Богословский и литургический смысл колокольных звонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:14, доклад

Краткое описание

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона и каждый из них предъявляет свои требования к колоколам.
1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров.
2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.

Вложенные файлы: 1 файл

колокольный звон.docx

— 24.26 Кб (Скачать файл)

Доклад Стуриковой М.В.

Богословский  и литургический смысл колокольных звонов

На сегодняшний день в  христианском мире существуют три вида колокольного звона и каждый из них предъявляет свои требования к колоколам.

1. Православный звон —  в его основе лежат ритм  с присущей ему динамикой и  взаимодействием тембров. Поэтому  в колоколах ценится прежде всего благозвучие и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон —  в его основе лежат одиночные  или двойные удары облегченного  языка о качающийся или вращающийся  колокол, который обычно оснащен  противовесом с тем, чтобы центр  тяжести проходил через ось  вращения. Количество колоколов  в звоннице обычно от 2 до 6. По  традиции колокола подбираются  или отливаются под определенный  основной тон с ограниченным  количеством обертонов. Отсюда  звон сам по себе не так  богат и зависит от количества  колоколов, а также амплитуды  их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря  особого значения не имеет.  Колокола настроенные точно в современно темперированную гамму, дают мелодический рисунок какой-либо готовой темы, причем ритм звона естественно соответствует этой теме, играя либо составную, либо подчиненную роль. Иногда мелодический рисунок состоит в повторении какой-либо несложной фигуры или интервала (большей частью - малой терции либо мажорного трезвучия). Но и фигура эта, и интервал находятся в пределах темперированной гаммы, а ритм здесь так же, как и в первом случае, играет либо составную, либо подчиненную роль. Это - тип западноевропейский: его внес в Россию талантливый, но совершенно лишенный чувства русского стиля о. Аристарх Израилев (род. в 1817г.). Основной порок западного стиля тот, что он поручает колоколам несоответствующую им задачу, которую несравненно лучше и целесообразнее поручить человеческим голосам и оркестровым инструментам. Мелодическая фигура, или даже целая мелодия на колоколе, может иметь значение лишь гротеска-барокко, каковой мы и наблюдаем, например, в исполнении курантами или карильонами их мелодии. Всерьез же исполняемая на колоколах мелодия (да еще с литургическими целями) производит впечатление чего-то крайне неуместного, мертвого, фальшивого, искусственного и надуманного. Впечатление здесь аналогично производимому картинно-перспективными приемами в иконописи или, что еще хуже, - движущейся куклой или автоматом

3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

     Русский Православный  звон отличается от колокольных  звонов других конфессий, если  звоны Западной Европы содержат  мелодические и гармонические  основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма и владения техникой исполнения, может через колокольный звон передать радость, спокойствие, скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.

Зная отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и  подбору колоколов для создания цельного звона.

Более подробно остановимся  на православном звоне. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

• созывать верующих к богослужению.

• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.

• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились  различные виды колокольного звона.

В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет  Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

          Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон — более сложный  по сравнению с благовестом и  перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого, и так повторяют много раз.

Трезвон — наиболее сложный  по сравнению с другими каноническими  звонами, но и является наиболее ярким  в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон  по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как  по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную  форму исполнения, ритм, фактуру  и инструментовку.

Колокола — общее название целого ряда инструментов в форме  полого сосуда, изготовляемых из металла, звук из которых извлекается ударами  о края сосуда. Высота звучания колокола обратно пропорциональна его весу.

Колокола издавна используются Христианской Церковью для созыва прихожан на богослужение. Колокольный звон — музыкальная композиция из звуков колоколов, как правило, связанных  с храмовым богослужением. В русской  православной традиции сложились 2 основных типа звона: в колокола ударяют поочередно или одновременно.

Можно выделить следующие  группы колоколов, которые различаются между собой величиной и силой звука: большие (благовестники), средние и малые колокола

    1. Большие (Благовестник) БАСОВЫЕ:

предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение  престола в храме. Праздничный колокол  должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресные  колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие  праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

Постные колокола

Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовеста, большие  колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении  «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые  колокола, в которые «отбиваются» часы.

2. Средние колокола ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные) Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

3. Малые колокола. К малым колоколам относятся ТРИОЛЬНЫЕ и Зазвонные колокола. Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования  малых колоколов совершается  трезвон, который выражает торжество  Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

На практике используется следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых 3-4 зазвонных. Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

Кроме этого известно целительство колокольным звоном. Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон. Замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза и лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается.

Таким образом, колокольный звон является одной из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

Богословский и литургический  смысл заключается в созыве верующих к Богослужению и выражении торжества Церкви и ее Богослужения.


Информация о работе Богословский и литургический смысл колокольных звонов