Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:30, реферат
В работе рассмотрены составляющие инжиниринга: стратегическое, структурное, функциональное, процессное и количественное моделирование.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ ПО инжинирингу и реинжинирингу бизнес процессов НА ТЕМУ:
«Составляющие инжиниринга: стратегическое, структурное, функциональное, процессное и количественное моделирование»
Выполнила
Студентка 5 курса
Группы № 53
Полякова Анастасия
Москва 2013
1. Стратегическое моделирование
В основе стратегического планирования лежит понятие стратегии. В ней отражены основные цели компании, такие как расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность и т. д. Стратегическое планирование представляет процесс моделирования будущего, включая определение целей и формулировку концепции долговременного развития. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития. Стратегический план обладает гибкостью и допускает:
а) регулярные корректировки плановых заданий;
б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегический план должен предусматривать обеспечение следующими видами ресурсов:
1) финансовыми, которые необходимы для формирования капитальных и текущих активов; предприятия используют такие источники, как акционерный капитал, банковские кредиты, реализация облигаций;
2) человеческими ресурсами, представленными работниками, имеющими профессиональную подготовку; они обеспечивают увеличение прибыльности производимой продукции и осуществляют процесс управления (маркетологи, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие служащие); источником этих ресурсов является рынок труда;
3) материальными ресурсами – земля, здания, производственные помещения, оборудование, материальные запасы и т. д.;
4) интеллектуальными ресурсами – ноу-хау, патенты, лицензии, бренды, запатентованные дизайны, логотипы, секретные формулы и рецепты, коммерческие коммуникационные сети, базы данных и т. д.
Основой стратегического плана является определение миссии предприятия, его общих целей и глобальных программ деятельности. Цели стратегического уровня относятся к предприятию в целом, по своей природе они носят общий характер, формируются исходя из смысла существования предприятия и определяют его место в бизнес-окружении.
В условиях рыночной экономики стратегическое планирование должно осуществляться с учетом воздействия внешней среды, для которой свойственны различного рода быстрые изменения: конъюнктуры, уровня насыщения рынков сбыта, появление новых товаров (услуг). Эти колебания создают высокую степень неопределенности для предприятия при принятии решений. Таким образом увеличиваются хозяйственные риски.
Только при наличии стратегического плана можно избежать таких негативных явлений, как ситуация, в которой каждое структурное подразделение компании начинает искать свои пути решения задач, не согласованные с общей деятельностью предприятия. Например, при отсутствии единого стратегического плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений.
Всегда есть опасность превращения стратегического плана в формальный документ бюрократического процесса, когда не проявляются его потенциальные возможности, а участие персонала фирмы в его реализации становится механическим, без творческого достижения целей конкретными исполнителями. Чтобы предупредить такой ход событий, необходимо на всех этапах стратегического планирования принимать соответствующие профилактические меры.
Ценность методов стратегического планирования является особенно высокой при:
а) сложной внутренней структуре и многообразии видов деятельности предприятия;
б) значительной неопределенности и интенсивной динамике внешней среды.
Стратегическое планирование позволяет осуществлять более целенаправленное и взаимоувязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении целей.
В его основе лежит ряд базовых концептуальных положений:
¦ исходным ориентиром для разработки стратегического плана является миссия (предназначение) предприятия, т. е. краткое изложение главного предназначения предприятия на достаточно длительный период его развития;
¦ стратегический план способствует выполнению миссии предприятия наиболее эффективным способом;
¦ в наиболее общем виде можно представить, что содержанием стратегического плана, его ключевыми составляющими являются следующие компоненты – набор заданных стратегических целей, проектов и программ действий на долгосрочную перспективу;
¦ в основе стратегического планирования лежит предварительное построение дерева целей, определение общих направлений действий, обеспечивающих развитие и укрепление позиций фирмы на долгосрочную перспективу;
¦ стратегический план разрабатывается в условиях неполной информации об альтернативах развития, когда невозможно предвидеть все возможности конкретных условий; конкретизация достигается при разработке среднесрочных и краткосрочных планов;
¦ стратегический план содержит общие ориентиры в виде целевых показателей, которые должны быть взаимосогласованны;
¦ наиболее перспективным является принцип работы по составлению общекорпоративных стратегических планов по схеме «от будущего к настоящему», т. е. против течения времени. Это обусловлено тем, что стратегическое планирование является инструментом, обеспечивающим возможность приведения компании к качественно новому состоянию с учетом новых условий ведения бизнеса и новых сфер приложения капитала в течение периода действия стратегического плана;
¦ сохранение традиционного принципа стратегического планирования по схеме «от прошлого к будущему», основанной на экстраполяционном методе, возможно для фирм со стабильными ассортиментом продукции, технологиями. Эти фирмы должны находиться на таких стадиях жизненного цикла, как стадия роста или насыщения, и быть хорошо известными на рынке сбыта;
¦ наиболее эффективным является стратегический план, ориентированный на выявление неосвоенных зон (ниш) на внутреннем и внешнем рынке, что является надежной основой потенциального роста компании. Тем самым достигаются формирование новых ценностей и более эффективное использование и перераспределение капитала и других ресурсов предприятия.
При всей несомненной актуальности стратегического планирования, опыт зарубежных фирм показал, что нередко его внедрение в практику управления сопровождалось не только успехами, но и неудачами. Основными причинами такого исхода обычно являлись следующие:
¦ нарушение баланса власти и ответственности за выработку стратегического плана между линейными руководителями и плановыми подразделениями предприятия;
¦ стратегический план не обеспечен механизмами его практической реализации, т. е. отсутствует полноценное организационное сопровождение выполнения стратегических программ;
¦ не обеспечено согласование принимаемых управленческих решений с содержанием стратегического плана;
¦ недостаточный уровень профессионализма у руководителей разных звеньев управления, их неспособность руководствоваться в своей деятельности пунктами стратегического плана;
¦ неупорядоченный ритм текущей деятельности затрудняет последовательную ориентацию на задачи долгосрочной перспективы, закрепленные в стратегическом плане, т. е. снижается внимание к реализации стратегических планов;
¦ недостатки самого стратегического плана, в котором не определены конкретные, ясные, практически достижимые, поддающиеся контролю цели.
Стратегический план является долгосрочной программой действий, в которой учитываются перспективы изменения конъюнктуры рынка, характера конкуренции и сдвиги в собственных ресурсных возможностях. Он представляет собой обобщающую модель поведения предприятия на длительную перспективу. В стратегическом плане определены главные цели предприятия, общие направления деятельности и основные способы их достижения.
Сущность стратегического планирования раскрывается в его функциональных характеристиках. Стратегический план является:
¦ средством достижения конечного результата деятельности предприятия;
¦ инструментом, обеспечивающим объединение в единое целое всех частей организации и основных аспектов деятельности фирмы;
¦ документом, определяющим позицию предприятия в окружающей среде;
¦ итогом анализа сильных и слабых сторон предприятия и оценки возможностей и препятствий развития предприятия в будущем;
¦ упреждающим проектом реакции фирмы на изменения внешней среды.
Стратегический план обладает следующими особенностями:
¦ является комплексным, охватывающим многообразие видов плановой деятельности фирмы;
¦ носит инновационный характер;
¦ служит основой для разработки оперативных планов, бизнес-планов;
¦ интегрирует в единое целое разные направления управления фирмой: финансами, производством, маркетинг и др.;
¦ основывается на системном подходе к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
¦ устанавливает поэтапные контрольные параметры для последующего мониторинга;
¦ предусматривает механизмы обратной связи в процессе реализации плана.
2. Структурное моделирование
Структурное взаимодействие в организациях является объектом пристального внимания многих исследователей бизнес-процессов и руководителей компаний. Для наиболее эффективного решения поставленных задач, руководству организации необходимо чёткое понимание структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов.
Структурный подход к управлению организацией позволяет обеспечить координацию элементов деятельности и взаимодействие между ними. Он предполагает применение децентрализации, разделения труда, охвата контролем и других средств повышения эффективности производственного процесса.
Само собой, такая сложная динамическая система, которую представляет собой современная организация, не должна рассматриваться только со стороны его формальной структуры. Наряду со структурным подходом, который описывает организацию, по большей части, в статике, применяется поведенческий подход, направленный на выявление динамики во внутренней среде организации. Поведенческий подход исследует, главным образом, систему взаимоотношений между сотрудниками организации, их мотивацию, компетентность и пр.
Структура организации в широком смысле представляет собой способы распределения ответственности и полномочий. Нужно подчеркнуть, что организационная структура, не смотря на относительную статичность, не является неизменной. Правильнее будет сказать, что она формирует порядок взаимодействия элементов организации и, в свою очередь, сама изменяется в ходе их взаимодействия.
На выбор разновидности организационной структуры могут влиять такие условия, как, например:
размер компании (крупная, средняя, малая);
характер выпускаемой продукции (продукция добывающей или обрабатывающей отрасли);
производственный профиль компании (выпуск отдельного вида либо широкой номенклатуры
масштаб деятельности компании (местный, национальный или международный рынок) и др.
Структурный подход нацелен на выполнение трёх основных функций: во-первых, структура организации необходима для наиболее эффективного достижения поставленных руководством целей и решения производственных задач; во-вторых, организационные структуры управления обеспечивают согласованное поведение работников, они необходимы, чтобы свести к минимуму индивидуальное поведение в компании; в-третьих, при помощи структур осуществляются властные функции, поскольку структура предопределяет главенствующие позиции.
Вместе с тем, организационная структура должна соответствовать социокультурной среде компании, оказывающей существенное влияние на вопросы централизации и децентрализации управленческих полномочий, разделения ответственности, степени самостоятельности подразделений и масштабов контроля со стороны руководителей. Всё это означает, что простое копирование организационной структуры вряд ли способно обеспечить ожидаемый результат.
3. Функциональное моделирование
Функциональный подход, который часто
называют процессным, развивает идеи классической
теории управления, обогащая их идеями
поведенческого, системного и ситуационного
подходов. Управление, с позиции данного подхода,
рассматривается как целостный процесс
реализации управленческих функций. В
число функций управления входят планирование,
организация, мотивация, руководство,
координация, коммуникация, контроль,
принятие решений, анализ, оценка, подбор
кадров и т.д.
Система
управления в рамках функционального
подхода представлена как иерархическая
структура взаимосвязанных процессов
реализации функций управления. Эффективность
процесса управления напрямую зависит
от соответствия строения системы управления
и методов управления внешним и внутренним
условиям деятельности организации. Функциональный
подход задает принципы определения состава
управленческих функций, выбора методов
их реализации и построения структуры
управляющей системы.
Функции
управления осуществляются любым субъектом
при управлении любыми объектами или процессами.
Управление в различных педагогических
системах включает ряд сменяющих друг
друга этапов: целеопределение, анализ,
прогнозирование, планирование, организация
исполнения, контроль, регулирование и
коррекция. Соотнесение функций управления
относительно деятельности органа управления
означает направление их на решение задач,
связанных со спецификой управляемых
объектов. Эти задачи, составляя содержание
управленческой деятельности органа управления,
становятся функциями органа управления.
Каждая функция органа управления проходит
все этапы управленческого цикла.
Механизмом
управления, обеспечивающим процессы
развития, выступает целостность трех
основных элементов: осознание социального
заказа; концептуирование как теоретическое
оформление основополагающих идей, обеспечивающее
процесс перехода от сложившегося к новому
состоянию образования; многопозиционное
программирование относительно выделенных
концептуальных положений в целях поэтапной
их реализации.
Надо
отметить, что сторонники функционального
подхода признают в равной степени важными
для эффективности управляющей системы
как формальную, так и неформальную структуры
организации. В связи с этим, при разработке
моделей управляющих систем они широко
используют модели и методы, выработанные
в рамках поведенческого подхода.