Метрология, стандартизация и сертефикация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Овладение методами обеспечения качества является одним из главных условий создания конкурентоспособных продукции, работ и услуг.
В последние годы подтверждение соответствия продукции, работ, услуг производится не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги. В этих условиях возрастают роль, и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи…………………………………………...5
2. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции………………………………………………………………11
3. Закон РФ «О стандартизации»……………………………………18
4. Схемы сертификации………………………………………………20
5. Международная сертификация. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК/МЭКСЭ/……24
6. Техника и технология проведения сертификации и аттестации производства…………………………………………………………...28
7. Физические величины как объект измерений………………….35
8. Роль измерений в обеспечении качества продукции…………..39
9. Измерение толщины слоя покрытия…………………………….43
10. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»…………….46
Заключение……………………………………………………………..53
Список используемой литературы………………………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

метрология.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи…………………………………………...5

2. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции………………………………………………………………11

3. Закон РФ «О стандартизации»……………………………………18

4. Схемы сертификации………………………………………………20

5. Международная сертификация. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК/МЭКСЭ/……24

6. Техника и технология проведения сертификации и аттестации производства…………………………………………………………...28

7. Физические величины как объект измерений………………….35

8. Роль измерений в обеспечении качества продукции…………..39

9. Измерение толщины слоя покрытия…………………………….43

10. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»…………….46

Заключение……………………………………………………………..53

Список используемой литературы………………………………….54

 

 

 

                                                 Введение

     Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Овладение методами обеспечения качества является одним из главных условий создания конкурентоспособных продукции, работ и услуг.

     В  последние годы подтверждение  соответствия продукции, работ,  услуг производится не только  посредством сертификации, но и  самим изготовителем  продукции или исполнителем услуги. В этих условиях возрастают роль, и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

    В стандартизации, как и в любой области научной и практической деятельности, требуется чёткая научно обоснованная терминология; без стандартизации научных и технических терминов невозможно создать нормативно-техническую, конструкторскую и технологическую документацию.

Только на основе стандартизированных терминов, понятий, условных обозначений возможно взаимопонимание специалистов, занятых проектированием, производством, эксплуатацией и ремонтом техники.

Соблюдение правил метрологии в различных сферах деятельности позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов  измерений.

Условно в учебной  дисциплине можно выделить три части:

стандартизация – деятельность по установлению норм, правил,

характеристик;

метрология – это наука об измерениях;

сертификация – форма осуществляемого органа по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

      В отрасли связи роль и значение стандартизации особенно велика.                Это вызвано чрезвычайно большой номенклатурой составных частей изделий радиоэлектроники и средств связи (деталей, блоков, приборов, устройств), широким использованием этих изделий практически во всех отраслях. Предприятия связи предлагают населению услуги. Для того чтобы они были реализованы, необходима их конкурентоспособность и качественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи.

      Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели стандартизации можно  подразделить на общие и более  узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация  общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех  требований стандартов, которые являются обязательными.

 К ним относятся  разработка норм, требований, правил  обеспечивающих:

– безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

– совместимость и взаимозаменяемость изделий;

– качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

– единство измерений;

– экономию всех видов ресурсов;

– безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

– обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области  деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому  виду продукции, предприятию и т. д.

Основными задачами стандартизации являются:

1) установление требований к техническому уровню и качеству продукции,       сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

2) развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

3) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

4) разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

5) принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;

6) формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

7) создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

    Государственное управление деятельностью по стандартизации Российской Федерации осуществляет Госстандарт России. Работы по стандартизации в области строительства организует Минстрой России.

Другие органы государственного управления организуют деятельность по стандартизации в пределах их компетенции.

Для организации и координации  работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства и иных сферах деятельности в министерствах (ведомствах) Российской Федерации создают, при  необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) головные организации  по стандартизации.

Для организации и осуществления  разработки, рассмотрения, согласования и подготовки к утверждению государственных  стандартов Российской Федерации, других нормативных документов по стандартизации, а также проведения работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные  представители заинтересованных предприятий  и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических  и инженерных обществ.

 К работе в технических  комитетах должны привлекаться  ведущие ученые и специалисты. 

ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и  технологий или видам деятельности и обладающих в данной области  наиболее высоким научно-техническим  потенциалом, в том числе, на базе организаций Госстандарта России или  Минстроя России.

Технические комитеты по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Минстроя России, по предложениям заинтересованных предприятий и  органов управления и регистрируются Госстандартом России.

ТК осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о  ТК, разработанном на основе "Типового положения о техническом комитете по стандартизации".

Подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский  отдел, лаборатория, бюро), создаваемые  на предприятиях, выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют  в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

Службы стандартизации осуществляют свою работу в соответствии с рекомендациями о службах стандартизации.

Для наиболее полного учета  интересов потребителя при проведении работ по стандартизации ТК (разработчики стандартов) взаимодействуют с общественными  организациями потребителей путем  привлечения их к:

– определению номенклатуры и требований к качеству продукции, а также методов оценки ее качества;

– подготовке предложений по разработке и обновлению стандартов;

– непосредственному участию в разработке проектов стандартов.

Предприятия, которые осуществляют разработку и реализацию социально-экономических  и научно-технических программ и  проектов, обязаны предусматривать  и обеспечивать разработку необходимых  стандартов.

Заказчиками разработки государственных  стандартов Российской Федерации, устанавливающих основополагающие (организационно-методические и общетехнические) требования, обязательные требования, к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей, имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также работ по разработке и применению международных (региональных) и национальных стандартов других стран.

В качестве государственных стандартов Российской Федерации, являются Госстандарт России и Минстрой России.

Заказчиками разработки государственных  стандартов Российской Федерации могут  являться также министерства (ведомства), предприятия и объединения предприятий, а также общественные организации  потребителей, научно-технические и  инженерные общества и др.

Работы по государственной  стандартизации в Российской Федерации  проводятся по годовым планам, составляемым на основе перспективных программ (планов) работы ТК, предприятий и объединений  предприятий, министерств (ведомств). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции.

    Возросшая в  мире конкуренция привела к  ужесточению требований, предъявляемых  потребителям к качеству продукции.  Требования потребителя включают  в технические условия. Однако  сами по себе технические условия  не могут быть гарантией качества, если в организационной системе,  включающей снабжение продукцией  и ее обслуживание, имеются какие-либо  несоответствия.

Поэтому были разработаны  стандарты на системы качества и  руководящие указания, дополняющие  соответствующие требования к продукции, приведенные в технических условиях.

 Международные стандарты  серии ИСО 9000 предназначены для обеспечения общего руководства качеством в основных отраслях промышленности и экономики.

 Международные стандарты  серии ИСО 9000 описывают элементы, которые должны включать системы качества, а не способы их внедрения в конкретной отрасли промышленности (экономики) или конкретной организацией.

    Систему обеспечения качества и общего руководства качеством создает, поддерживает в рабочем состоянии и улучшает организация-поставщик продукции с помощью сети процессов. Исполнительное руководство этой организации осуществляет оценку состояния и адекватности системы качества, включая политику в области качества применительно к требованиям заинтересованных лиц.

     Проверки системы качества может проводить первая сторона, т.е. сама организация-поставщик продукции или кто-то от ее имени, вторая сторона, которой являются потребители продукции, и третья сторона – независимые органы по сертификации. Проверка, проводимая первой стороной, является, как правило, более глубокой и всесторонней. Проверка второй или третьей сторонами является более объективной. Внутренние проверки качества первой стороной предоставляют сведения эффективного анализа со стороны руководства, а также корректирующего, предупреждающего или улучшающего действия. Проверки качества второй стороной проводят потребители или другие лица от имени потребителя, если рассматривается контракт или серия контрактов. Эти проверки обеспечивают уверенность в поставщике. Проверки качества третьей стороной проводят компетентные органы по сертификации с целью осуществления сертификации или регистрации, обеспечивая, таким образом, уверенность потенциальным потребителям. Проверка качества может осуществляться на различных этапах жизненного цикла продукции.

Основные требования к  системам качества содержатся в стандартах ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Части 1, 2 и 3 стандарта ИСО 10011 содержат методические указания по проверкам.

В зависимости от вида деятельности и этапов жизненного цикла продукции, на которых внедряется система качества, организации-поставщику рекомендуется  использовать соответствующие международные  стандарты серии ИСО 9000.

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертефикация