Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:53, реферат
Символика паука несет смысл непрерывной трансмутации человека, превращенного в жертву1. Паук в поэзии Гиппиус, являясь лунным хтоническим животным, сохраняя власть над миром явлений, прядет нить человеческой судьбы2. Паутина, как вариант ткани, несет в себе идею творения и развития (колеса и его центра) . Число "четыре" ("...Они четыре паутины / В одну, огромную, сплели. / Гляжу - шевелятся их спины / В зловонно-сумрачной пыли...") [Гиппиус, 2001, т. 2. С. 513], являясь символом земного пространства, внешних, природных пределов "минимального осознания тотальности", в конечном счете, олицетворяет рациональность мира, столь чуждую, ненавистную лирическому субъекту поэзии 3. Гиппиус [Тресиддер, 2001. С.332].
Анализируя многие из стихотворений З. Гиппиус, невозможно не обратить внимание на их особую пространственную структуру.
дается характеристика основного значимого локуса в сборниках «Собрание стихов. 1889-1903» и «Собрание стихов. 1903-1909», которым является некое замкнутое пространство, сходное с кельей. «Келейное» пространство получает свою завершенность и моделируется через систему образов молчания и молитвы, а также образов лампады и свечи, окна, порога. Это пространство замещает «дом», обеспечивает изолированность, покой.
Я в тесной келье – в этом мире.
И келья тесная низка.
А в четырех углах – четыре
Неутомимых паука… («Пауки»)
Стихотворение словно навеяно разговором Свидригайлова и Раскольникова о загробной жизни: «Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность».
Символика "паука", характерная для сознания начала XX в. непосредственно зафиксирована в дневниках В. Брюсова: "Мережковский защищал мнение, что муки ада будут телесные, будут котлы с кипящей смолой и комнаты с паукаим" (Брюсов В. Дневники. - Л., 1979. - С. 127).
Образ замкнутого пространства - тесной келий, в которой притаились пауки, символизирующие зло, навеян, по замечанию Ханзен-Леве, "гротескными образами ада (вечности) Достоевского" [Ханзен-Леве, 1999. С. 107]. Паук, сидящий в своей паутине, - центр мира; так возникает аналогия с картиной мироздания, и поэтому эта мифологема может рассматриваться в парадигме вечного ткачества паутины иллюзий1. На ассоциации с картиной вселенной указывает числовая символика четырех пауков. "Четыре паука" с их непрерывным плетением паутины и способностью к убийству сохраняют значение "непрерывного чередования сил, от которых зависит стабильность мира"
[Керлотт, 1994. С. 383]. Символика числа "четыре" становится "знаком единства низшей и высшей сфер бытия" [Тресиддер, 2001. С. 170]. Человек в этом контексте лишь микрокосм, отражение огромной Вселенной, заключенной в каждом индивидууме.
Символика паука
несет смысл непрерывной
С уединенностью лирического героя связано своеобразие художественного решения времени и пространства в поэзии З. Гиппиус 1889-1909 гг.: окружающая его реальность не вещественна, но духовна. Определено, что пространство лирического героя Гиппиус многомерно, его образы входят в парадигму внутреннего-внешнего, своего-чужого, замкнутого-открытого, временного и вечного. «Келейное» пространство лирического героя соседствует с иными мирами — дольним и горным, причем возможен переход в любой из этих миров путем пересечения «границы» («окна», «порога», «двери»). Выход во внешнее пространство не радует и не освобождает героя: в его отношениях с природными стихиями (воды, земли, воздуха и огня) наблюдается устойчивая статика, доминирует символика смерти: пруд «неподвижен», костер «безогненный», воздух — «мутный туман», земля — «могила открытая».
«Келейное» пространство лирического героя антропоцентрично, на внешнем уровне оно статично, на внутреннем — динамично. Формируется модель «пространства души», предстающей в «оголенном» виде и стремящейся к переходу в вечность: «Последним обнаженьем обнаженной / Моей душе — пределов больше нет» («Брачное кольцо», 1905 г.). Человеческая душа в представлении лирического героя Гиппиус имеет символическое пространственное выражение, предстает в образе храма.
Мы думаем, что новый
храм построим
Для новой, нам обещанной, земли...
Но каждый дорожит своим покоем
И одиночеством в своей щели.
Душа героя находится как бы в «тройном заточении», существует на нескольких уровнях одновременно. Так, самый глубокий уровень «заточения» — это «душа души» («Тварь», 1907 г.), второй уровень — душа в оковах «странного, тупо-злого, слепорожденного» тела («Час Третий», 1906 г.), не желающего иметь никаких «прозрений». И третий уровень — это добровольное «заточение» своей души в «келейном пространстве», которое охватывает весь мир: «Я в тесной келье — в этом мире» («Пауки» 1903 г.). Подобное «заточение» души может иметь бесконечное множество уровней, последним из которых будет вечность. Лирический герой-созерцатель взглядом сопрягает отдаленный и близкий планы и таким образом сообщает развитие действию. Пространственный разворот сочетается со стянутостью к центру («пространство души»), что обуславливает направление движения внутрь: «Я к монастырскому житью / Имею тайное пристрастие / Не здесь ли бурную ладью / Ждет успокоенное счастие?» («Не здесь ли?», 1904 г.).
Художественное пространство
лирики Гиппиус характеризуется
статичностью, которая является одним
из основных средств утверждения
надвременного характера
Зовет меня лампада
в тесной келье,
Многообразие последней тишины,
Блаженного молчания веселье —
И нежное вниманье сатаны.
Он служит: то светильник зажигает,
То рясу мне поправит на груди,
То спавшие мне четки подымает
И шепчет: «С Нами будь, не уходи!
Ужель ты одиночества не любишь?
Уединение — великий храм.
С людьми... их не спасешь, себя погубишь,
А здесь, один, ты равен будешь Нам.
Субъект у Гиппиус не только воспринимает мир, но и ощущает на себе взгляд со стороны мира, то есть пребывает в функции объекта. Возникает обратная перспектива: природа «смотрит» на человека: «Спеленут, лежу, покорный, / Лежу я очень давно; / А месяц, черный-пречерный, / Глядит на меня в окно» («Черный серп», 1908 г.). Внутренняя обратимость прослеживается на композиционном, словесном уровне, выходит за пределы текста, делая амбивалентность доминирующим фактором текстов на концептуальном уровне. Лирический герой Гиппиус находится в поле сложных отношений, как бы внутри полярных субстанций с характерной для мира переходных состояний игрой противоположными смыслами.