Будущее религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии. Поддержание веры выражается в вероисповедании, молитвам, походом в места служения, где собираются люди с таким же вероисповеданием.
Цель работы: на основе всестороннего изучения и обобщения теоретических источников - определить понятие и сущность религии, охарактеризовать ее функции, изучить современное состояние мировых религий, выяснить роль религий в современном мире.

Содержание

Введение
Религия в современном мире
Религия как элемент духовной жизни общества
Функции религии
Место религии в системе отношений человека и окружающего мира
Свобода совести
Тенденции современной религиозной динамики

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

religiovedenie_new2курсконтр.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Свобода совести

 

На понимании свободы совести как правовой нормы, выражающей одно из естественных прав личности, следует остановиться особо. В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий друг с другом и государствам является чрезвычайно актуальной. Основой разрешения всех возникающих противоречий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, понимается право человека на автономию Духовной Жизни. Иногда духовность человека понимается или объясняется только как религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера.

Проявление свободомыслия имело место в жизни любого народа, у последователей любой религии. В России свобода совести, также как и в других странах, прошла очень сложный путь. Иногда за свободомыслие выдавали выступление против официальной церкви. Так было, например, в советский период со многими (с точки зрения православия) ересями. Очень часто атеистами объявляли крупных ученых, известных деятелей науки и т.д.

В России церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Российская Федерация является светским государством. Вместе с тем в государстве и обществе признается особая роль православия в культурной истории России, в становлении и развитии духовности и гражданственности человека. Уважая католичество, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов, следует подчеркнуть, что православие охватывает большую часть населения России и выражает важную сторону его духовной культуры. Важно также содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести. Право каждого человека на свободу совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта равноценного духовного выбора, ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

  • свободно, без насилия и преследований выбирать любую религию и следовать ей на практике;
  • не следовать ни какой религии, придерживаться без преследований и насилия атеистических взглядов и позиций;
  • свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности (свободомыслие).

 

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуществление принципа свободы совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства в лице его органов и отдельных должностных лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой - невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия - государство нейтрально в вопросах религиозной веры.

Светский характер государственного образования предполагает, во-первых, равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия. Государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ, а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

 

3.Тенденции современной религиозной динамики

 

Эпоха, в которую вступает человек XXI века, характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления и серьезной теологии, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. И становится неважно, в кого и во что верить, претенциозная «вера в душе» оборачивается отпадением человека от традиционной проверенной веками деятельной веры в Бога, которая в полной мере реализуется только в священном церковном пространстве.

Мировые религии принимают вызов атеистически настроенного современного мира и по-разному адаптируются к создаваемым условиям.

К основным тенденциям современной религиозной динамики можно отнести:

– Активизация миссионерской деятельности традиционных религий, осознание важности религиозного просвещения людей, особенно молодежи. Так, в учебных заведениях Беларуси введен курс «Основы православной культуры», в России - «Основы религиозной этики», где на выбор учеников и родителей происходит знакомство с вероучением христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

– Определенное размывание, фрагментация классических религиозных систем, синтетичность форм. Например, взаимодействие культурных систем черной Африки и появление афрохристианства и афроислама.

– Религиозный фундаментализм, проповедующий стойкое неприятие современности, критику светской жизни, освобожденной от власти религии, выступающий против западной модели развития и провозглашающий традиционные ценности. Например, движение фундаменталистов в Индии, Афганистане и проч.

– Теология освобождения, получившая распространение в странах третьего мира. В этом регионе, характеризующимся политической нестабильностью, зависимостью от американского капитала, ростом населения и нищеты, католическая церковь является одновременно консервативной силой и выразителем интересов простого народа. В 1968 г. католический епископский совет в Меделлине (Колумбия) осудил насилие и выступил в защиту бедных. Это знаменовало рождение теологии освобождения, использующей марксистский анализ для обличения социальной несправедливости. Правящая элита жестоко расправилась с церковью бедняков, в 1980 году в результате гражданской войны были убиты тысячи ее активистов, священников и монахов. В период кризиса коммунистической идеологии теоретики теологии освобождения стали акцентировать внимание на проблемах защиты окружающей среды.

– Экуменическое движение, направленное на достижение взаимопонимания, консолидации, соизмерения позиций крупных церквей и конфессий по важным проблемам современной жизни. В 1948 году был создан Всемирный совет церквей, который включает сегодня около 330 Церквей из 100 стран. Высшим органом власти является Ассамблея ВСЦ, созываемая раз семь лет. Цель ВСЦ – способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви. Русская Православная Церковь вступила во ВСЦ в 1961 г., и участвует в богословских дискуссиях, оставаясь твердым в отношении «акрибии» - сохранения чистоты веры. Помня о догматической грани, которая делает невозможным церковное общение православных с иными конфессиями, Православие не распространяет эту грань на человеческое общение, выражение добрых чувств, взаимопомощь и обмен людей своими жизненно-опытными открытиями и переживаниями. В рамках экуменического проекта Римско-католическая церковь отдала приоритет достижению единства в вопросах веры; ведется активный диалог с нехристианскими вероисповеданиями, например, с Организацией исламской конференции (1969) и Буддийским советом (1984). В 1986 г. многие религиозные лидеры молились о мире в итальянском городе Ассизи, родине святого Франциска.

– Интерес к эзотерике, мистике, оккультным теориям и практикам. Ряд учений – теософия, антропософия и проч. – претендуют на масштабный культурный синтез и установление духовного господства в мире.

– С последней трети XX активно стали множиться как клетки раковой опухоли на организме государств новые религиозные движения: тоталитарные секты, деструктивные культы, мистические, сатанинские и неоязыческие сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Религия - это определенные взгляды и представления людей, и соответствующие им обряды и культура.

Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет социальные функции, основные из которых: мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная, интегрирующая, регулятивная, культурная.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Все ныне существующие религии можно условно разделить на три группы:

1) родоплеменные примитивные верования;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Основные религии мира: христианство, ислам, буддизм. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Все зрелые религии включают определенное учение (догматику), религиозно-нравственные нормы, культ - систему ритуальных действий, особый комплекс религиозных переживаний – веру, которая является ядром религии.

Наличие этих элементов сочетается с организационным объединением приверженцев данной религии, осуществляющих совместное отправление культовых действий, сохранение, разъяснение и передачу следующим поколениям вероучения, а также разработку и внедрение религиозно-нравственных норм, рекомендаций и надзор за их исполнением.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные:

  • огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий;
  • во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства, тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным;
  • религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма; религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий. Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные убеждения. Свобода совести предполагает и свободу атеизма, а также возможность смешивания разных верований, принятие старых и признанных новых культов.

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных и нравственных ценностях, много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

Разность в понимании Бога и его способов общения с человеком приводит к функционированию различных религиозных систем, характеризующихся специфической религиозной практикой и самостоятельными религиозными объединениями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем развития земной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.
  2. Зубов А.Б. История религии. Курс лекций / А.Б.Зубов. - М.: МГИМО-Университет, 2006. - 436 с.
  3. Ильин В.В. Религиоведение / В.В.Ильин, А.С.Кармин, Н.В.Носович. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  4. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004. - 199 с.
  5. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н.Яблокова. - М.: Гардарика, 2002. – 536 с. .
  6. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. – Мн.: Новое знание, 2000. – 480с.
  7. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов на Дону: "Феникс", 1996. – 672с.

Информация о работе Будущее религии в современном мире