Существует  пятый тип поведения, который  характерен для людей с позитивной самооценкой — «уравновешенный». Отношения открытые, честные. Человек в этом случае не унижается и не унижает достоинства других.

Давайте представим, что один человек случайно задел  другого человека. Представим далее, как он попросит прошение в зависимости  от позиции, в которой он находится:

Заискивающий (глаза опушены); «Пожалуйста, простите меня. Я просто неуклюжий болван!»

Обвиняющий: «Боже мой, я ведь просто задел вас! В следующий раз не размахивайте так руками, а то я вас могу и ударить!»

«Компьютер»: «Хочу принести свои извинения. Я случайно ударил вас по руке. Если есть какие-то повреждения, то, пожалуйста, свяжитесь с моим адвокатом.»

Отстраненный (глядя на окружающих): «Что это он? С приветом? Нарывается!»

Уравновешенный  тип реагирования (смотря прямо на человека): «Я случайно ударил вас. Я виноват. Вам не больно?»

1.5. Другие подходы к структуре «Я»-концепции

Т. Ю. Каминская  выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа «Я». В первом подходе в структуре образа «Я» не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет «Я»-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе «Я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.

Второй  подход заключается в признании  влияния мотивационного компонента (связь образа «Я» и поведения) на развитие образа «Я». Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру образа «Я».

Наиболее  же распространенным является представление  о структуре образа «Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Г. Е. Залесским  выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «Я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «Я» начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок образа «Я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «Я» близко к пониманию образа «Я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Одна  из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной.

 

Таблица 1

Составляющая

Описание

«Духовное Я»

Внутреннее и субъективное бытие  человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок

«Материальное Я»

То, что человек отождествляет  с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)

«Социальное Я»

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

«Физическое Я»

Тело человека, его первичные биологические  потребности


 

В ниже представленном примере выделены основные положения  «Я-концепции» К. Роджерса.

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

Восприятие  человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

Рисунок 4

 

 

ГЛАВА II. ИЗМЕРЕНИЕ «Я»-КОНЦЕПЦИИ

 

Самосознание  -это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом - о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно поэтому известный исследователь проблемы самосознания И.С.Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным «Я» как об одной из главных тенденций в современных исследованиях (Кон И.С., 1981).

Задача  анализа собственно процесса самосознания оказалась, однако, более сложной, чем  задача анализа продуктов или  результатов этого процесса. Как  человек приходит к тому или иному  представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что  опирается - все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных  исследованиях, однако результаты поисков  пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

Информация о работе Я-концепция человека