Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:25, курсовая работа
1. Структурная схема ЭТКС УЭЦН. 2. Схема замещения кабельной линии с распределенными параметрами. 3. Функциональная электрическая схема преобразователя частоты (ПЧ). 4. Таблица алгоритма переключения IGBT транзисторов, схемы замещения состояний автономного инвертора на интервалах 0…360 эл. Град. 5. Графики (временные диаграммы) работы ШИМ. 6. Временные диаграммы выходных трехфазных ступенчатых напряжений ПЧ. 7. Схему электроснабжения скважины.
Поведение и свойства электродвигателей переменного тока при пита-нии от источника напряжения регулируемой частоты достаточно подробно были известны уже в 60-е годы прошлого века, но практического применения частотно-управляемые ЭП в то время не получили из-за отсутствия элемент-ной базы для разработки статических ПЧ.
Исключением были высокоскоростные частотно-управляемые ЭП, вы-полненные на высокочастотных короткозамкнутых АД и электромеханичес-ких ПЧ.
Электромеханические ПЧ.
Классический вариант электромеханического ПЧ, выполненного на двух синхронных машинах М1 и М2 и двух машинах постоянного тока М3 и М4 показан на рис. 2.7, а. Электромашинный агрегат М1, М3 (агрегат посто-янной скорости ω1 = const) является источником напряжения постоянного тока, значение и полярность которого задаются током возбуждения I3, и кото-рое определяет скорость ω2 агрегатов М2, М4, т.е. частоту f2 и напряжение U2 на выходе ПЧ. Ток возбуждения I2 машины М2 регулируется в небольших пределах для получения желаемых законов частотного управления.
Отметим две основные особенности работы ПЧ в системе ЭП пере-менного тока:
На рис. 2.7, б и в показаны диаграммы активной и реактивной мощ-ности ЭП с электромеханическим ПЧ для двигательного режима (рис. 2.7, б) и генераторного режима (рис. 2.7, в) электродвигателя М.
В первом случае машины М1 и М4 работают в двигательном режиме, М2 и М3 – в генераторном. Во втором – М1 и М4 работают генераторами, М2 и М3 – двигателями. Реактивная энергия в обоих случаях циркулирует между сетью и машиной М1 и между машинами М2 и М.
Переход в генераторный режим электродвигателя М возможен при ак-тивном моменте на его валу или при выполнении генераторного частотного торможения.
При активном моменте на валу электродвигателя М угловая скорость ω2 увеличивается, возрастает ЭДС машины М4, ток в якорной цепи меняет направление (Iг на рис. 2.7, а), и в соответствии с диаграммой, показанной на рис. 2.7, в, избыточная активная мощность Р1 автоматически передается в питающую сеть.
Для выполнения генераторного частотного торможения уменьшают ток возбуждения I3 и далее регулируют его в функции угловой скорости ω двигателя М (обычно поддерживается постоянным его абсолютное скольже-ние в генераторной области). Режим работы машин ПЧ соответствуют при этом также рис. 2.7, в.
Находят применение и варианты электромеханического ПЧ. Так для регулирования мощных высокоскоростных электродвигателей нереверсив-ных ЭП применяется электромеханический ПЧ, в котором вместо агрегатов М1, М3 используется регулируемы ТП постоянного напряжения. В маломощ-ных станочных высокоскоростных ЭП используется нерегулируемый элек-тромеханический ПЧ, в котором машины М1 и М3 отсутствуют, двигатель М4 – асинхронный короткозамкнутый, питается непосредственно от сети, а в качестве генератора М2 применен индукционный генератор.
Основные
достоинства
Вместе с тем очевидны недостатки электромеханического ПЧ:
Статические ПЧ.
Указанные недостатки практически отсутствуют у статических ПЧ, выполненных на ключевых электронных элементах: тиристорах, запираемых тиристорах и силовых транзисторах (биполярных, биполярных с изолирован-ным затвором и полевых). Использование ключевого режима приводит к тому, что выходное напряжение U2 у всех без исключения видов статических ПЧ несинусоидально и кроме основной (первой) гармоники содержит обыч-но целый спектр высших гармонических составляющих, а в некоторых ПЧ еще и низкочастотные субгармонические составляющие. Ток, потребляемый из сети статическими ПЧ, также несинусоидален и может вызывать искаже-ния напряжения питающей сети. Эти обстоятельства приходится учитывать при выборе типа статического ПЧ.
Принципы построения статических ПЧ для регулируемого ЭП извест-ны достаточно давно. В настоящее время в зависимости от мощности и тех-нологических требований к ЭП используется один из трех типов статических ПЧ:
Двухзвенный ПЧ с автономным инвертором напряжения состоит из трех основных элементов: выпрямителя (В), автономного инвертора напря-жения (АИН) и промежуточного контура постоянного тока, включающего конденсатор С, который является источником реактивной мощности для двигателя (рис. 2.8). В ПЧ этого типа происходит двукратное преобразование
электрической энергии: сначала пе-ременное напряжение с частотой f1 выпрямляется, а затем постоянное напряжение Ud преобразуется (ин-вертируется) АИН в переменное с заданной амплитудой первой гар-моники U21m и частотой f2. В качес-тве ключевых элементов в АИН в настоящее время практически всегда используются транзисторы. На рис. 2.9. показана схема ПЧ, в котором АИН выполнен на биполярных транзисторах с изолированным затвором. Здесь показаны только основные силовые элементы ПЧ, необходимые для процесса преобразования.
Принцип инвертирования напряжения АИН состоит в следующем. В каждой фазе АИН всегда открыт один из двух ключевых элементов, и потен-циал фазы на выходе АИН всегда равен потенциалу положительной или отрицательной шины на входе АИН. Таким образом, амплитуда линейного напряжения на выходе АИН всегда равна входному напряжению U2m = Ud. Частота выходного напряжения однозначно определена частотой переключе-ния транзисторов и для ЭП не имеет ограничения сверху, так как у мощных современных транзисторов достигает значения fmax =20÷40 кГц, поэтому в ПЧ с АИН для формирования выходного напряжения с заданными частотой f2 и амплитудой первой гармоники U21m исключительное применение находит способ широтно-импульсной модуляции (ШИМ) напряжения с постоянной частотой коммутации, или с переменной частотой коммутации в системах прямого цифрового управления моментом.
Частота, форма
и амплитуда модулирующего
т.е. даже при µ = 1, U21 = 0,87U1, и двигатель ЭП не может быть использован в номинальном режиме. Поэтому модулирующее напряжение uм обычно име-ет форму, соответствующую уравнению:
На рис. 2.10 модулирующее напряжение показано для трех значений коэффициента модуляции µ = 0,1; 0.5; 1,0. Линейное напряжение (первая гар-моника) на выходе ПЧ в этом случае при µ = 1 равно сетевому напряжению на входе U21 = U1. А благодаря трехпроводной системе подсоединения двига-теля к ПЧ третья гармоника отсутствует в линейном, и в фазном напряжении.
Формы линейного напряжения и линейного тока при работе ПЧ с АИН на нагрузку с отстаю-щим коэффициентом мощности приведены на рис. 2.11. При ре-гулировании частоты f2 и напря-жения u2 изменяется скважность импульсов, частота которых равна частоте переключения fк (коммутации) транзисторов в АИН, а их амплитуда остается постоянной и равной Ud. Гармо-нический состав выходного на-пряжения при его регулирова-нии от нуля до максимального значения (µ = 0 ÷ 1) соответствует графикам, показанным на рис. 2.12, где
fк – частота переключения (коммута-ции) транзисторов в АИН;
fк*= fк/f2 – ее относительное значение;
ν = fν/f2 – относительные частоты
гармонических составляющих;
Uνm* = Uνm/U21m – относительные ам-плитуды гармонических составляю-щих по отношению к максимальной амплитуде (µ = 1) первой гармоники.
Частота коммутации
Характерные особенности спектра выходного напряжения ПЧ с АИН:
Гармонические составляющие напряжения столь высоких частот из-за фильтрации индуктивностями рассеяния обмоток двигателя не создают боль-ших гармонических составляющих в выходном токе АИН, и его форма близ-ка к синусоидальной даже при отсутствии фильтров на выходе ПЧ (см. рис. 2.12). Однако такие фильтры используются для уменьшения скорости изме-нения напряжения на обмотке двигателя (чаще при мощности двигателя 50 кВт и более) и для уменьшения перенапряжений на выходе ПЧ при работе на длинный соединительный кабель (30 м и более).
В ПЧ с АИН невозможен обмен реактивной энергией с питающей сетью, и реактивная составляющая тока двигателя циркулирует в контуре электродвигатель – АИН – входной конденсатор С, наличие которого вместе с диода-ми, шунтирующими в обратном направлении транзисторы АИН, является обязательным для схемы инвертора напряжения.
Схема с АПЧ, показанная на рис. 2.9, – нереверсивная из-за неревер-сивности выпрямителя. При возникновении режима генераторного торможе-ния избыточная энергия идет на заряд конденсатора С, напряжение на кото-ром нарастает лавинообразно, и для предотвращения аварии используется защита, контролирующая это напряжение. Возможны схемные решения с использованием диодно-тиристорного или тиристорного реверсивного выпрямителя. Но в промышленных установках такие схемы применяются очень редко. Если же в системе ЭП может возникать необходимость экстрен-ного торможения, то используется схема ПЧ с дополнительным транзисто-ром и тормозным резистором, который устанавливается вне корпуса ПЧ (рис. 14, а). Управление транзистором, включающим тормозной резистор, может быть организовано автономно от управления АИН с контролем абсолютно-го значения напряжения Ud (рис. 2.13, б), где Uвкл и Uоткл – уровни срабатыва-ния порогового элемента, управляющего тормозным транзистором, tвкл и tоткл – соответственно время его включенного и отключенного состояний.
Коэффициент
мощности ПЧ с АИН благодаря
, где η – КПД ПЧ.
Основные достоинства ПЧ с АИН: