Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:15, реферат
Целью реферата является рассмотрение буддизма и его основных идей.
Для того, чтобы проанализировать все основные идеи буддизма, следует раскрыть следующие задачи:
- выяснить возникновение буддизма и личность его основателя;
- изучить основные идеи буддизма;
- установить отношение буддизма к метафизическим вопросам;
Вторым по тяжести греховным деянием считается воровство. Буддийские теоретики различали несколько мотивов воровства. Мотив воровства на почве алчности характеризуется жаждой обладания каким-либо объектом, принадлежащим другим людям. Сюда же причисляется воровство с целью обрести известность и славу, а также воровство ради спасения своей жизни или жизни своих близких. Все эти виды греховных деяний мотивированы алчностью, то есть страстным влечением чувственный опыт.
Воровство из ненависти осуществляется под воздействием желания причинить вред своему недругу через лишение собственности.
К воровству по «идеологическим причинам»,то есть на почве невежества, относятся различные виды отчуждения собственности и денежных средств в пользу государства на основе законов. Грех воровства - это присвоение чужой собственности с помощью силы или тайно.
Следующее греховное действие - прелюбодеяние. Оно также может быть продиктовано различными мотивами: алчностью, ненавистью, невежеством.
Грех лжи - это словесное действие, предпринятое обманщиком с целью сформировать у слушателя искажённое представление о чём-либо, хотя последний изначально имел об этом правдивую информацию. Согласно буддийской трактовке, ложь может быть сообщена не только словами, но и посредством телесных действий (жестами), а также просто молчанием.
Нравственный же идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.
Алчности необходимо противопоставить её противоположность - не-алчность. Вражде должна противопоставляться невражебность, а невежеству - отказ от упорства в ложных воззрениях. Эти три "противоядия" именуются в буддийской религиозной доктрине тремя корнями благого. Они присущи человеку от природы, но имеют неодинаковую степень развития у различных индивидов. Неалчность, невражда и неневежество в высшей степени укрепляются при условии сознательного принятия Благородных истин. Благо человеческого рождения, согласно буддийским воззрениям, связано и с тем, что только человеку присущи корни благого. Однако упорство в невежестве и особенно в ложных воззрениях может привести к так называемому отсечению трёх корней благого. Но при исчерпании дурной кармы, следующее затем человеческое рождение вновь открывает благую возможность приобщения к Дхарме.
3. Отношение буддизма к метафизическим вопросам
Буддизм практическое учение, главная его цель спастись, обрести освобождение, достичь нирваны. Все, что не способствует достижению этой цели, отвергается. Все, что не проверятся непосредственным опытом, по крайней мере, оставляется Буддой без ответа.
Поэтому метафизические
Так как буддизм в качестве последней инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к Учению как к догме. Будда призывает применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают такой проверки, отбрасывать их. «Вы изучали Учение, слушая слова Владыки Будды, и заучивали их наизусть. Почему же вы не учились из своих собственных глубин, внимая звучанию лишь вам присущей Дхармы (учению), почему не воплотили ее в своей жизни посредством последующего размышления?».2 Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары, то есть несовершенного, изменчивого бытия и достичь противоположного берега нирваны.
Главной целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного человека к освобождению. Поэтому учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма. «Буддийское учение, пишет английский исследователь М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму.
Все же основа всех разнообразных ответвлений учения Будды четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь. «Подобно тому как воды океана имеют только один вкус – вкус соли, так и мое учение имеет только один вкус - вкус спасения», говорит Будда.
Постепенно в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна малая колесница, самоназвание тхеравада (учение старейших) и Махаяна великая колесница. Первое из этих направлений называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение в странах южной и юго-восточной Азии, а второе северным буддизмом по причине его преимущественного распространения в странах, лежащих к северу от Индии. Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь, благодаря собственным усилиями. Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловили ее ограниченное распространение в странах традиционно связанных с Индией.
Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (тот, чья сущность просветление), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану (паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор, пока ее не обретут все живые существа. Главные качества бодхисаттвы премудрость, то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание, выражающееся в умении спасать различные типы живых существ.
В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно больше людей. При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды могут не только монахи, но и отдельные благочестивые и мудрые миряне. Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций (в частности синтез китайский традиционных учений и положений Махаяны породил одну из самых замечательных школ Буддизма Чань-буддизм), что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.
Заключение
В заключение данной темы можно сказать, что буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной сфере. Люди считаются равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признается способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.
Будда понимал, что все люди неодинаковы и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальностей обучаемых.
Это во многом способствовало
тому, что буддийские учения широко
распространились во всех наиболее важных
регионах Азии. В каждом из этих регионов
буддизм адаптировался к местны
Возникновение буддизма и сложная
его судьба - закономерный результат
существования такого общества, в
котором страдание
В настоящие время Буддизм является одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Список используемой литературы
1 Бадак А. Н.., Войнич И. Е. , Волчек Н. М. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Мн.: Харвест,1999
2 Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988