Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа
Объективные факторы связаны с вредным влиянием на работу РЭО внешней среды и представляют собой климатические, метеорологические, биологические, механические и другие воздействия.
Наибольшее влияние на работу РЭО оказывают:
- температурные воздействия, особенно переменные;
- резкое изменение влажности;
- наличие пыли и загрязнений, особенно продуктов сгорания топлива, попадающих через трубу;
- наличие коррозии, чему способствует морская соль;
- вибрация судна;
Введение ..................................................................................................................4
Принципиальная схема ..........................................................................................5
Приближённый расчёт надёжности ......................................................................6
Полный расчёт надёжности ...................................................................................7
Расчёт необходимого ЗИПа ...................................................................................8
Список использованной литературы ............................
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Государственная морская академия им. адм. С.О. Макарова
Радиотехнический факультет
Кафедра “Радиоэлектроники”
Курсовой проект
по дисциплине
“Техническая эксплуатация РЭО”
на тему
Расчёт надёжности судового радиоэлектронного оборудования
Выполнил курсант 541 группы:
Проверил преподаватель:
Рябышкин Виктор Николаевич
Санкт – Петербург 20
Задание на курсовой проект ..............................
Введение ..............................
Принципиальная схема ..............................
Приближённый расчёт надёжности ..............................
Полный расчёт надёжности
..............................
Расчёт необходимого
ЗИПа ..............................
Список использованной
литературы ..............................
Одним из основных назначений связи
и радионавигации на флоте является
обеспечение безопасности мореплавания.
Поэтому чрезвычайно важной задачей
является обеспечение высокой
Основными факторами, воздействующими на надежность РЭО являются субъективные и объективные.
Субъективные факторы связаны с деятельностью человека. К ним относятся выбор схемных и конструктивных решений на этапе проектирования, выбор элементов и материалов на этапе производства, организация технического обслуживания на этапе эксплуатации.
Объективные факторы связаны с вредным влиянием на работу РЭО внешней среды и представляют собой климатические, метеорологические, биологические, механические и другие воздействия.
Наибольшее влияние на работу РЭО оказывают:
- температурные воздействия, особенно переменные;
- резкое изменение влажности;
- наличие пыли и загрязнений,
особенно продуктов сгорания
топлива, попадающих через
- наличие коррозии, чему способствует морская соль;
- вибрация судна;
- резкие броски тока в судовой бортовой сети, вызванные включением и выключением мощных потребителей электроэнергии.
Все перечисленные воздействия существенно повышают интенсивность отказов судового РЭО по сравнению с РЭО, эксплуатируемым в лабораторных условиях. Это может привести к увеличению интенсивности отказов судового РЭО в 9 - 10 раз и к снижению его долговечности в 2,5 - 3 раза.
Очень важное практическое значение представляет определение запасных радиокомпонентов, необходимых для нормальной работы РЭО в течение определенного времени. Такие расчёты можно выполнить только на основании расчета надежности устройства и данных по надежности запасных компонентов.
На основании задания на курсовое проектирование необходимо:
- изобразить принципиальную
- представить спецификацию на данное изделие;
- рассчитать надёжность этого изделия;
- рассчитать количество
Надёжность РЭО в значительной степени определяется безотказностью работы элементов, из которых оно собрано. Следовательно, задача обеспечения заданной надёжности РЭО сводится главным образом к обеспечению безотказности работы этих элементов на этапе эксплуатации и на правильном выборе этих элементов на этапах проектирования и изготовления РЭО.
Наиболее удобной количественной характеристикой надёжности элементов является интенсивность отказов.
В таблице1 приведены данные по интенсивности отказов в период нормальной работы аппаратуры в лабораторных условиях, когда λ0 = const.
Определение интенсивности отказов в реальных условиях осуществляется с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих:
- Кун - уровень надёжности элементов;
- Ку - условия эксплуатации;
- Кн - режим работы и окружающую температуру.
Таким образом:
Λ = Кун Ку Кнλ 0
Поправочные коэффициенты равны:
Кун = 1 - для высоконадёжных элементов;
Кун = 10 - для средненадёжных элементов;
Кун = 100 - для низконадёжных элементов;
Ку = 2...5 - для наземной аппаратуры, работающей в закрытых помещениях;
Ку = 5...10 - для наземной аппаратуры, работающей под открытым небом;
Ку = 10...20 - для судовой аппаратуры, работающей в закрытых помещениях;
Ку = 20...40 - для судовой аппаратуры, работающей под открытым небом
Кн = Р/Рном - для резисторов и п/п приборов;
Кн = U/Uном - для конденсаторов,
где U и Р - рабочее напряжение или мощность соответственно;
Uном и Рном - номинальные напряжение или мощность соответственно.
Таблица 1
N п/п |
Наименование |
Кол-во Ni |
λоi; 10-8, ч-1 |
Ni· λоi, 10-8, ч-1 |
1 |
Резисторы |
10 |
4 |
40 |
2 |
Конденсаторы |
2 |
0,8 |
1,6 |
3 |
Транзисторы |
2 |
3 |
6 |
4 |
Соединение пайкой |
15 |
0,01 |
0,15 |
ч-1
Среднее время наработки до первого отказа:
ч
Вероятность безотказной работы аппаратуры:
tр = 8000 ч время работы, в течение которого РЭО должно исправно выполнять свои функции.
Выполним полный расчёт надёжности той же аппаратуры, изготовленной из средненадёжных элементов (Кун = 10), и эксплуатируемой в судовой радиорубке (Ку = 12). Результаты расчетов сведем в таблицу 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование |
Кол-во Ni |
λоi; 10-8, ч-1 |
Кн |
λi; 10-8, ч-1 |
Ni·λi, 10-8, ч-1 |
1 |
Резистор R1 |
1 |
4 |
0,112 |
0,448 |
0,448 |
Резисторы R2;7 |
2 |
4 |
0,009 |
0,036 |
0,072 | |
Резистор R3 |
1 |
4 |
0,028 |
0,112 |
0,112 | |
Резисторы R4;9 |
2 |
4 |
0,75 |
3 |
6 | |
Резисторы R5;10 |
2 |
4 |
0,256 |
1,024 |
2,048 | |
Резистор R6 |
1 |
4 |
0,16 |
0,64 |
0,64 | |
Резистор R8 |
1 |
4 |
0,1 |
0,4 |
0,4 | |
2 |
Конденсатор С1 |
1 |
0,8 |
0,42 |
0,336 |
0,336 |
Конденсатор С2 |
1 |
0,8 |
0,168 |
0,1344 |
0,1344 | |
Конденсатор С3;4 |
2 |
0,8 |
0,25 |
0,2 |
0,4 | |
3 |
Транзисторы |
2 |
3 |
1 |
3 |
6 |
4 |
Соединение пайкой |
15 |
0,01 |
1 |
0,01 |
0,15 |
Итого: ч-1
Интенсивность отказов с учётом поправочных коэффициентов:
Λ = Λ0КунКу = 16,74·10-8·10·12 = 2008,8·10-8 ч-1.
Среднее время наработки до первого отказа:
Тср = 1/ Λ = 49780 ч.
Вероятность безотказной работы аппаратуры в течение tр = 8000 час
Из сравнения полученных результатов видно, что эксплуатация аппаратуры в судовых условиях с учётом действия реальных факторов существенно снижают ее надёжность.
Наличие запасного имущества может существенно повысить надёжность РЭО на этапе эксплуатации, т.к. оно позволяет осуществлять его ремонт и восстановление. Это обстоятельство особенно важно для судового РЭО, которое в условиях рейса полностью оторвано от технической базы. В этой связи расчёт необходимого ЗИПа представляет огромный практический интерес.
Определим число запасных транзисторов, необходимых для нормальной работы в течение одного года при 10 часовой работе в сутки.
Время работы устройства:
tp = 365·10 = 3650 ч.
Из табл. 2 определим среднее время безотказной работы транзистора:
Тср р = 1/(λо рКунКуКн) = 108/(3·10·12·1) = 277777,78 ч.
Для обеспечения надёжной эксплуатации одного устройства в течение года потребуется:
транзисторов:
mт = tpNт/Tср р = 3650·2/277777,78 = 0,026 ≈ 1 шт;
Следовательно, для эксплуатации транзисторов в течение одного года необходимо иметь в ЗИПе 1 транзистор.
Информация о работе Расчёт надёжности судового радиоэлектронного оборудования