Атеизм в СССР
Новый этап освобождения трудящихся от
духовного гнета религии и церкви, массового
атеистич. движения и развития теории
науч. атеизма, начавшийся после Октябрьской
революции и тесно связанный с борьбой
за построение и дальнейшее развитие социалистич.
общества, за утверждение социалистич. образа жизни,
социалистич. идеологии и науч.-материалистич.
мировоззрения в сознании сов. людей. Науч.
разработка проблем А. в СССР с самого начала была
тесно связана с практич. работой партии
и Сов. гос-ва, направленной на ликвидацию
соц. основ религиозности, неграмотности
и нищеты, на широкое развертывание науч.
-атеистич. пропаганды и атеистич. воспитания.
В этой работе партия опиралась на теоретич.
наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Ленинские идеи о путях преодоления
религии, о необходимости подчинения борьбы
с религией задачам клас. борьбы и соц. переустройства
общества, требование борьбу с религией
поставить научнее, стремиться к разнообразию
форм идейн. воздействия на верующих и
др. были положены в основу политики партии
и Сов. гос-ва по отношению к религии, церкви
и верующим и нашли отражение в Программах партии,
резолюциях XII (1923), XIII (1924), др. съездов партии,
в ряде постановлений ЦК и его пленумов.
Развернутая программа идейн. борьбы с
религией и церковью, науч. критики религии,
определившая характер атеистич. пропаганды
и науч. исследований в области атеизма,
была разработана в статье В. И. Ленина «О
значении воинствующего материализма»
(1922). Большую роль в разработке науч. атеизма
и пропаганде атеистич. мировоззрения
сыграли соратники и ученики В. И. Ленина
- В. Д. Бонч-Бруевич, П. А. Красиков, Н. К.
Крупская, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов,
?. ?. Ярославский и др. Важную роль в развитии
А. в СССР сыграла пропаганда атеистич.
наследия франц. материалистов 18 в., Л Фейербаха,
традиций рус. революц. демократов, а также
передовых мыслителей народов СССР, достижений
естествознания и обществ. наук. Распространению
в массах идей атеизма и науч. критики религии,
ленинских принципов отношения к религии,
церкви и верующим в первые десятилетия
Сов. власти активно содействовало об-во
«Атеист», выпускавшее атеистич. газеты
и журналы (см. Атеистическая печать). В
1932 в СССР издавалось 10 антирелиг. газет
и 23 антирелиг. журнала. Важную роль в развитии
массового атеизма в СССР сыграл Союз
воинств. безбожников СССР во главе с Ем.
Ярославским. Гос. антирелиг. издательство
(ГАИЗ) опубликовало ряд книг и брошюр
по истории религии, науч. критике религии,
по теории и истории атеизма, методике
антирелиг. пропаганды, ряд учебников.
В 20-30-е гг. вышли в свет работы по происхождению
религии и ее ранних форм В. К. Никольского,
С. Л. Урсыно-вича, Л. Я. Штернберга, В. Г.
Бого-раз-Тана, Ю. П. Франиева; по истории
первонач. христианства — Н. М. Никольского,
В. С. Рожицина, П. Ф. Преображенского, Н.
В. Румянцева, А. Б. Рановича; по истории
Рус. правосл. церкви - Н. М. Никольского,
С. В. Бахрушина, Б П. Кандидова, А. Д. Дмитриева,
Г. Д. Костомарова и др.; по истории католицизма,
Ватикана, папства и инквизиции - Е. А. Адамова,
Е. А. Коровина, С. Г. Лозинского и др.; в
области исламове-дения - В. В. Бартольда,
Ю. И. Крачковского, А. А. Семенова, В. А.
Гордлевского, М. А. Рейснера, Н. А. Смирнова,
Е. А. Беляева и др.; по эволюции релит, сектантства
в условиях строительства социализма, его
роли в политич. и клас. борьбе - В. Д. Бонч-Бруевича,
П. А. Красикова, А. Т. Лукачевского, Ф. М.
Путинцева и др. Большую роль в развитии
исследований ре-лиг. сектантства и определении
задач атеистич. пропаганды сыграло антирелиг.
совещание при ЦК ВКП(б) в апреле 1926. Процесс массового
развития А. в СССР, равно как исследоват. работа в
области религиоведения и науч. атеизма,
был заторможен Отечеств. войной, трудностями
послевоенных лет. В этот период ослабла
атеистич. пропаганда и активизировалась деятельность церковников
и сектантов. Новый этап в развитии А. в
СССР начинается с сер. 5 0-х гг., после постановлений
ЦК КПСС от 7 июля и 10 ноября 1954. Усилило
атеистич. пропаганду Bсeсоюз. об-во по
распространению политич. и науч. знаний
(ныне об-во «Знание»). С 1959 начал выходить
журнал «Наука и религия». Курс основ науч.
атеизма стал преподаваться в ряде высш.
уч. заведений. Оживилась исследоват. работа
в области атеизма и критики религии. Музей
истории религии и атеизма в г. Ленинграде
стал выпускать «Ежегодник», а организованный
в Ин-те истории АН СССР в 1947 сектор истории
религии и атеизма - «Вопросы истории религии
и атеизма». Были созданы секторы и группы
по науч. атеизму и критике религии в ряде
др. ин-тов АН СССР (философии, этнографии
и др.). По решению ЦК КПСС (1964) при Академии
обществ. наук был создан Ин-т науч. атеизма,
к-рый стал выпускать перио-дич. издание
«Вопросы научного атеизма» и продолжил
начатое еще В. Д. Бонч-Бруевичем издание
«Научно-атеистическая библиотека». Организованы
межреспубликанские филиалы Ин-та науч.
атеизма. Активизировалась науч. работа
на кафедрах атеизма в ун-тах и педагогич.
ин-тах. Наряду с науч. критикой религии
в исследованиях раскрывается жизнеутверждающий
и гуманистич. характер науч. материалистич.
мировоззрения, нравств. ценность науч.
атеизма. Науч.-атеистич. лит-ра издается
мн. центр, и места, издательствами страны. Обществом «Знание»
регулярно проводятся всесоюз., рес-публ.,
зональные и др. науч.-прак-гич. конференции
и семинары по науч. атеизму, где получают
подготовку кадры лекторов и пропагандистов.
В атеистич. пропаганде участвуют средства
массовой информации и пропаганды: печать,
радио, телевидение. В условиях развитого
социалистич. общества А. в СССР вступил
в новый этап своего развития. Происходит
дальнейшее отмирание религии по мере развития
социализма и успехов коммуни-стич. воспитания,
способствующих утверждению в обществ,
сознании масс науч.-материалистич. мировоззрения.