Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:14, доклад
На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона и каждый из них предъявляет свои требования к колоколам.
1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров.
2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.
Доклад Стуриковой М.В.
Богословский
и литургический смысл
На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона и каждый из них предъявляет свои требования к колоколам.
1. Православный звон —
в его основе лежат ритм
с присущей ему динамикой и
взаимодействием тембров.
2. Католический звон —
в его основе лежат одиночные
или двойные удары
3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.
Русский Православный
звон отличается от
Зная отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.
Более подробно остановимся на православном звоне. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.
В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.
Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).
Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого, и так повторяют много раз.
Трезвон — наиболее сложный
по сравнению с другими
Колокола — общее название целого ряда инструментов в форме полого сосуда, изготовляемых из металла, звук из которых извлекается ударами о края сосуда. Высота звучания колокола обратно пропорциональна его весу.
Колокола издавна используются Христианской Церковью для созыва прихожан на богослужение. Колокольный звон — музыкальная композиция из звуков колоколов, как правило, связанных с храмовым богослужением. В русской православной традиции сложились 2 основных типа звона: в колокола ударяют поочередно или одновременно.
Можно выделить следующие группы колоколов, которые различаются между собой величиной и силой звука: большие (благовестники), средние и малые колокола
предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:
Праздничные колокола
Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.
Воскресные колокола
Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.
Постные колокола
Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.
Полиелейные колокола
Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).
Будничные (простодневные) колокола
Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).
Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.
Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.
2. Средние колокола ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные) Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.
Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.
3. Малые колокола. К малым колоколам относятся ТРИОЛЬНЫЕ и Зазвонные колокола. Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.
Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.
На практике используется следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых 3-4 зазвонных. Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…
Кроме этого известно целительство колокольным звоном. Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон. Замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза и лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается.
Таким образом, колокольный звон является одной из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".
Богословский и литургический смысл заключается в созыве верующих к Богослужению и выражении торжества Церкви и ее Богослужения.
Информация о работе Богословский и литургический смысл колокольных звонов