Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении места и роли института церкви в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
. проанализировать основные концепции взаимоотношения религии и общества в истории социально-философской мысли XIX- XX вв.
определить специфику конфессиональной структуры российского государства, проследить тенденции и особенности проявления религиозного фактора в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества
раскрыть основные направления современной российской государственно-конфессиональной политики, определить механизмы и формы влияния социально-политических процессов на религиозную ситуацию в России определить место и роль института церкви в современном российском обществе
Введение. 3
Глава 1. Факторы трансформации социального института церкви в современном российском обществе. 10
1.1. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института церкви в России. 10
1.2. Социально-политические факторы трансформации роли института церкви. 18
Глава 2. Социодинамика института церкви в российском обществе. 25
2.1. Динамика религиозных ценностей в современном российском обществе 25
2.2. Место и роль религиозного фактора в системе общественных отношений современной России. 35
2.3. Перспективы развития роли института церкви в России. 41
Заключение 47
Литература 51
Как известно, лозунгом, определяющим политику советского государства по отношению к религии в течение семидесяти лет его существования было декларированное отделение Церкви от государства и школы от Церкви, что обернулось на самом деле открытым гонением на верующих всех конфессий. Большое количество храмов и других молитвенных зданий были разрушены, сотни тысячи верующих были расстреляны и сосланы в лагеря как представляющие опасность для коммунистического строя. Однако все эти попытки не смогли искоренить стремление к духовному компоненту общественной жизни. Поэтому одной из основных составляющих трансформационных процессов, которые начались в Советском Союзе в результате перестройки, стало религиозное возрождение народов, населяющих страны постсоветского пространства. Всплеск религиозности был тесно связан с поиском новой идентичности, своего места в обществе, государстве и этносе. Процессы, проходившие и проходящие в России, не могут рассматриваться в отрыве от религиозной составляющей. Она настолько важна, что серьезно затронула политическую, социальную и культурную сферу, будучи тесно связанной с новой национальной и социальной политикой. С одной стороны этот процесс основывался на возвращении к истокам изучения исторического прошлого, когда религия являлась неотъемлемой частью общественной жизни, с другой - это поиск отдельной личности и общества, пытающейся ответить на кардинальные вопросы бытия в новых условиях. 30
Особенности социокультурной ситуации в России на рубеже XX и XXI веков и, прежде всего, девальвация официальной государственной идеологии, привели к ситуации «вакуума» в массовом сознании, который все более явно заполняется различными версиями идеологий, содержащих этнонационалистические компоненты. Сейчас Россия находится в процессе формирования нового духовного пространства. Место религии в нем определено ее цивилизационной значимостью. Религия рассматривается в качестве реальной основы религиозно-культурных различий, оказывающих серьезное влияние на политические отношения и процессы в российском обществе. Происходящие в современном российском обществе политические, экономические и социальные изменения обусловливают и существенную трансформацию общественного сознания народов России.31
Исторически сложившаяся
В условиях межгосударственной интеграции, трансформации общественного сознания на современном этапе рассмотрение влияния религиозного фактора в этом аспекте является актуальным, так как, несмотря на одинаковые социально-экономические, политические условия функционирования в пределах одного государства или же региона наблюдается разные тенденции в социальной жизни. Ведь очевидно, что многообразие «религиозного» в современной жизни не всегда ведет к плюрализму в религиозной личной жизни людей и вероисповедной практике.
Разнородность конфессионального пространства России в переплетении с многообразием этнического состава составляет культурное богатство России, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на религиозной почве. Перед российским обществом стоит ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий национальной безопасности и движения вперед. Предпосылкой ее достижения является воспитание, культивирование в людях национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. Сегодня межличностным установкам плюралистического общества должно быть присуще то, что люди различных мировоззрений и жизненных принципов встречались бы друг с другом с полным уважением.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в современной глобальной реальности существуют различные возможности трактовки религии: и как фактора, способствующего фрагментации, и как объединяющего фактора политического развития общества. Однако, сегодня, в условиях тенденций к универсализации политических позиций, интегративная функция религии должна быть использована более полно и ведущую роль в этом процессе может сыграть именно идеология мультикультурализма.
Выстраивание отношений государства с не традиционными для России конфессиями, деноминациями, с новыми религиозными движениями (НРД) представляет собой особое и в современных условиях очень актуальное направление его политики в сфере свободы совести и вероисповедания. Их распространение в России в последнее десятилетие является закономерным следствием процесса демократизации общественного строя, роста открытости страны внешнему миру, усиления культурного обмена и взаимодействия с зарубежными государствами, в конечном счете, результатом реализации определенными группами населения своего права на свободу совести и вероисповедания.
Но, к сожалению, можно отметить, что нередко права верующих и служителей новых религиозных объединений ущемляются в различных сферах, нередко ситуацию нагнетают СМИ и государственные деятели.
Под давлением епархиальных архиереев РПЦ в ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы и иные нормативные акты о запрете или ограничении на их территории миссионерской деятельности представителей иностранных религиозных организаций.
В этой ситуации государству в своей вероисповедной политике предстоит осуществить реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом.
Тем не менее, нельзя не отметить и следующий факт. Часто жесткая политика государства обусловлена возникновением на рубеже ХХ-ХХ1 веков качественно новых угроз национальной безопасности России, связанных с изменением роли и влияния религиозного фактора, как во внешней, так и во внутренней политике государства.
Усиление роли религиозного фактора в нашей стране в последние годы обусловлено всем комплексом произошедших социально-политических изменений. Распад СССР, экономическая нестабильность и расслоение общества, возникший идеологический вакуум, ценностная дезориентация широких слоев населения активизировали влияние религиозного фактора на население страны.
Либерализация государственно-
В Российской Федерации особенно остро стоят проблемы, связанные с развитием экстремистской деятельности религиозных организаций двух наиболее активных направлений.
С юга и юго-востока началось распространение исламского радикального фундаментализма, претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны. Пропаганда и использование насилия для достижения своих политических целей облекается здесь в религиозную форму. Религиозно-политический экстремизм этих движений в последние годы стал одной из серьезнейших угроз национальной безопасности нашего государства. Крайнюю и наиболее опасную форму политизации религии и выраженного клерикализма составляют проявления религиозно-политического экстремизма. Некоторые политические, главным образом этнократические элиты, радикально настроенные религиозные деятели стремятся использовать религиозные лозунги для возбуждения в массах чувств фанатизма и ксенофобии и оправдания используемых ими экстремистских, а зачастую и террористических методов достижения своих корпоративных политических целей и удовлетворения личных политических амбиций.
С другой стороны, не меньшую угрозу национальной безопасности России представляет определенная часть так называемых «новых религиозных движений» (НРД) или синкретических религий «Нового века». Экспортируемые прежде всего из США и Западной Европы, они насаждают новую глобалистскую, антироссийскую и антигосударственную идеологию. Одновременно начали возникать и собственно российские аналоги такого рода движений.
Экстремистское крыло НРД
Указанные изменения диктуют
Еще одной характерной чертой современной
религиозной ситуации является процесс
политизации деятельности традиционных
конфессий и религиозных
С другой стороны, процесс политизации
религиозных организаций
Соединение политических амбиций части представителей иерархии, духовенства и некоторых околоцерковных кругов с подобным стимулированием вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу в последние годы привело к появлению в религиозной среде клерикальных тенденций. Они находят выражение в стремлении РПЦ распространить свое влияние на сферу политических отношений, на сферу культуры и образования, в требованиях пересмотра и прямом игнорировании положений Конституции и других законов Российской Федерации об отделении религиозных объединений от государства.
Таким образом, можно констатировать, что невыверенная государственная политика в РФ ставит проблему допущения вариативности (при общности основных принципов) законодательства. Это порождает в сознании людей нравственно-правовую раздвоенность, побуждает к фактическому неисполнению государственных законов.
Комплекс обозначенных выше процессов, происходящих в религиозной сфере российского общества, оказывает заметное влияние на развитие общественно-политической ситуации в стране в целом и в силу этого требует постоянного внимания со стороны государственных органов, выстраивания четких, юридически последовательных отношений с религиозными объединениями.
Оценивая ситуацию в современной России, Чемикосова Т.А. отмечает следующие опасные тенденции. 33
Первая опасность
Указанная опасность как тенденция,
которая реализуется отдельными
акциями или
Вторая опасность, как показывает исторический путь России (да и не только России), связана с ситуацией, когда одна из религий или церквей стремится обрести доминирующее положение в духовной сфере, прибегая к помощи политических институтов светской власти.
Указанные тенденции представляют основную угрозу проекту последовательного отделения церкви от государства. Их основная черта -преимущественно аппаратные методы достижения указанного доминирования, в том числе с помощью договоренностей о "разделе сфер влияния" между руководителями церкви, которая претендует на доминирующее положение, и руководителями иных религий, которым предлагают в обмен на правовые уступки протекционизм в сфере отношений со своими единоверцами за рубежом. 34
Сюда же следует отнести аппаратные интриги по созданию подразделений в структурах светской власти, отвечающих за государственную политику в сфере отношений с религиозными объединениями. Подобные структуры запрещены действующим законодательством, однако, сейчас ведется активное аппаратное давление, направленное на снятие соответствующих правовых запретов.