Анализ процессов изменения роли института церкви в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении места и роли института церкви в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
. проанализировать основные концепции взаимоотношения религии и общества в истории социально-философской мысли XIX- XX вв.
определить специфику конфессиональной структуры российского государства, проследить тенденции и особенности проявления религиозного фактора в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества
раскрыть основные направления современной российской государственно-конфессиональной политики, определить механизмы и формы влияния социально-политических процессов на религиозную ситуацию в России определить место и роль института церкви в современном российском обществе

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Факторы трансформации социального института церкви в современном российском обществе. 10
1.1. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института церкви в России. 10
1.2. Социально-политические факторы трансформации роли института церкви. 18
Глава 2. Социодинамика института церкви в российском обществе. 25
2.1. Динамика религиозных ценностей в современном российском обществе 25
2.2. Место и роль религиозного фактора в системе общественных отношений современной России. 35
2.3. Перспективы развития роли института церкви в России. 41
Заключение 47
Литература 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Институт церкви в современном Российском обществе.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, лозунгом, определяющим политику советского государства по отношению к религии в течение  семидесяти лет его существования  было декларированное отделение Церкви от государства и школы от Церкви, что обернулось на самом деле открытым гонением на верующих всех конфессий. Большое количество храмов и других молитвенных зданий были разрушены, сотни тысячи верующих были расстреляны и сосланы в лагеря как представляющие опасность для коммунистического строя. Однако все эти попытки не смогли искоренить стремление к духовному компоненту общественной жизни. Поэтому одной из основных составляющих трансформационных процессов, которые начались в Советском Союзе в результате перестройки, стало религиозное возрождение народов, населяющих страны постсоветского пространства. Всплеск религиозности был тесно связан с поиском новой идентичности, своего места в обществе, государстве и этносе. Процессы, проходившие и проходящие в России, не могут рассматриваться в отрыве от религиозной составляющей. Она настолько важна, что серьезно затронула политическую, социальную и культурную сферу, будучи тесно связанной с новой национальной и социальной политикой. С одной стороны этот процесс основывался на возвращении к истокам изучения исторического прошлого, когда религия являлась неотъемлемой частью общественной жизни, с другой - это поиск отдельной личности и общества, пытающейся ответить на кардинальные вопросы бытия в новых условиях. 30

Особенности социокультурной ситуации в России на рубеже XX и XXI веков и, прежде всего, девальвация официальной  государственной идеологии, привели  к ситуации «вакуума» в массовом сознании, который все более явно заполняется различными версиями идеологий, содержащих этнонационалистические компоненты. Сейчас Россия находится в процессе формирования нового духовного пространства. Место религии в нем определено ее цивилизационной значимостью. Религия рассматривается в качестве реальной основы религиозно-культурных различий, оказывающих серьезное влияние на политические отношения и процессы в российском обществе. Происходящие в современном российском обществе политические, экономические и социальные изменения обусловливают и существенную трансформацию общественного сознания народов России.31

Исторически сложившаяся многоконфессиональность  России представляет свободу выбора веры. К. П. Победоносцев (1827 - 1907) восхвалял  Россию как страну религиозной терпимости. Он утверждал, что «в мире есть только одна-единственная страна, где люди могут свободно жить в своей вере, - это Россия»32. Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему. В связи с этим, с одной стороны, наблюдается рост религиозности, и ослабление позиции сознательного безверия, резкое возрастание в общественном сознании престижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических движений, тяга к религии прежде равнодушных к ней людей. С другой стороны, позитивный процесс роста роли религии как элемента культуры, носительницы общечеловеческих ценностей сопровождается рядом издержек. Взять хотя бы вопрос об особенностях мировоззренческих ориентаций россиян, о характере, глубине их религиозности. Так, для многих людей характерны колебания между верой и неверием, обращение к нетрадиционным для страны, в том числе самым экзотическим культам, к различным новоявленным гуру. Религиозное мировоззрение у значительной части верующих, особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности, отличается во многом неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Также стоит отметить, что за последнее десятилетие в стране сформировалась тенденция переориентации значительной части общества на западные, протестантские ценности, т.е. произошел в определенной степени отказ от традиционной (православной) ментальности.

В условиях межгосударственной интеграции, трансформации общественного сознания на современном этапе рассмотрение влияния религиозного фактора в этом аспекте является актуальным, так как, несмотря  на одинаковые социально-экономические, политические условия функционирования в пределах одного государства или же региона наблюдается разные тенденции в социальной жизни. Ведь очевидно, что многообразие «религиозного» в современной жизни не всегда ведет к плюрализму в религиозной личной жизни людей и вероисповедной практике.

Разнородность конфессионального пространства России в переплетении с многообразием этнического состава составляет культурное богатство России, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на религиозной почве. Перед российским обществом стоит ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий национальной безопасности и движения вперед. Предпосылкой ее достижения является воспитание, культивирование в людях национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. Сегодня межличностным установкам плюралистического общества должно быть присуще то, что люди различных мировоззрений и жизненных принципов встречались бы друг с другом с полным уважением.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в современной глобальной реальности существуют различные возможности трактовки религии: и как фактора, способствующего фрагментации, и как объединяющего фактора политического развития общества. Однако, сегодня, в условиях тенденций к универсализации политических позиций, интегративная функция религии должна быть использована более полно и ведущую роль в этом процессе может сыграть именно идеология мультикультурализма.

2.3. Перспективы развития роли  института церкви в России.

Выстраивание отношений государства с не традиционными для России конфессиями, деноминациями, с новыми религиозными движениями (НРД) представляет собой особое и в современных условиях очень актуальное направление его политики в сфере свободы совести и вероисповедания. Их распространение в России в последнее десятилетие является закономерным следствием процесса демократизации общественного строя, роста открытости страны внешнему миру, усиления культурного обмена и взаимодействия с зарубежными государствами, в конечном счете, результатом реализации определенными группами населения своего права на свободу совести и вероисповедания.

Но, к сожалению, можно отметить, что нередко права верующих и  служителей новых религиозных объединений  ущемляются в различных сферах, нередко  ситуацию нагнетают СМИ и государственные деятели.

Под давлением епархиальных архиереев РПЦ в ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы и иные нормативные акты о запрете или ограничении на их территории миссионерской деятельности представителей иностранных религиозных организаций.

В этой ситуации государству в своей  вероисповедной политике предстоит  осуществить реализацию конституционных  принципов свободы совести и  равенства всех религий перед  законом.

Тем не менее, нельзя не отметить и  следующий факт. Часто жесткая политика государства обусловлена возникновением на рубеже ХХ-ХХ1 веков качественно новых угроз национальной безопасности России, связанных с изменением роли и влияния религиозного фактора, как во внешней, так и во внутренней политике государства.

Усиление роли религиозного фактора  в нашей стране в последние  годы обусловлено всем комплексом произошедших социально-политических изменений. Распад СССР, экономическая нестабильность и расслоение общества, возникший идеологический вакуум, ценностная дезориентация широких слоев населения активизировали влияние религиозного фактора на население страны.

Либерализация государственно-конфессиональных отношений сопровождалось активным проникновением в Россию миссионеров  различных религиозных движений. Это способствовало формированию особого типа угроз национальной безопасности.

В Российской Федерации особенно остро  стоят проблемы, связанные с развитием  экстремистской деятельности религиозных  организаций двух наиболее активных направлений.

С юга и юго-востока началось распространение исламского радикального фундаментализма, претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны. Пропаганда и использование насилия для достижения своих политических целей облекается здесь в религиозную форму. Религиозно-политический экстремизм этих движений в последние годы стал одной из серьезнейших угроз национальной безопасности нашего государства. Крайнюю и наиболее опасную форму политизации религии и выраженного клерикализма составляют проявления религиозно-политического экстремизма. Некоторые политические, главным образом этнократические элиты, радикально настроенные религиозные деятели стремятся использовать религиозные лозунги для возбуждения в массах чувств фанатизма и ксенофобии и оправдания используемых ими экстремистских, а зачастую и террористических методов достижения своих корпоративных политических целей и удовлетворения личных политических амбиций.

С другой стороны, не меньшую угрозу национальной безопасности России представляет определенная часть так называемых «новых религиозных движений» (НРД) или синкретических религий «Нового века». Экспортируемые прежде всего из США и Западной Европы, они насаждают новую глобалистскую, антироссийскую и антигосударственную идеологию. Одновременно начали возникать и собственно российские аналоги такого рода движений.

Экстремистское крыло НРД представлено организациями, которые пропагандируют отказ от традиционной морали, общественно  полезного труда и нередко приводят к разрушению семей, нанесению вреда физическому и психическому здоровью людей. Многие из таких религий имеют скрытую коммерческую направленность и действуют по принципу сетевого маркетинга.

Указанные изменения диктуют необходимость  формирования адекватных подходов и действенных методов обеспечения национальной безопасности России.

Еще одной характерной чертой современной  религиозной ситуации является процесс  политизации деятельности традиционных конфессий и религиозных объединений. Различие политических ориентаций отдельных групп духовенства и иерархии РПЦ и других конфессий в известной мере отражает сложный социальный состав религиозных объединений, различия в социальном статусе, уровне материальной обеспеченности, степени адаптированности к рыночной экономике, отношении к прошлому и политических предпочтениях верующих. Церковные иерархи и руководящие органы конфессий, прежде всего Русской православной церкви, провозглашая свое дистанцирование от политики, на деле оказываются вовлеченными в игру политических сил, своими позициями и заявлениями определенным образом воздействуя на происходящие в стране общественно-политические процессы. Наблюдаются попытки некоторых церковных кругов, используя сложившуюся политическую конъюнктуру, с помощью демонстрации своей поддержки властных структур обеспечить достижение своих корпоративных интересов.

С другой стороны, процесс политизации  религиозных организаций получает сильные импульсы извне. Многие политики, политические партии и движения, этнократические элиты стремятся заручиться поддержкой тех или иных конфессий для расширения своей электоральной базы, использовать религиозный фактор как основу легитимации своих притязаний на власть. В то же время многие властные структуры, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях нередко пытаются использовать конфессиональный ресурс для укрепления своей популярности и достижения определенных политических целей.

Соединение политических амбиций  части представителей иерархии, духовенства  и некоторых околоцерковных кругов с подобным стимулированием вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу в последние годы привело к появлению в религиозной среде клерикальных тенденций. Они находят выражение в стремлении РПЦ распространить свое влияние на сферу политических отношений, на сферу культуры и образования, в требованиях пересмотра и прямом игнорировании положений Конституции и других законов Российской Федерации об отделении религиозных объединений от государства.

Таким образом, можно констатировать, что невыверенная государственная политика в РФ ставит проблему допущения вариативности (при общности основных принципов) законодательства. Это порождает в сознании людей нравственно-правовую раздвоенность, побуждает к фактическому неисполнению государственных законов.

Комплекс обозначенных выше процессов, происходящих в религиозной сфере  российского общества, оказывает  заметное влияние на развитие общественно-политической ситуации в стране в целом и  в силу этого требует постоянного  внимания со стороны государственных органов, выстраивания четких, юридически последовательных отношений с религиозными объединениями.

Оценивая ситуацию в современной  России, Чемикосова Т.А. отмечает следующие  опасные тенденции. 33

Первая опасность межрелигиозному миру и диалогу появляется в тот момент, когда государство, отдельные политические группы или лидеры пытаются разыграть "религиозную карту", использовать религию для увеличения политического влияния, для решения личных политических задач, для создания идеологии государства на религиозной основе.

Указанная опасность как тенденция, которая реализуется отдельными акциями или некоординированными  проектами, постоянно присутствует в качестве неизменного фона церковной  и политической жизни. Несмотря на постоянное присутствие этой тенденции, влияние ее в целом незначительно, что не в последнюю очередь связано с невысоким профессиональным уровнем и поспешностью осуществившихся акций и проектов.

Вторая опасность, как показывает исторический путь России (да и не только России), связана с ситуацией, когда одна из религий или церквей стремится обрести доминирующее положение в духовной сфере, прибегая к помощи политических институтов светской власти.

Указанные тенденции представляют основную угрозу проекту последовательного отделения церкви от государства. Их основная черта -преимущественно аппаратные методы достижения указанного доминирования, в том числе с помощью договоренностей о "разделе сфер влияния" между руководителями церкви, которая претендует на доминирующее положение, и руководителями иных религий, которым предлагают в обмен на правовые уступки протекционизм в сфере отношений со своими единоверцами за рубежом. 34

Сюда же следует отнести аппаратные интриги по созданию подразделений  в структурах светской власти, отвечающих за государственную политику в сфере отношений с религиозными объединениями. Подобные структуры запрещены действующим законодательством, однако, сейчас ведется активное аппаратное давление, направленное на снятие соответствующих правовых запретов.

Информация о работе Анализ процессов изменения роли института церкви в современном российском обществе