Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:14, реферат
Эпоха Корё вошла в историю как период наивысшего расцвета буддизма в стране. В X - XIV вв. он сохранял своё положение в качестве государственной религии, развиваясь в условиях активного сотрудничества с аристократической верхушкой общества. Став одним из крупнейших землевладельцев страны, буддийское духовенство не довольствовалось одним лишь влиянием на духовность корейского народа, но активно вмешивалось в его политическую жизнь, добиваясь государственного покровительства. При активной поддержке властей в его распоряжении были сосредоточены многочисленные монастыри и храмы, обширные земельные угодья. Идейная и политическая поддержка власти, характерная для буддийской церкви Корё, щедро оплачивалась многими ванами и знатными феодальными родами; государственная казна и частные лица выделяли значительные пожертвования на строительство храмов и монастырей, молелен и буддийских святынь.
Борьба буддизма и конфуцианства за доминирующее положение в Корё.
Эпоха Корё вошла в историю как период наивысшего расцвета буддизма в стране. В X - XIV вв. он сохранял своё положение в качестве государственной религии, развиваясь в условиях активного сотрудничества с аристократической верхушкой общества. Став одним из крупнейших землевладельцев страны, буддийское духовенство не довольствовалось одним лишь влиянием на духовность корейского народа, но активно вмешивалось в его политическую жизнь, добиваясь государственного покровительства. При активной поддержке властей в его распоряжении были сосредоточены многочисленные монастыри и храмы, обширные земельные угодья. Идейная и политическая поддержка власти, характерная для буддийской церкви Корё, щедро оплачивалась многими ванами и знатными феодальными родами; государственная казна и частные лица выделяли значительные пожертвования на строительство храмов и монастырей, молелен и буддийских святынь.
На раннем этапе
существования Корё династия Ван
присваивала высшему
Основной идеологический
постулат конфуцианства, заключавшийся
в освящении государственной
и публичной власти, а также
его четко сформулированные этико-поведенческие
нормы, предусматривавшие
Сумятица второй половины XII в., дворцовые перевороты и переход власти в руки военных серьёзно поколебали позиции конфуцианских кругов Корё. Вытеснив гражданские круги из системы управления государством, военачальники попытались взять реванш за своё приниженное положение: не останавливаясь ни перед чем, они устраивали гонения на конфуцианских ученых, закрыли некоторые учебные заведения и демонстрировали своё пренебрежение официальной идеологией. Всё это серьёзно ослабило конфуцианскую систему.
БУДДИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В КОРЕЕ
ХV-ХVI ВЕКОВ
В исторической литературе по истории Кореи нередко можно встретить утверждение о том, что в период Коре господствующей «идеологией» был буддизм, в то время как при династии Ли (Чосон) — конфуцианство.
В буддизме, как в любой древней религии, значительное развитие получила идейная (философская) составляющая. А конфуцианская идеология, распространившись до низших слоев населения, впитала некоторые элементы религии. Примером тому является культ предков, ставший составной частью конфуцианства и предполагающий веру в то, что духи умерших не исчезают бесследно, а в течение некоторого времени могут влиять на жизнь живущих. Причем чем более значимое место в обществе занимал при жизни предок, тем больше по силе и дольше по времени воздействие его духа.
И тем не менее буддизм и конфуцианство в конце Коре — начале эпохи Чосон были противоборствующими «учениями-религиями», но не на идеологической, а на экономической и впоследствии — политической почве. Буддийская церковь, обладая огромными земельными владениями, отстаивала частную собственность на землю, господствовавшую в конце Коре. Конфуцианство, ставшее «знаменем» новых придворных сановников-реформаторов, создавало теоретическую основу для укрепления государственной собственности и контроля за землепользованием.
Изначально буддизм и конфуцианство «обслуживали» разные сферы общественной жизни, первое — духовную, а второе — политическую, то приход к власти новых сановников-конфуцианцев, выдвинувших Ли Сонге в качестве основателя новой династии, совсем не означал, что немедленно последуют гонения на буддизм. Действительно, Ли Сонге в 1393 г. дал указание отреставрировать крупнейший буддийский храм юго-востока Кореи — Хэинса (основан в 802 г.) в горах Каясан. В правление Ли Сонге отдельным буддийским храмам продолжали раздавать земельные пожалования.
Политика гонений на буддизм началась только в правление третьего короля Чосона — Тхэчжона (1400-1418). Тогда королевскими указами стали закрывать отдельные буддийские монастыри. При государе Сечжоне (1418-1450) судьба буддизма, казалось, была окончательно предрешена: число буддийских монастырей сократилось до 36. С 1442 г. стали производиться регулярные проверки деятельности монастырей, хотя оставшимся монастырям иногда выдавались дополнительные земли и лично зависимые ноби в качестве слуг.
В правление государей Танчжона (1452-1455), Сечжо (1455-1468), Сончжона (1469-1494) жесткая политика королевского двора по отношению к буддизму прекратилась. Старым монастырям снова стали раздавать значительные земельные угодья, строились новые буддийские храмы, издавались и переиздавались буддийские канонические сочинения.
Переломным в отношении буддизма стало правление «князя» Ёнсан-гуна (1494- 1506) — законного правителя Кореи из династии Ли, не получившего должного храмового имени после смерти по причине того, каким было его правление. Ёнсан- гун проводил политику особого покровительства буддизму, который «не вмешивался», в отличие от конфуцианства, в управление страной, чем, кстати, Ёнсан-гун практически не занимался. Тогда же имели место страшные гонения на конфуцианских ученых.
В правление Чунчжона (1506-1544) положение конфуцианства заметно улучшилось. Было решено максимально ограничить влияние буддизма, который, по мнению конфуцианцев, лишь «развращал» нравы народа. В 1509 г. в Сеуле закрыли все буддийские монастыри. В провинции в очередной раз сократили число монастырей и значительно урезали их привилегии.
Буддизм и конфуцианство в Корее XVIII-XIX вв.
Европейцы, которые посещали страны Дальнего Востока в XVIII-XIX веках, всегда удивлялись той обстановке религиозной терпимости, которая царила в этом обширном регионе. Друг с другом мирно сосуществовали конфуцианство, буддизм, местные религиозные культы. Никаких серьезных конфликтов, а уж тем более - религиозных войн, не происходило, да и власти более или менее спокойно относились к представителям всех религиозных учений. При более тщательном рассмотрении ситуации, европейские наблюдатели обнаружили еще более странную для них картину. Оказалось, что среднестатистический китаец, японец или кореец не просто терпимо относятся к другим верованиям - он попросту исповедует несколько религий одновременно. Не имело ни малейшего смысла интересоваться, буддистом, конфуцианцем, или сторонником местных культов является тот или иной житель региона - он, как правило, был и тем, и другим, и третьим. Именно такая ситуация испокон веков существовала в Восточной Азии.
Только проникновение христианства,
которое принесло с собой европейско-ближневосточные
традиции нетерпимости к другим религиям,
привело в последние 100-150 лет к некоторым
изменениям - довольно заметным в Корее
и Вьетнаме, весьма небольшим - в Китае
и Японии.
Трения между различными религиями в Восточной
Азии существовали. До Варфоломеевских
ночей дело не доходило, и вообще к прямому
насилию стороны прибегали крайне редко,
но конфликтные ситуации все-таки возникали.
Одно из таких противостояний - это соперничество
буддизма и конфуцианства в правление
династии Ли (1392-1910), которое в целом закончилось
поражением буддизма.
С самого начала короли этой династии
опирались на корейских «младореформаторов»
- убежденных сторонников неоконфуцианства.
Реформаторы хотели построить новое государство
«правильно», то есть в соответствии с
предписаниями единственно верной теории
общественного устройства. Таковой теорией
было для них учение Конфуция в интерпретации
Чжу Си (то самое «неоконфуцианство»).
И именно с позиций этого учения они и
стали подходить к буддизму.
Поначалу, на рубеже XIV и XV веков, наибольшее
недовольство властей и тесно с ними связанной
конфуцианской интеллигенции вызывало
церковное землевладение. Монастырям
тогда принадлежали огромные по корейским
масштабам земельные владения, на которых
работали крепостные и арендаторы. Налогов
монастыри, как правило, не платили. С точки
зрения реформаторов, радеющих об интересах
государства и доходах казны, монастырские
земли были просто украдены у страны. Поэтому
среди первых акций новой власти было
и решение о конфискации церковных земель.
Отныне церковь не могла владеть земельной
собственностью, и это ограничение просуществовало
все время правления династии, вплоть
до конца XIX века. Главные претензии носили
политический или, скорее, политико-экономический
характер. Монахи в буддизме должны жить
в нищете, не работая, исключительно за
счет подаяния. С точки зрения государства
это означало, что подданный, становясь
монахом, переставал быть работником и
налогоплательщиком. Вдобавок, монаха
нельзя было забрать в армию. Наконец,
монах не имел детей, а забота о приумножении
населения считалась одной из важнейших
задач конфуцианского государства. Итак,
монах был бесполезен и даже хуже того
- вреден, так как, ничего не производя
и не выполняя никаких полезных государству
функций, он, тем не менее, ел и пил, во что-то
одевался и где-то жил, потребляя, таким
образом, ресурсы страны.
Информация о работе Борьба буддизма и конфуцианства за доминирующее положение в Корее