Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:52, курс лекций
Тема 1: Предмет и понятия КИС
Тема 2: Технические средства и ПО КИС
Тема 3: Сетевое обеспечение КИС
Тема 4: Искусственный интеллект
Тема 5: Обеспечение безопасности КИС
Тема 1:
Предмет и понятия КИС
Вопросы:
1. Основные понятия курса.
2. Этапы развития.
3. Классификация ИС.
1.
Экономическая информация – информация о четырех процессах экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Понятия, с помощью которых выражается экономическая информация, - натуральные и стоимостные. Стоимостные приведены к одной единице измерения. Основными структурными единицами экономической информации являются реквизит-признак и реквизит-основание. Реквизит-признак – качественная характеристика, реквизит-основание – количественная характеристика. Их совокупность – показатель.
Любой экономический документ состоит из трех основных частей:
- заголовочная часть (название)
- содержательная часть
- оформительская часть (подпись,
Технология - совокупность взаимосвязанных способов обработки материала и приемов изготовления продукции в производственном процессе..
Информационная технология – система методов и способов по сбору, регистрации, хранению, накоплению, поиску, обработки и выдачи информации по запросам пользователей. Если для этих целей используется вычислительная техника, то такая технология называется корпоративная информационная технология.
Данные – информация представленная в удобном для передачи, интерпретации, обработки виде.
Информационный процесс – процесс сбора, регистрации, хранения, накопления, обработки, актуализации, представления документированной информации пользователю (закон РБ «об информатизации»).
Система управления – (процесс целенаправленного воздействия на объект) совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для поддержания или улучшения работы объекта управления.
Информационный поток – совокупность массивов данных, относящихся к одной управленческой работе и имеющих общие источники и приемники информации.
Автоматизированная
система обработки
Бизнес-процесс – конечная взаимосвязанная совокупность действий с использованием внутренних и внешних ресурсов и определяющая соотношения внутри конечного множества субъектов и объектов.
Реинжинеринг бизнес-процессов – коренное переосмысление и радикальное перепроектирование процесса с целью улучшения в несколько порядков раз показателей, характеризующих сам бизнес-процесс.
Ресурс – в широком смысле – источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях.
Информационный ресурс – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации ИР, по законодательству РБ – документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.)
Уровни представления
- методологический –
- концептуальный – определение цели, средства, структуры, организации.
- описание информационных
потоков – объем,
- описание методов получения,
обработки и распределения
- физический – непосредственная реализация информационных технологий.
2.
выделяют следующие этапы
1. ручной. Основным инструментом обработки информации являлись ручка, перо, бухгалтерская книжка. Средство передачи информации – почта.
2. механический. В качестве инструмента – пишущая машинка, диктофоны. Средство передачи информации- общественная почта (до середины 40-х гг. 20 века)
3. электрический. Для
обработки информации
4. электрические информационные
технологии. Инструменты обработки
информации – большие ЭВМ и
созданные на их базе системы,
которые были оснащены широким
спектром базовых и
5. КИТ. Инструмент –
ПК с широким спектром
Для современного этапа развития ИТ характерно:
1. работа пользователя в режиме
манипулирования данными (не
2. сквозная информационная
поддержка на всех этапах
3. развитие коммуникаций
4. широкое использование систем искусственного интеллекта (экспертные системы и СППР).
5.безбумажный процесс
6. диалоговый режим решения
7. коллективное изготовление
8. адаптивная переработка форм и способов подачи информации.
9. гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.
Принято КИТ, которые используются в корпоративных системах, классифицировать по следующим признакам:
1. по виду задач и по виду
процессов обработки
- обработка данных в режиме коллективного пользования.
- информационные технологии, которые
направлены на решение
2. по используемому техническому обеспечению:
- обработка данных в
условиях ограниченных
- распространение ЭВМ серии IBM/360.
- ПК как инструмент при принятии решений.
- технологии межорганизационных
связей и информационных
3. по методологии использования информационных технологий:
- центролизированная обработка информации на ЭВМ.
- децентролизированная обработка информации. В основе которой лежат ПК.
- рациональная обработка
информации, при которой используется
центролизированная и
4. по преимуществам приносимым компьютерными технологиями:
- ориентация информационных систем на индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.
- анализ стратегических преимуществ в бизнесе.
Основу современных ИТ составляет 3 технических достижения:
1. новая среда накопления информации (магнитные и оптические диски).
2. развитые современные средства связи.
3. постоянное совершенствование
компьютеров и программного
Принято все разработанные ИТ на сегодняшний день делить на следующие классы:
1. Базы данных и знаний.
2. математическое и компьютерное моделирование.
3. экспертные и интеллектуальные системы.
4. средства технологий планирования и управления с помощью электронных таблиц.
5. электронная почта
и телекоммуникационные
6. интеграционные пакеты
7. средства, методы и технологии машинной графики и анимации.
8. средства, методы и технологии мультимедиа.
9. гипертекстовые технологии и WEB-приложения.
10.CASE-технологии.
3.
система – в широком смысле – любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата.
Информационная система – организационная упорядоченная совокупность методов и средств информационных технологий, которые используются для сбора, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации в целях достижения поставленной задачи.
Информационный ресурс. Разнообразие задач, которые возникают на предприятиях привело к появлению множества разнотипных систем, которые отличались принципами построения и, заложенных в них, обработки информации. Для работы на различных организационных уровнях информационной системы выделяют основные виды информационных систем.
Принято ИС классифицировать по различным признакам:
1. по степени автоматизации:
- ручные
- автоматизированные
- автоматические
2. по характеру обработки:
- информационно-поисковые,
- информационно-решающие –
3. по сфере применения:
- ИС организационного
- ИС управления
- ИС автоматизированного
- КИС. Для автоматизации всех функций фирмы: от планирования деятельности до сбыта продукции.
Тема 2:
Технические средства и ПО КИС
Вопросы:
1. Понятие технического
2. Понятие программного
3. Система ПО КИС.
4. инструментарий программировани
5. Пакеты прикладных программ (ППП).
6. Перспективы развития
1.
Под техническим обеспечением можно понимать совокупность технических средств, используемых в современном офисе. Существуют различные признаки классификации ТС. ТО выбирается исходя из объема и сложности решения задач на предприятии, а также от уровня развития ИТ в данной предметной области. ТС классифицируются по средствам используемым в современном офисе. Выделяют:
1. компьютеры (карманные, портативные, мэйнфрэймы, графические станции, рабочие станции, суперкомпьютеры, настольные ПК)
2. сетевое оборудование – предназначено для организации и поддержания в рабочем состоянии компьютерных сетей (концентратор, коммутатор, маршрутизатор).
3. средства коммуникации –
4. устройства ввода/вывода (клавиатура, мышь, сканер, принтер, монитор, диски)
5. устройства хранения информации
(жесткие диски, флоппи-диски,
оптически-магнитные диски,
6. устройства мультимедиа – помогают обеспечить комплексное представление информации (звуковые карты, акустические системы, микрофоны, приводы, CD-ROM)
7. устройства виртуальной реальности – позволяет приблизить интерфейс компьютеру-пользователю к естественному, добавить к нему осязательных и стерео-визуальных эффектов (шлем, перчатки, костюм).
Другая организационная
- множительно-копировальные
- сетевые фильтры – устройства, предназначенные для сглаживания скачков напряжения.