Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:23, контрольная работа
В настоящее время все большее развитие получает новая для России область знаний и практического применения - реструктуризация предприятий и компаний. Широко используемая в бизнес-практике развитых стран Запада методология реструктуризации начинает завоевывать и российский рынок. Реализация программ реструктуризации может существенно повысить конкурентоспособность компаний и привести к преодолению негативных ситуаций в экономическом развитии.
Введение
Понятие реструктуризация
Этапы реструктуризации компании
Стратегия компании и цели реструктуризации
Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время все большее развитие получает новая для России область знаний и практического применения - реструктуризация предприятий и компаний. Широко используемая в бизнес-практике развитых стран Запада методология реструктуризации начинает завоевывать и российский рынок. Реализация программ реструктуризации может существенно повысить конкурентоспособность компаний и привести к преодолению негативных ситуаций в экономическом развитии.
Важнейшая цель усилий государственных
органов, предприятий и организаций
России - это создание конкурентоспособной
экономики, обеспечивающей достойное
положение страны на международном
рынке.
Основными составляющими, обеспечивающими
конкурентоспособность предприятий, являются:
*качество продукции и услуг;
*стратегия маркетинга и сбыта;
*квалификация персонала;
*налоговая среда, в которой действуют предприятия;
*доступность источников финансирования.
К сожалению, уровень конкурентоспособности российских предприятий очень низок. Страна имеет все: высокообразованные кадры, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют реальные возможности для привлечения необходимого капитала. Решить эти проблемы и призвана реструктуризация предприятий.
В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение:
Реструктуризация компании
- это изменение структуры
Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность компании
Реструктуризация включает:
совершенствование системы
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.
С какими целями проводится
реструктуризация? Традиционно собственники
и менеджмент компании преследуют две
цели: это повышение
Оперативная реструктуризация
предполагает изменение структуры
компании с целью ее финансового
оздоровления (если компания находится
в кризисном состоянии), или с
целью улучшения
Стратегическая
Комплексная реструктуризация
- это долгосрочный и дорогостоящий
процесс, к которому прибегают лишь
единицы предприятий. Она проводится
поэтапно, преобразования затрагивают
все элементы компании. В ходе такой
реструктуризации используются различные
механизмы. При этом в зависимости
от влияния точечных преобразований
на отдельные направления
В отличие от комплексной, частичная реструктуризация (еще одно ее название "лоскутная ") затрагивает один или несколько элементов бизнес-системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому неудивительно, что частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-системы.
На сегодняшний день международная
практика и опыт проведения реструктуризации
в России свидетельствуют о том,
что реструктуризация - это одна
из сложнейших управленческих задач. Она
не является единовременным изменением
в структуре капитала или в
производстве. Это процесс, который
должен учитывать множество
Каким образом проводить
реструктуризацию компании? Как ни
странно, этот вопрос до сих пор остается
открытым. Единого рецепта
Если следовать основным принципам метода управления проектами, то можно выделить несколько этапов реализации проекта реструктуризации.
Первый этап - определение целей реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.
Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.
Третий этап - разработка
стратегии и программы
Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы.
И, наконец, пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.
Для того чтобы успешно осуществить вышеперечисленные этапы, необходимо правильно сформулировать цели реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, стратегия - это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.
Процесс выбора стратегии (Таблица 1) происходит после уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа портфеля продукции. Последнее действие представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Ведь анализ портфеля позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей финансовой отдачи.
В условиях российской экономики грамотный анализ бизнес-портфеля с последующей разработкой программы реструктуризации может существенно улучшить положение компании и в несколько раз повысить ее стоимость. Такой эффект объясняется тем, что бизнеспортфели российских компаний сейчас не упорядочены и избыточно диверсифицированы, порождают у инвесторов слишком много вопросов, и, как следствие, недооценены.
Таблица 1
Эталонные стратегии развития компании
Тип стратегий |
||
Стратегии концентрированного роста |
Стратегия усиления позиций на рынке |
|
Стратегия развития рынка |
||
Стратегия развития продукта |
||
Стратегии интегрированного роста |
Стратегия обратной вертикальной интеграции (экспансия на рынке поставщиков) |
|
Стратегия вперед идущей интеграции (экспансия на рынке систем распространения и торговых структур) |
||
Стратегии диверсифицированного роста |
Стратегия центрированной диверсификации |
|
Стратегия горизонтальной диверсификации |
||
Стратегия конгломератной диверсификации |
||
Стратегии сокращения |
Стратегия ликвидации |
|
Стратегия "сбора урожая" |
||
Стратегия сокращения |
||
Стратегия сокращения расходов |
||
Последние зарубежные исследования
в области стратегического
В начале 90-х годов один из профессоров бизнес-школы университета Columbia Фрэнк Лихтенберг провел исследование 17 000 американских заводов. Оно показало, что диверсификация отрицательно влияет на производительность труда. Чем больше число отраслей, в которых ведет деятельность компания-владелец завода, тем меньше производительность труда на отдельно взятом заводе. Работы других исследователей показывают, что и прибыльность корпораций страдает в результате диверсификации.
Она же влияет и на темпы роста бизнеса. Изучение компанией McKinsey истории около 50 компаний, достигших рекордных темпов роста объема продаж (более 100% в год), позволил консультантам сделать следующий вывод: самый характерный элемент стратегии быстрорастущих компаний - это их узкая специализация. Большинство из исследованных компаний сосредотачивают свои усилия на одном конкретном товаре или одной очень привлекательной для потребителя услуге. Лишь некоторые из них предоставляют покупателям комплекс тесно связанных между собой товаров и услуг. Диверсифицированных компаний среди лидеров роста при этом не оказалось.