Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:40, контрольная работа
АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым), благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин), Мефодий), все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев.
Преемником прп. Макария в руководстве А. д. м. стал его ближайший помощник - прот. Стефан Ландышев (1844-1865), назначенный Синодом по рекомендации свт. Филарета, к-рый предпочел его более образованным, но не испытанным в миссионерском деле кандидатам. При о. Стефане заметно увеличился штат миссии. В 1858 г. в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. Публикации об А. д. м. в центральных церковных периодических изданиях стали привлекать благотворителей, без помощи к-рых невозможно было удовлетворить даже самые необходимые нужды новокрещеных. За 21 год управления миссией прот. Стефаном св. Крещение приняли ок. 3150 чел., были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черноануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах А. д. м. открыты миссионерские школы. Трудами о. Стефана было положено начало устроению на Алтае миссионерских мон-рей. В 1863 г. учреждена Улалинская жен. община новокрещеных, обращенная в 1881 г. в Улалинский во имя свт. Николая жен. мон-рь, 15 февр. 1864 г. в с. Чулышман на Телецком оз. была учреждена община, в 1879 г. преобразованная в Чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Позднее при обоих мон-рях и при Чемальской жен. общине (учреждена в 1911) были созданы приюты для детей-сирот. В 1863 г. прот. Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, и т. о. для алтайцев и шорцев открылась возможность вступления в духовное сословие. К 1865 г. была переведена и напечатана на алтайском языке Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, было получено разрешение Синода совершать богослужение на алтайском языке.
Алтайские миссионеры
уделяли большое внимание
К 1864 г. в миссии трудились 9 миссионеров (1 протоиерей, 4 священника, 4 иеромонаха), а также иеродиакон, диакон и 8 причетников, вместе с переводчиками - 29 чел. А. д. м. занималась активной благотворительностью: обучением алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству и проч., лечением больных (в частности, делались прививки от оспы), помощью бедным, убогим, слепым и престарелым (хлебом, одеждой, земледельческими орудиями, покупкой скота и проч.). В 1858-1863 гг. было приобретено 37 домов для бедных алтайцев. Между тем на большинство социальных и даже миссионерских проектов А. д. м. не получала правительственных субсидий. До 1858 г. на нужды миссии из казны отпускалась сумма в 571 р. 41 к., что позволяло выделять на содержание членов миссии от 10 до 80 р. в год. В 1858-1864 гг. содержание А. д. м. неск. улучшилось, поскольку к прежней сумме на жалованье и служебные нужды миссии стали отпускаться по 4000 р. в год из сумм Святейшего Синода. Однако строительство церквей в новокрещеных селениях, домов для членов миссии и школ грамотности осуществлялось на благотворительные пожертвования, каковые в 1858-1863 гг. составляли от 400 до 3500 р. в год. Помимо финансовых трудностей жизнь алтайских просветителей изобиловала опасностями, сопряженными с их миссионерской деятельностью: во время путешествий миссионеры не раз падали с крутых обрывов в реки, проваливались под лед при переправах, ночевали на болотах и в горах в буран и мороз, подвергались нападениям со стороны раскольников и беглых каторжан.
Архим. Владимир
(Петров). Кон. 70-х гг. XIX в.
В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. алтайских миссионеров обвиняли в насильственном крещении инородцев и преследовали судебными тяжбами. 24 нояб. 1865 г. Святейший Синод назначил нового начальника миссии - архим. Владимира (Петрова), к-рый сумел не только оправдать миссионеров, но и развернул активную деятельность по дальнейшему развитию миссии. Накануне своего назначения архим. Владимир участвовал в учреждении в С.-Петербурге Православного миссионерского об-ва для содействия Алтайской и Забайкальской миссии. Под его руководством к сер. 80-х гг. XIX в. А. д. м. достигла своего расцвета: открывались новые станы, получившие наименования «отделений миссии», увеличилось число священников-миссионеров и др. сотрудников миссии. В 1866 г. А. д. м. имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных достигло 5000 чел. К 1879 г. в 10 отд-ниях миссии было 28 церквей и молитвенных домов. Кроме начальника А. д. м. миссионерские труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (толмачей) и учителей миссионерских школ. Помогали им и заштатные миссионеры, в т. ч. прот. Стефан Ландышев († 1882). В 1882 г. Киргизское отд-ние А. д. м. стало самостоятельной Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Святейшего Синода, трудами алтайских миссионеров и нек-рых приходских священников в 1879 г. было «просвещено святым Крещением 313 язычников и 23 магометанина», в 13 миссионерских школах обучалось 310 чел. (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало центральное миссионерское уч-ще в Улале. В 1879 г. в нем воспитывались 18 мальчиков, к-рые не только изучали общеобразовательные и церковные дисциплины, но и обучались ремеслам, а нек-рые и иконописанию. Руководителем иконописного класса был иером. Антоний (Петров), брат архим. Владимира.
В А. д. м. всегда
уделялось особое внимание
В 60-80-х гг. XIX в. активно переводились книги на алтайский, шорский и киргиз. языки, создавались оригинальные сочинения миссионеров на этих языках. В 1876 г. под руководством архим. Владимира была создана Алтайская переводческо-цензурная комиссия, в деятельности к-рой принимали участие лучшие воспитанники Бийского миссионерского катехизаторского уч-ща. Наибольший вклад в переводческую деятельность А. д. м. внесли прот. Василий Вербицкий, составивший «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (Каз., 1884) и крестивший за 36 лет служения в А. д. м. 2117 алтайцев, иером., впосл. митр. Московский свт. Макарий (Невский) и прот. Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский лит. язык, что в свою очередь стало решающим фактором консолидации различных тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ.
Стихиры Пасхи
(""Пасха священная"") на алтайском
языке в цифровой нотации (Стихиры святой
Пасхи. Томск, 1900. С. 2)
В 1864-1869 гг. алтайские книги печатались в Синодальной типографии в Петербурге. В 70-80-х гг. XIX в. ряд книг на алтайском и шорском языках был опубликован в Казани с помощью переводческой комиссии свт. Гурия Казанского братства при непосредственном участии Н. И. Ильминского - «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Указание пути в Царствие Небесное» (1884), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (1882-1884. 4 вып.) и др. С кон. 80-х гг. книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске.
В 1875 г. на средства прот. Николая Лаврова, пожертвовавшего 1500 р., в Улале была открыта миссионерская больница, при к-рой имелась аптека. При лечебнице в 1878 г. был создан приют для малолетних детей (в 1890 в нем жили 11 мальчиков и 22 девочки). В 1889 г. лечебница в Улале была упразднена, ее помещения отошли приюту, больница была переведена в Бийск, в 1890 г. на излечении в ней находилось 136 чел. В 1877 г. в Улале было создано приходское попечительство для помощи бедным. Впосл. такие попечительства создавались и в др. отд-ниях А. д. м. Из попечительств выдавалась помощь пострадавшим от пожара или наводнения, безродным и сиротам. В 1879 г. по ходатайству афонского иером. Арсения (Минина) из мон-ря св. вмч. Пантелеимона А. д. м. была пожертвована икона св. великомученика. Доставленная сначала в Томск, икона была торжественно принесена в Улалу - центральный стан миссии. С тех пор на Алтае стало возрастать почитание вмч. Пантелеимона, к-рого алтайские миссионеры именовали «несменяемым начальником миссии».
Сотрудники Алтайской
миссии. Фотография. 1880 г. 1. Еп. Владимир
(Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум.
Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий,
5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл.
епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан,
8) св
В 1880 г. архим. Владимир
был хиротонисан во епископа
Бийского, викария Томской епархии,
с сохранением управления А. д.
м. В дальнейшем Бийскими
Преемником еп. Владимира на посту начальника А. д. м. стал еп. Бийский свт. Макарий (Невский; 1883-1891) - «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы.
Сотрудники Алтайской
миссии. Фотография. 1909 г. 1-й ряд снизу:
свящ. Павел (Лизунов), свящ. И. Штыгашев,
свящ. С. Тупикин, свящ. М. Обышкин, свящ,
С. Никифоров; 2 ряд: свящ. Г. Оттыгашев,
прот. С. Ивановский, нач. миссии еп. Иннокентий,
прот. П. Бенеди
Он поступил
в А. д. м. в 1855 г. по окончании Тобольской
ДС, трудился в миссии 36 лет и
прошел все ступени
22 авг. 1920 г. свт. Макарию по предложению Святейшего Патриарха Тихона пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария А. д. м. руководили Бийские епископы Владимир (Сеньковский; 1891-1893), Мефодий (Герасимов; 1894-1898), Сергий (Петров; 1899-1901), Макарий (Павлов; 1901-1905), Иннокентий (Соколов; 1905-1924). В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, ВасилийПостников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 г. А. д. м. вынуждена была противостоять распространению бурханизма - алтайской формы ламаизма, претендовавшего на роль национальной религии алтайцев.